Правовые меры обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защита прав потребителей на потребительском рынке
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
Политика РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (санитарное законодательство) основывается на Конституции РФ и Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, регулирующего отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из условий реализации предусмотренных конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством следующих действий и мероприятий:
1. профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
2. контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
3. создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
4. государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
5. государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
6. сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
7. лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
8. государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию РФ отдельных видов продукции;
9. проведения социально-гигиенического мониторинга;
10. научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
11. мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
12. мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
13. мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством РФ. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Граждане имеют право:
1. на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
2. получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
3. осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил;
4. вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
5. на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством РФ.
Граждане обязаны:
2. заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;
3. не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:
1. получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах;
2. принимать участие в разработке органами исполнительной власти, органами местного самоуправления мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
3. на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством РФ.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
1. выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
2. разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
3. обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
4. осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
5. своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
6. иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;
7. осуществлять гигиеническое обучение работников.
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Читинская государственная медицинская академия
на тему: « Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Общая характеристика санитарного законодательства Российской Федерации и ответственность за его нарушение»
Под общей редакцией заведующего кафедрой судебной медицины, доктора медицинских наук, профессора Г.И. Авходиева
Мотивационная характеристика темы:
Несмотря на значительные достижения в науке, в том числе медицине, санитарное благополучие многих населенных пунктов РФ оставляет желать лучшего. С одной стороны, это обусловлено тем, что в современных условиях кардинальных изменений экономики данный раздел работы финансировался по остаточному принципу. Кризис коснулся и медицины, что привело к значительному снижению санитарно-просветительной работы среди населения. По данной причине изучение данного вопроса представляется весьма злободневным.
Цели занятия:
Дать характеристику санитарного законодательства Российской Федерации.
Ознакомиться со структурой и функциями центров ГСЭН.
Рассмотреть права, обязанности граждан, должностных лиц, сотрудников Государственной санитарно-эпидемиологический службы и их ответственность за нарушение санитарного законодательства.
Оснащение занятия:
Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", 19.04.91 г. №1034-1.
План:
Характеристика закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
Структура центра ГСЭН. Организация и основные направления его работы
Основные нормативные правовые акты и документы, определяющие деятельность госсанэпидслужбы, разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ:
Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Права и обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
Социально-гигиенический мониторинг
Особенности работы центров ГСЭН в новых экономических условиях
Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в проведении первичной и вторичной профилактики
Деятельность санэпидслужбы по контролю за санитарным состоянием ЛПУ
Обязанности сотрудников центра ГСЭН.
Взаимодействие санэпидслужбы с ведомствами и учреждениями
Пути привлечения населения к проведению санитарных и противоэпидемических мероприятий
Обязанности предприятий и организаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Административно-правовые основы деятельности центров ГСЭН
Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий должностных лиц.
Характеристика Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" был принят Верховным Советом 19.04.91 г. Он является основным актом, регламентирующим деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы, состоит из 7 разделов, объединяющих 43 страны.
Первый раздел закона раскрывает содержание понятия "санитарно-эпидемиологическое благополучие населения" и определяет комплекс мер по его обеспечению. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Основой обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является реализация государственных, региональных и местных программ по укреплению здоровья населения и реализация государственных, региональных и местных программ по укреплению здоровья населения и профилактике заболеваний, по оздоровлению среды обитания человека и условий его жизнедеятельности.
Во втором разделе закона определены права и обязанности граждан, предприятий, организаций, защита и гарантии прав в вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия.
Третий раздел включает общие требования к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения при планировке и застройке населенных пунктов, выпуске продукции и разработке новых технологий, организации хозяйственно-питьевого водоснабжения и эксплуатации источников водопользования, утилизации производственных и бытовых отходов, гигиеническом воспитании и образовании граждан.
В четвертом разделе определена ответственность за нарушение санитарного законодательства Российской Федерации. В нем раскрыто понятие "санитарное правонарушение", дана характеристика видов ответственности (дисциплинарная, административная и уголовная) за его совершение. Ст. 31 определяет условия, при которых наступает экономическая ответственность предприятий и организаций за нарушение санитарного законодательства.
Пятый раздел закона раскрывает внутреннее содержание видов (государственный и ведомственный) санитарно-эпидемиологического надзора, определяет сущность производственного и общественного контроля, их взаимодействия.
В шестом разделе закона представлена структура госсанэпидслужбы, определены уровни управления, порядок финансирования и материально-технического обеспечения ее учреждений и органов (ст. 37).
В ст. 38 описаны права должностных лиц госсанэпидслужбы, в ст. 39 - их обязанности. Вопросам правового положения и социальной защиты должностных лиц и специалистов службы посвящена ст. 41. Обязательства по осуществлению тесного взаимодействия между учреждениями и органами госсанэпидслужбы и здравоохранения в решении вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в ст. 42.
Седьмой раздел закона содержит требования, предъявляемые к содержанию международных договоров.
Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
Основными задачами Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ являются:
Осуществление предупредительного и текущего санэпиднадзора;
Изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения;
Динамическое наблюдение за факторами окружающей среды, оказывающими вредное и опасное воздействие на организм человека;
Выявление причин и условий возникновения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений;
Координация усилий органов государственной власти и управления, хозяйственных субъектов и граждан при разработке государственных, региональных и местных программ по охране здоровья;
Координация работы и активное сотрудничество с другими ведомственными организациями и гражданами в области охраны здоровья населения и среды обитания;
Учетно-отчетная работа в области гигиены и эпидемиологии.
Главной задачей госсанэпидслужбы является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление или ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на здоровье ("Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ", утвержденные постановлением Правительства № 625 от 05,06.94 г.).
Усилено значение службы как федерального надзорного органа со строгим подчинением по вертикали. Специальным постановлением Правительства № 264 от 01.04.93 г. ей поручено проводить совместно с органами исполнительной власти работу по подготовке региональных целевых программ по:
Созданию экологически чистых технологий, экологически чистого топлива;
Снижению вредного влияния промышленных предприятий на окружающую среду;
Улучшению условий труда и быта;
Строительству жилых домов, детских дошкольных и школьных учреждений, объектов здравоохранения;
Улучшению качества питьевой воды, продуктов питания и т. д.
Качественно новые профессиональные знания потребуются специалистам службы для выполнения таких функций, как разработка санитарных правовых норм и гигиенических нормативов, наблюдение, оценка и прогнозирование состояния здоров!:>я населения (социально-гигиенический мониторинг), установление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и средой обитания человека.
Комплексность деятельности центров ГСЭН предопределена принципами организации санэпид службы. Единство проведения предупредительного и текущего санэпиднадзора, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий обусловливает главную роль центра ГСЭН в организации и координации санитарно-профилактической и противоэпидемической деятельности на административной территории. Он является организатором проведения комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий среди населения, осуществляет руководство работой по пропаганде гигиенических знаний и формированию здорового образа жизни. В деятельности госсанэпидслужбы следует выделить разделы:
Организаторский - организует и координирует деятельность всех ведомственных учреждений и граждан;
Нормативный - разрабатывает и утверждает (согласовывает) санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарно-защитные зоны и уровни воздействия, проводит экспертизу и участвует в лицензионных комиссиях;
Методический - разрабатывает и утверждает (согласовывает) инструктивно-методическую документацию, новые методы профилактики и гигиенической диагностики;
Консультативный - специалисты центров ГСЭН консультируют ведомственные службы по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, организации рационального питания, охраны окружающей среды, выбора и отвода земельных участков, водоснабжения, строительства и планировки населенных мест; представляет информацию юридическим лицам о санитарно-эпидемической ситу ации(показателях здоровья населения и др.
Контрольный - осуществляет государственный предупредительный и текущий санэпиднадзор;
Научно-практический - проводит углубленное изучение влияния факторов окружающей среды и образа жизни на здоровье населения.
Методы работы санитарный врач выбирает исходя из конкретной ситуации требований законодательства. На первом плане стоят:
Информационно-аналитические методы наблюдения, оценки и прогнозирования изменений (тенденций) в окружающей среде и здоровье населения (социально-гигиенический мониторинг) - для разработки предложений в проекты планов социального и экономического развития территорий; комплексные программы по охране здоровья населения, окружающей природной среды, улучшению условий труда и проживания граждан; их внесение в органы государственной власти и управления с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
Методы специальных санитарно-эпидемиологических исследований факторов, условий и причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека;
Динамическое санитарное наблюдение и описание отдельных объектов, административных территорий, групп и факторов риска, определяющих здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (с целью их гигиенической оценки и прогнозирования тенденций, проблемно-целевого планирования профилактических мероприятий);
Метод экспертных оценок (санитарно-эпидемической ситуации, отдельных показателей здоровья и сан-эпидблагополучия населения);
Методы объективной оценки санитарного состояния объекта, территории - лабораторные и инструментальные исследования факторов окружающей среды;
Статистические методы - для обобщения и достоверного анализа полученных данных, графического их представления;
Социологические методы (анкетирование, интервью, направленный опрос) - для оперативного получения информации о факторах и группах риска, изменениях в здоровье населения, для медико-социального анализа;
Экспериментальные исследования.
Структура центра ГСЭН. Организация и основные направления его работы
С учетом развития санитарного законодательства и функций госсанэпиднадзора (Информационное письмо ГКСЭН № 01-20/189-10 от 28.10.94 г.) на некоторых административных территориях введена трехзвеиьевая структура управлений областного (краевого) центра ГСЭН: 1) управление госсанэпиднадзора; 2) управление информационно-аналитического обеспечения; 3) управление финансово-материального обеспечения. Начальники управлений являются заместителями главного врача территориального центра ГСЭН, а начальник управления госсанэииднадзора - заместителем главного государственного санитарного врача области (края, автономной республики). Первый заместитель главного врача осуществляет координацию деятельности управлений областного (краевого) центра ГСЭН и взаимодействие между ними. В его непосредственном подчинении находятся сектора кадров, чрезвычайных ситуаций и ГО, специальный, юридический, а также пресс-центр.
Руководит центром ГСЭН главный врач - главный государственный санитарный врач области (края, автономной республики).
Центр ГСЭН в области (крае, республике) может иметь следующую организационную структуру.
1. УПРАВЛЕНИИ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА:
1.1. Санитарно-гигиенический отдел:
Отдел (отделение) коммунальной гигиены и санитарной экологии;
Отделение гигиены труда;
Отделение гигиены питания;
Отделение гигиены детей и подростков;
Отделение радиационной гигиены.
1.3. Отделение профилактической дезинфекции (с методическим подчинением отделу эпиднадзора).
1.4. Отдел лабораторного обеспечения:
Санитарно-гигиеническое отделение (физико-химические, токсикологические, аналитические методы исследования; исследования радиационных и физических факторов);
2. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
2.1. Отдел социальной гигиены и социально-гигиенического мониторинга.
2.2. Отделение организационно-методической работы с функциями маркетинга.
2.3. Отделение вычислительной техники и программного обеспечения.
2.4. Отделение метрологии и стандартизации.
2.5. Отделение комплексных программ (формируется на основе комплексирования деятельности специалистов для решения конкретных проблем).
3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВО-МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
3.1. Центральная бухгалтерия.
3.2. Финансово-экономическое отделение.
3.3. Контрольно-ревизионное отделение.
3.4. Касса.
3.5. Отдел материально-технического и транспортного обеспечения.
Традиционная организационная структура центра ГСЭН в районе выглядит следующим образом.
1. Административно-хозяйственные подразделения.
2. Санитарно-гигиенический отдел с профилизацией сотрудников в области гигиены питания, гигиены труда, коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков; в его составе находится санитарно-гигиеническая лаборатория, работа которой строится по принципу единого звена,
Штатное расписание центра госсанэпиднадзора определяется главным врачом, который, используя предоставленные ему права, может изменять численность специалистов учреждения (в рамках единого фонда оплаты труда) в зависимости от динамики показателей здоровья населения, санитарно-эпидемиологической обстановки и от состояния других факторов, имеющих значение для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Основными разделами деятельности центров госсанэпиднадзора являются: организационный, контрольный, научно-практический, методический, консультативный.
Областные центры ГСЭН осуществляют административное, организационное и методическое руководство деятельностью городских (районных) учреждений госсанэпидслужбы, взаимодействие с органами власти и управления территории по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
совершенствуют организационное построение, систему управления службой; осуществляют финансовое, материальное, техническое, штатно-кадровое, правовое и научное обеспечение деятельности госсанэпидслужбы территории, социальную защиту ее работников; участвуют в международном сотрудничестве, разрабатывают и реализуют местные и региональные программы по оздоровлению среды обитания и профилактике заболеваний;
реализуют свои права и полномочия как федерального органа.
С учетом штатно-кадровых и финансовых возможностей изменяются структура и функциональная деятельность в городских (межрайонных, зональных) и районных (в сельской местности) центрах ГСЭН. В зависимости от степени участия в федеральных и региональных программах, динамики показателей здоровья населения, санитарно-эпидемической обстановки, состояния окружающей среды и других значимых для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения условий главные врачи районных (городских) центров ГСЭН имеют право самостоятельно корректировать организационную структуру, численность сотрудников и штаты учреждения в пределах установленного фонда оплаты труда.
Структура районного (городского) центра ГСЭН:
Административно-хозяйственные подразделения;
Санитарно-гигиенический отдел с профилизацией сотрудников по гигиене питания, гигиене труда, коммунальной гигиене и гигиене детей и подростков; в его составе - санитарно-гигиеническая лаборатория, работа которой осуществляется по принципу единого звена;
Центры ГСЭН подразделяются на категории (I, II и III) в зависимости от численности обслуживаемого населения. Сельские районные центры III категории обслуживают территорию с населением до 30 тыс., II - от 30 до 60 тыс. и I категории - о(г 60 до 100 тыс. человек.
До 1994 г. в соответствии с категорией определялись организационная структура и нормативы численности должностей специалистов (штатная структура) центра ГСЭН. После принятия "Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации" эти сведения стали носить ориентировочный характер: структура, численность и штатные расписания организаций службы утверждаются их руководителями в пределах установленного фонда оплаты труда.
Организационно-методическая работа областного центра ГСЭН
Одной из важнейших функций областного центра ГСЭН является организационно-методическое руководство деятельностью санитарно-профилактических органов и учреждений административной территории (городские и районные центры ГСЭН, дезинфекционные станции и др.). Организационно-методическая работа занимает от 40 до 80% бюджета рабочего времени врачей-гигиенистов, руководителей структурных подразделений, главных специалистов и главного врача областного центра ГСЭН.
Организационный отдел областного центра ГСЭН объединяет усилия профильных подразделений и осуществляет организационно-методическую работу по следующим направлениям: организационно-методическое;
научно-практическое; консультативное; планово-нормативное; учебно-методическое; штатно-кадровое; сани-тарно-статистическое; контрольное; организационно-массовое; внедрение элементов научной организации труда; совершенствование информационного обеспечения деятельности.
Организационно-методическое направление включает изучение, обобщение и распространение передового опыта работы, подготовку и издание инструктивно-методических и нормативных документов, организацию выездной работы (комплексные обследования, плановые выезды и курация), разработку и внедрение методик обеспечения санитарпо-эпидемиологического благополучия населения.
Научно-практическое направление предусматривает планирование и апробацию результатов научно-практических работ, координацию деятельности с научными учреждениями, организацию конференций и заседаний научных обществ.
Сущность планово-нормативного направления заключается в разработке и внедрении современных форм и методов планирования, выборе стратегических целей и задач развития санэпидслужбы с учетом местных условий административной территории, в определении ожидаемых результатов и ориентировочных нормативов деятельности специалистов.
Учебно-методическое направление включает комплекс мероприятий по повышению квалификации специалистов (планирование и организация повышения квалификации на рабочем месте, на семинарах и курсах, в академиях последипломного образования и на факультетах усовершенствования врачей медицинских вузов, на базе областного и городского центров ГСЭН).
Кадрово-штатное направление предполагает проведение анализа кадрового обеспечения, разработку методических подходов и ориентировочных прогнозов потребностей, которые могут быть использованы для совершенствования штатно- кадрового обеспечения центров ГСЭН.
Оценка и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с воздействием факторов окружающей среды на основе изучения причинно-следственных связей, обеспечение качественного функционирования системы учета и отчетности составляют информационно-аналитическое направление деятельности областного центра ГСЭН. "
Оптимизация информационного обеспечения предусматривает разработку и внедрение автоматизированных информационных систем (АИС "Санэпид", "Анализ противоэпидемических мероприятий", "Окружающая среда", "Кадры" и др.), автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов, создание локальной, региональной и федеральной информационной сети и банка данных для социально-гигиенического мониторинга.
Штаты и кадры районных (городских) центров ГСЭН. Современные подходы к штатно-кадровому обеспечению деятельности госсанэпидслужбы
В сети санитар но-профилактических учреждений России (2620 учреждений) районные и городские центры ГСЭН составляют 88,7%, из них 66,2% - в сельских районах и 22,5% - в городах.
Штаты и кадры центров ГСЭН первого уровня управления определяются их типом и категорией. Тип центра ГСЭН учитывает преобладание сельского или городского населения, а категория - его общую численность на административной территории. Однако некоторые центры ГСЭН в сельских районах применяли штатные нормативы городских центров ГСЭН III категории. В настоящее время главные врачи всех уровней управления, реализуя предоставленное им право, могут изменять численность специалистов (в пределах фонда заработной платы) и их профиль в зависимости от социально-экономических и санитарно-гигиенических условий и особенностей своих территорий, наличия целевых комплексных программ (федеральных, региональных и местных) и Др.
Среди всех штатных должностей в центрах ГСЭН РФ среднегодовые врачебные должности составляют 21,8%; среднего медперсонала - 43,3%; младшего медперсонала - 22%. Соотношение врачей и среднего медперсонала в центрах ГСЭН - 1:2 (необходимое соотношение- 1:4).
Всего в сети санитарно-профилактических учреждений, включая центры ГСЭН на транспорте, дезстанции, противочумные станции, другие хозрасчетные санэпидучреждения (без ведомственных санэпидучреждений МПС РФ, Минздрава РФ, Минобороны, МВД и МБ РФ), имеется 42925 штатных врачебных должностей.
Современные подходы к штатно-кадровому обеспечению деятельности госсанэпидслужбы предполагают:
Создание и научное обоснование информационно-аналитических технологий госсанэпиднадзора, перечней и моделей специалистов госсанэпидслудбы, учитывающих ее современные задачи и функции (новые технологии должны включать госсанэпиднадзор за всеми факторами, определяющими здоровье населения, в том числе социально-экономическими);
Максимальное сохранение численности специалистов, уровня их профессиональной переподготовки для успешного выполнения основных задач и функций госсанэпидслужбы;
Внедрение в центры ГСЭН социально-гигиенического мониторинга (СГМ), современных методов анализа, оценки и квалиметрии изменений в окружающей среде и здоровье населения территории для последующей научно обоснованной коррекции специалистами центров ГСЭН планов социально-экономического развития коллективов, территорий, программ обеспечения санэпидблагополучия населения.
В 2004 г, в соответствии с Указом Президента РФ была образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая явилась правопреемником Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.
На Федеральную службу возложено решение двух важнейших задач:
. контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
. защита прав потребителей на потребительском рынке.
Для решения этих задач Федеральной службе были переданы части функций Министерства здравоохранения. Министерства экономического развития и торговли, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Общие принципы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан Российской Федерации обеспечивается путем неукоснительного соблюдения санитарного законодательства, в системе которого базовым является Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».В соответствии с этим законом санитарно-эпидемиологическое благополучие населения представляет собой состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, и является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Для достижения санитарно-эпидемиологического благополучия населения проводится следующий комплекс мероприятий:
. профилактика заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемическои обстановкой и прогнозом ее изменения;
. выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательное соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;
. государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
. сертификация продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
Лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
. государственная регистрация потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию РФ отдельных видов продукции;
. проведение социально-гигиенического мониторинга;
Осуществление мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
. принятие мер по гигиеническому воспитанию, обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
. привлечение к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.
Осуществление этого обширного комплекса мероприятий, а также координация деятельности по его выполнению с ЛПУ возложены на Роспотребнадзор, его территориальные органы и учреждения.
Общие принципы защиты прав потребителей на потребительском рынке
Отношения в области зашиты прав потребителей на потребительском рынке регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» по следующим направлениям:. зашита прав потребителей при продаже товаров;
. защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг);
. государственная и общественная защита прав потребителей. Реализация этого закона осуществляется с помощью:
. принятия мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), несоответствующих обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;
Направления в орган, осуществляющий лицензирование, материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или аннулировании соответствующей лицензии;
. направления в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав потребителей;
. обращения в суд с заявлениями в защиту прав потребителей;
. привлечения к ответственности за нарушения законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья и окружающей среды.
О.П. Щепин, В.А. Медик