Правовые меры обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защита прав потребителей на потребительском рынке

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

Политика РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (санитарное законодательство) основывается на Конституции РФ и Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, регулирующего отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из условий реализации предусмотренных конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством следующих действий и мероприятий:
1. профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
2. контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
3. создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
4. государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
5. государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
6. сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
7. лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
8. государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию РФ отдельных видов продукции;
9. проведения социально-гигиенического мониторинга;
10. научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
11. мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
12. мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
13. мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.


Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством РФ. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Граждане имеют право:
1. на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
2. получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
3. осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил;
4. вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
5. на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством РФ.


Граждане обязаны:

2. заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;
3. не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.


Индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:
1. получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах;
2. принимать участие в разработке органами исполнительной власти, органами местного самоуправления мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
3. на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством РФ.


Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
1. выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
2. разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
3. обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
4. осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
5. своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
6. иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;
7. осуществлять гигиеническое обучение работников.

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Читинская государственная медицинская академия

на тему: « Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Общая характеристика санитарного за­конодательства Российской Федерации и ответственность за его нарушение»

Под общей редакцией заведующего кафедрой судебной медицины, доктора медицинских наук, профессора Г.И. Авходиева

Мотивационная характеристика темы:

Несмотря на значительные достижения в науке, в том числе медицине, санитарное благополучие многих населенных пунктов РФ оставляет желать лучшего. С одной стороны, это обусловлено тем, что в современных условиях кардинальных изменений экономики данный раздел работы финансировался по остаточному принципу. Кризис коснулся и медицины, что привело к значительному снижению санитарно-просветительной работы среди населения. По данной причине изучение данного вопроса представляется весьма злободневным.

Цели занятия:

    Дать характеристику санитарного за­конодательства Российской Федерации.

    Ознакомиться со структурой и функциями центров ГСЭН.

    Рассмотреть права, обязанности граждан, должностных лиц, сотрудников Государ­ственной санитарно-эпидемиологический службы и их ответственность за нарушение санитарного законодательства.

Оснащение занятия:

    Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", 19.04.91 г. №1034-1.

План:

    Характеристика закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

    Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации

    Структура центра ГСЭН. Организация и основные направления его работы

    Основные нормативные правовые акты и документы, определяющие деятельность госсанэпидслужбы, разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ:

    Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения

    Права и обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия

    Социально-гигиенический мониторинг

    Особенности работы центров ГСЭН в новых экономических условиях

    Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в проведении первичной и вторичной профилактики

    Деятельность санэпидслужбы по контролю за санитарным состоянием ЛПУ

    Обязанности сотрудников центра ГСЭН.

    Взаимодействие санэпидслужбы с ведомствами и учреждениями

    Пути привлечения населения к проведению санитарных и противоэпидемических мероприятий

    Обязанности предприятий и организаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения

    Административно-правовые основы деятельности центров ГСЭН

    Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий должностных лиц.

Характеристика Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" был принят Верховным Советом 19.04.91 г. Он является основным актом, регламентирующим деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы, состоит из 7 разделов, объединяющих 43 страны.

Первый раздел закона раскрывает содержание понятия "санитарно-эпидемиологическое благополучие насе­ления" и определяет комплекс мер по его обеспечению. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Основой обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является реализация государственных, региональных и местных программ по укреплению здоровья населения и реализация государственных, региональных и местных программ по укреплению здоровья населения и профи­лактике заболеваний, по оздоровлению среды обитания человека и условий его жизнедеятельности.

Во втором разделе закона определены права и обязанности граждан, предприятий, организаций, защита и га­рантии прав в вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия.

Третий раздел включает общие требования к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения при планировке и застройке населенных пунктов, выпуске продукции и разработке новых техноло­гий, организации хозяйственно-питьевого водоснабжения и эксплуатации источников водопользования, утили­зации производственных и бытовых отходов, гигиеническом воспитании и образовании граждан.

В четвертом разделе определена ответственность за нарушение санитарного законодательства Российской Федерации. В нем раскрыто понятие "санитарное правонарушение", дана характеристика видов ответственно­сти (дисциплинарная, административная и уголовная) за его совершение. Ст. 31 определяет условия, при кото­рых наступает экономическая ответственность предприятий и организаций за нарушение санитарного законода­тельства.

Пятый раздел закона раскрывает внутреннее содержание видов (государственный и ведомственный) сани­тарно-эпидемиологического надзора, определяет сущность производственного и общественного контроля, их взаимодействия.

В шестом разделе закона представлена структура госсанэпидслужбы, определены уровни управления, поря­док финансирования и материально-технического обеспечения ее учреждений и органов (ст. 37).

В ст. 38 описаны права должностных лиц госсанэпидслужбы, в ст. 39 - их обязанности. Вопросам правового положения и социальной защиты должностных лиц и специали­стов службы посвящена ст. 41. Обязательства по осуществлению тесного взаимодействия между учреждениями и органами госсанэпидслужбы и здравоохранения в решении вопросов обеспечения санитарно-эпидемиоло­гического благополучия населения закреплены в ст. 42.

Седьмой раздел закона содержит требования, предъявляемые к содержанию международных договоров.

Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации

Основными задачами Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ являются:

Осуществление предупредительного и текущего санэпиднадзора;

Изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения;

Динамическое наблюдение за факторами окружающей среды, оказывающими вредное и опасное воздей­ствие на организм человека;

Выявление причин и условий возникновения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений;

Координация усилий органов государственной власти и управления, хозяйственных субъектов и граждан при разработке государственных, региональных и местных программ по охране здоровья;

Координация работы и активное сотрудничество с другими ведомственными организациями и гражданами в области охраны здоровья населения и среды обитания;

Учетно-отчетная работа в области гигиены и эпидемиологии.

Главной задачей госсанэпидслужбы является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление или ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на здоровье ("Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ", утвержденные по­становлением Правительства № 625 от 05,06.94 г.).

Усилено значение службы как федерального надзорного органа со строгим подчинением по вертикали. Спе­циальным постановлением Правительства № 264 от 01.04.93 г. ей поручено проводить совместно с органами исполнительной власти работу по подготовке региональных целевых программ по:

Созданию экологически чистых технологий, экологически чистого топлива;

Снижению вредного влияния промышленных предприятий на окружающую среду;

Улучшению условий труда и быта;

Строительству жилых домов, детских дошкольных и школьных учреждений, объектов здравоохранения;

Улучшению качества питьевой воды, продуктов питания и т. д.

Качественно новые профессиональные знания потребуются специалистам службы для выполнения таких функций, как разработка санитарных правовых норм и гигиенических нормативов, наблюдение, оценка и прогнозирование состояния здоров!:>я населения (социально-гигиенический мониторинг), установление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и средой обитания человека.

Комплексность деятельности центров ГСЭН предопределена принципами организации санэпид службы. Единство проведения предупредительного и текущего санэпиднадзора, санитарно-гигиенических и противоэпи­демических мероприятий обусловливает главную роль центра ГСЭН в организации и координации санитарно-профилактической и противоэпидемической деятельности на административной территории. Он является орга­низатором проведения комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий среди населения, осуществляет руководство работой по пропаганде гигиенических знаний и формированию здорового образа жизни. В дея­тельности госсанэпидслужбы следует выделить разделы:

Организаторский - организует и координирует деятельность всех ведомственных учреждений и граждан;

Нормативный - разрабатывает и утверждает (согласовывает) санитарные правила, гигиенические норма­тивы, санитарно-защитные зоны и уровни воздействия, проводит экспертизу и участвует в лицензионных ко­миссиях;

Методический - разрабатывает и утверждает (согласовывает) инструктивно-методическую документа­цию, новые методы профилактики и гигиенической диагностики;

Консультативный - специалисты центров ГСЭН консультируют ведомственные службы по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, организации рационального питания, охраны окружающей среды, выбора и отвода земельных участков, водоснабжения, строительства и планировки населенных мест; представ­ляет информацию юридическим лицам о санитарно-эпидемической ситу ации(показателях здоровья населения и др.

Контрольный - осуществляет государственный предупредительный и текущий санэпиднадзор;

Научно-практический - проводит углубленное изучение влияния факторов окружающей среды и образа жизни на здоровье населения.

Методы работы санитарный врач выбирает исходя из конкретной ситуации требований законодательства. На первом плане стоят:

Информационно-аналитические методы наблюдения, оценки и прогнозирования изменений (тенденций) в окружающей среде и здоровье населения (социально-гигиенический мониторинг) - для разработки предложе­ний в проекты планов социального и экономического развития территорий; комплексные программы по охране здоровья населения, окружающей природной среды, улучшению условий труда и проживания граждан; их вне­сение в органы государственной власти и управления с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

Методы специальных санитарно-эпидемиологических исследований факторов, условий и причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека;

Динамическое санитарное наблюдение и описание отдельных объектов, административных территорий, групп и факторов риска, определяющих здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (с целью их гигиенической оценки и прогнозирования тенденций, проблемно-целевого планирования профилакти­ческих мероприятий);

Метод экспертных оценок (санитарно-эпидемической ситуации, отдельных показателей здоровья и сан-эпидблагополучия населения);

Методы объективной оценки санитарного состояния объекта, территории - лабораторные и инструмен­тальные исследования факторов окружающей среды;

Статистические методы - для обобщения и достоверного анализа полученных данных, графического их представления;

Социологические методы (анкетирование, интервью, направленный опрос) - для оперативного получе­ния информации о факторах и группах риска, изменениях в здоровье населения, для медико-социального анали­за;

Экспериментальные исследования.

Структура центра ГСЭН. Организация и основные направления его работы

С учетом развития санитарного законодательства и функций госсанэпиднадзора (Информационное письмо ГКСЭН № 01-20/189-10 от 28.10.94 г.) на некоторых административных территориях введена трехзвеиьевая структура управлений областного (краевого) центра ГСЭН: 1) управление госсанэпиднадзора; 2) управление информационно-аналитического обеспечения; 3) управление финансово-материального обеспечения. Начальни­ки управлений являются заместителями главного врача территориального центра ГСЭН, а начальник управле­ния госсанэииднадзора - заместителем главного государственного санитарного врача области (края, автоном­ной республики). Первый заместитель главного врача осуществляет координацию деятельности управлений областного (краевого) центра ГСЭН и взаимодействие между ними. В его непосредственном подчинении нахо­дятся сектора кадров, чрезвычайных ситуаций и ГО, специальный, юридический, а также пресс-центр.

Руководит центром ГСЭН главный врач - главный государственный санитарный врач области (края, авто­номной республики).

Центр ГСЭН в области (крае, республике) может иметь следующую организационную структуру.

1. УПРАВЛЕНИИ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА:

1.1. Санитарно-гигиенический отдел:

Отдел (отделение) коммунальной гигиены и санитарной экологии;

Отделение гигиены труда;

Отделение гигиены питания;

Отделение гигиены детей и подростков;

Отделение радиационной гигиены.

1.3. Отделение профилактической дезинфекции (с методическим подчинением отделу эпиднадзора).

1.4. Отдел лабораторного обеспечения:

Санитарно-гигиеническое отделение (физико-химические, токсикологические, аналитические методы ис­следования; исследования радиационных и физических факторов);

2. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

2.1. Отдел социальной гигиены и социально-гигиенического мониторинга.

2.2. Отделение организационно-методической работы с функциями маркетинга.

2.3. Отделение вычислительной техники и программного обеспечения.

2.4. Отделение метрологии и стандартизации.

2.5. Отделение комплексных программ (формируется на основе комплексирования деятельности специали­стов для решения конкретных проблем).

3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВО-МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

3.1. Центральная бухгалтерия.

3.2. Финансово-экономическое отделение.

3.3. Контрольно-ревизионное отделение.

3.4. Касса.

3.5. Отдел материально-технического и транспортного обеспечения.

Традиционная организационная структура центра ГСЭН в районе выглядит следующим образом.

1. Административно-хозяйственные подразделения.

2. Санитарно-гигиенический отдел с профилизацией сотрудников в области гигиены питания, гигиены труда, коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков; в его составе находится санитарно-гигиеническая лабо­ратория, работа которой строится по принципу единого звена,

Штатное расписание центра госсанэпиднадзора определяется главным врачом, который, используя предос­тавленные ему права, может изменять численность специалистов учреждения (в рамках единого фонда оплаты труда) в зависимости от динамики показателей здоровья населения, санитарно-эпидемиологической обстановки и от состояния других факторов, имеющих значение для обеспечения санитарно-эпидемиологического благопо­лучия населения.

Основными разделами деятельности центров госсанэпиднадзора являются: организационный, контрольный, научно-практический, методический, консультативный.

Областные центры ГСЭН осуществляют административное, организационное и методическое руководство деятельностью городских (районных) учреждений госсанэпидслужбы, взаимодействие с органами власти и управления территории по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

совершенствуют организационное построение, систему управления службой; осуществляют финансовое, мате­риальное, техническое, штатно-кадровое, правовое и научное обеспечение деятельности госсанэпидслужбы территории, социальную защиту ее работников; участвуют в международном сотрудничестве, разрабатывают и реализуют местные и региональные программы по оздоровлению среды обитания и профилактике заболеваний;

реализуют свои права и полномочия как федерального органа.

С учетом штатно-кадровых и финансовых возможностей изменяются структура и функциональная деятель­ность в городских (межрайонных, зональных) и районных (в сельской местности) центрах ГСЭН. В зависимости от степени участия в федеральных и региональных программах, динамики показателей здоровья населения, санитарно-эпидемической обстановки, состояния окружающей среды и других значимых для обеспечения сани­тарно-эпидемиологического благополучия населения условий главные врачи районных (городских) центров ГСЭН имеют право самостоятельно корректировать организационную структуру, численность сотрудников и штаты учреждения в пределах установленного фонда оплаты труда.

Структура районного (городского) центра ГСЭН:

Административно-хозяйственные подразделения;

Санитарно-гигиенический отдел с профилизацией сотрудников по гигиене питания, гигиене труда, комму­нальной гигиене и гигиене детей и подростков; в его составе - санитарно-гигиеническая лаборатория, работа которой осуществляется по принципу единого звена;

Центры ГСЭН подразделяются на категории (I, II и III) в зависимости от численности обслуживаемого насе­ления. Сельские районные центры III категории обслуживают территорию с населением до 30 тыс., II - от 30 до 60 тыс. и I категории - о(г 60 до 100 тыс. человек.

До 1994 г. в соответствии с категорией определялись организационная структура и нормативы численности должностей специалистов (штатная структура) центра ГСЭН. После принятия "Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации" эти сведения стали носить ориентировочный характер: структура, численность и штатные расписания организаций службы утверждаются их руководителями в пределах установленного фонда оплаты труда.

Организационно-методическая работа областного центра ГСЭН

Одной из важнейших функций областного центра ГСЭН является организационно-методическое руково­дство деятельностью санитарно-профилактических органов и учреждений административной территории (го­родские и районные центры ГСЭН, дезинфекционные станции и др.). Организационно-методическая работа занимает от 40 до 80% бюджета рабочего времени врачей-гигиенистов, руководителей структурных подразде­лений, главных специалистов и главного врача областного центра ГСЭН.

Организационный отдел областного центра ГСЭН объединяет усилия профильных подразделений и осуще­ствляет организационно-методическую работу по следующим направлениям: организационно-методическое;

научно-практическое; консультативное; планово-нормативное; учебно-методическое; штатно-кадровое; сани-тарно-статистическое; контрольное; организационно-массовое; внедрение элементов научной организации тру­да; совершенствование информационного обеспечения деятельности.

Организационно-методическое направление включает изучение, обобщение и распространение передового опыта работы, подготовку и издание инструктивно-методических и нормативных документов, организацию выездной работы (комплексные обследования, плановые выезды и курация), разработку и внедрение методик обеспечения санитарпо-эпидемиологического благополучия населения.

Научно-практическое направление предусматривает планирование и апробацию результатов научно-практических работ, координацию деятельности с научными учреждениями, организацию конференций и засе­даний научных обществ.

Сущность планово-нормативного направления заключается в разработке и внедрении современных форм и мето­дов планирования, выборе стратегических целей и задач развития санэпидслужбы с учетом местных условий админи­стративной территории, в определении ожидаемых результатов и ориентировочных нормативов деятельности специа­листов.

Учебно-методическое направление включает комплекс мероприятий по повышению квалификации специа­листов (планирование и организация повышения квалификации на рабочем месте, на семинарах и курсах, в академиях последипломного образования и на факультетах усовершенствования врачей медицинских вузов, на базе областного и городского центров ГСЭН).

Кадрово-штатное направление предполагает проведение анализа кадрового обеспечения, разработку мето­дических подходов и ориентировочных прогнозов потребностей, которые могут быть использованы для совер­шенствования штатно- кадрового обеспечения центров ГСЭН.

Оценка и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с воздействием факторов окружающей сре­ды на основе изучения причинно-следственных связей, обеспечение качественного функционирования системы учета и отчетности составляют информационно-аналитическое направление деятельности областного центра ГСЭН. "

Оптимизация информационного обеспечения предусматривает разработку и внедрение автоматизированных информационных систем (АИС "Санэпид", "Анализ противоэпидемических мероприятий", "Окружающая сре­да", "Кадры" и др.), автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов, создание локальной, региональной и федеральной информационной сети и банка данных для социально-гигиенического мониторинга.

Штаты и кадры районных (городских) центров ГСЭН. Современные подходы к штатно-кадровому обеспечению деятельности госсанэпидслужбы

В сети санитар но-профилактических учреждений России (2620 учреждений) районные и городские центры ГСЭН составляют 88,7%, из них 66,2% - в сельских районах и 22,5% - в городах.

Штаты и кадры центров ГСЭН первого уровня управления определяются их типом и категорией. Тип центра ГСЭН учитывает преобладание сельского или городского населения, а категория - его общую численность на административной территории. Однако некоторые центры ГСЭН в сельских районах применяли штатные нор­мативы городских центров ГСЭН III категории. В настоящее время главные врачи всех уровней управления, реализуя предоставленное им право, могут изменять численность специалистов (в пределах фонда заработной платы) и их профиль в зависимости от социально-экономических и санитарно-гигиенических условий и особен­ностей своих территорий, наличия целевых комплексных программ (федеральных, региональных и местных) и Др.

Среди всех штатных должностей в центрах ГСЭН РФ среднегодовые врачебные должности составляют 21,8%; среднего медперсонала - 43,3%; младшего медперсонала - 22%. Соотношение врачей и среднего мед­персонала в центрах ГСЭН - 1:2 (необходимое соотношение- 1:4).

Всего в сети санитарно-профилактических учреждений, включая центры ГСЭН на транспорте, дезстанции, противочумные станции, другие хозрасчетные санэпидучреждения (без ведомственных санэпидучреждений МПС РФ, Минздрава РФ, Минобороны, МВД и МБ РФ), имеется 42925 штатных врачебных должностей.

Современные подходы к штатно-кадровому обеспечению деятельности госсанэпидслужбы предполагают:

Создание и научное обоснование информационно-аналитических технологий госсанэпиднадзора, переч­ней и моделей специалистов госсанэпидслудбы, учитывающих ее современные задачи и функции (новые техно­логии должны включать госсанэпиднадзор за всеми факторами, определяющими здоровье населения, в том числе социально-экономическими);

Максимальное сохранение численности специалистов, уровня их профессиональной переподготовки для успешного выполнения основных задач и функций госсанэпидслужбы;

Внедрение в центры ГСЭН социально-гигиенического мониторинга (СГМ), современных методов анализа, оценки и квалиметрии изменений в окружающей среде и здоровье населения территории для по­следующей научно обоснованной коррекции специалистами центров ГСЭН планов социально-экономического развития коллективов, территорий, программ обеспечения санэпидблагополучия населе­ния.

В 2004 г, в соответствии с Указом Президента РФ была образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая явилась правопреемником Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.

На Федеральную службу возложено решение двух важнейших задач:
. контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
. защита прав потребителей на потребительском рынке.

Для решения этих задач Федеральной службе были переданы части функций Министерства здравоохранения. Министерства экономического развития и торговли, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Общие принципы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан Российской Федерации обеспечивается путем неукоснительного соблюдения санитарного законодательства, в системе которого базовым является Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с этим законом санитарно-эпидемиологическое благополучие населения представляет собой состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, и является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Для достижения санитарно-эпидемиологического благополучия населения проводится следующий комплекс мероприятий:
. профилактика заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемическои обстановкой и прогнозом ее изменения;
. выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательное соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;
. государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
. сертификация продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;

Лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
. государственная регистрация потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию РФ отдельных видов продукции;
. проведение социально-гигиенического мониторинга;

Осуществление мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
. принятие мер по гигиеническому воспитанию, обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
. привлечение к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.

Осуществление этого обширного комплекса мероприятий, а также координация деятельности по его выполнению с ЛПУ возложены на Роспотребнадзор, его территориальные органы и учреждения.

Общие принципы защиты прав потребителей на потребительском рынке

Отношения в области зашиты прав потребителей на потребительском рынке регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» по следующим направлениям:
. зашита прав потребителей при продаже товаров;
. защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг);
. государственная и общественная защита прав потребителей. Реализация этого закона осуществляется с помощью:
. принятия мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), несоответствующих обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;

Направления в орган, осуществляющий лицензирование, материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или аннулировании соответствующей лицензии;
. направления в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав потребителей;
. обращения в суд с заявлениями в защиту прав потребителей;
. привлечения к ответственности за нарушения законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья и окружающей среды.

О.П. Щепин, В.А. Медик



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх