Мухина граненый стакан грани. Кто и зачем на самом деле придумал граненый стакан

Многим людям старшего возраста граненый стакан напоминает о жизни во времена Советского Союза, поскольку этот предмет практически стал символом эпохи. Не менее популярен этот предмет и в наше время.

История граненого стакана противоречива и неоднозначна. Тяжело сказать, кто именно придумал такую форму для стакана. В этом вопросе мнения разошлись. Некоторые исследователи предполагают, что форму граненого стакана придумала скульптор Вера Мухина (среди ее работ знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница»). В 1943 году, во время блокады Ленинграда, Мухина руководила ленинградской Мастерской художественного стекла. Именно по этой причине, многие считают ее автором формы граненого стакана. Однако документов, подтверждающих ее авторство, нет.

Другие полагают, что граненый стакан придумал профессор геологии Николай Славянов. Он внес неоценимый вклад в развитие советской металлургии. При изучении его дневников, которые сохранились и сегодня, были найдены наброски с изображением стаканов с различным количеством граней. Однако его изделия должны были быть не стеклянными, а металлическими. Определение авторства осложняется еще и фактом знакомства Мухиной и Славянова, поэтому нельзя точно сказать, кому из них принадлежала идея. Вполне возможно, что форму граненого стакана придумал Славянов, а материал для изготовления предложила Мухина.

Правда, есть еще одно мнение, что история создания граненого стакана связана с именами художника Казимира Малевича и Мухина. А вот сотрудники стекольного музея утверждают, что стакан подобной формы планировали изготовлять еще до войны, и связано это было с тем, что его форма должна была соответствовать новой посудомоечной машине.

Мнения расходятся и по поводу того, откуда в нашем языке появилось слово «стакан». Известно, что в XVII веке были «достаканы» - посуда, сделанная из плотно притертых маленьких дощечек, соединенных между собой кольцом. Многие полагают, что именно отсюда и произошло название. Другие утверждают, что оно пришло к нам из тюркского языка, в котором были такие слова как «дастархан» (праздничный стол) и «тустыган»(чаша).

Граненые стаканы производились различными по объему (от 50 до 250г) и количеству граней (8-14). Однако классическим все-таки стало изделие с десятью гранями и объемом 250 г. В кулинарии его часто используют для того, чтобы точно отмерить необходимое количество сыпучих или жидких продуктов.

В 80-е годы производство стаканов перевели на импортное оборудование. При этом была нарушена технология изготовления, в результате чего изделие, всегда отличающееся своей прочностью, вдруг стало лопаться по бокам, или у него отваливалось дно.

Если сегодня вы захотите купить граненый стакан, то вам придется изрядно побегать по магазинам. В наши дни предлагают огромный ассортимент стеклянных или хрустальных изделий более изящных форм. Но, несмотря на это, граненый стакан не остался в прошлом, и его можно найти сегодня практически на каждой кухне.

Одним из символов ушедшей в историю советской эпохи считается граненый стакан. Эпоха завершилась, а стаканы до сих пор хранятся и даже используются во многих семьях.

В чем же секрет такой популярности этой посуды? Когда и откуда он появился на советских прилавках? Какие секреты хранит легендарный стакан?

Начало легенды

Несмотря на его широкую популярность, подлинная история возникновения граненого стакана покрыта мраком. Существует несколько версий его появления. Одна из наиболее распространенных, например, гласит, что граненые стаканы появились на Руси еще во времена Петра I.

Как гласит одна из историй происхождения граненого стакана, первый был преподнесен императору стекловаром из Владимира Ефимом Смолиным. Тем самым мастер предложил Петру решение проблемы, с которым повсеместно сталкивались на флоте.

Суть проблемы заключалась в том, что во время качки обычные стаканы соскальзывали со столов и бились в огромных количествах, что несло убытки не только флотоводцам, но и казне.

Ефим же продемонстрировал стакан, который в силу особенностей своего строения не «торопился» скатываться со стола, а скатившись, не должен был разбиваться о палубу.

Также легенда повествует, что император сразу же опробовал изобретение - выпил из него горячительного напитка и бросил на пол для проверки прочности.

Несмотря на то что брошенный Петром стакан, вопреки утверждениям своего создателя, все же разбился, монарх одобрил нововведение и велел ввести такую посуду в употребление.

Сначала новинку использовали исключительно на флоте, а затем стакан постепенно перекочевал и на сушу, и даже началось его массовое производство.

Есть сведения, что в последние годы петровского правления было произведено почти 13 тыс. таких стаканов.

Стакан Смолина отличался от привычного для советских граждан - его емкость равнялась 300 граммам, а толстые стенки имели зеленоватый оттенок. Но наличие граней позволяет считать его предком легендарного гранчака.

Второе «рождение»

Как гласит история граненого стакана СССР, его возрождение началось во время Второй мировой войны. Причем с его вторым «рождением» связано не меньше тайн и легенд, чем с его первым появлением на Руси.

Основных кандидатов в «родители» советского граненого стакана двое. Одна из них - Вера Мухина, та, что подарила стране «Рабочего и колхозницу». Согласно некоторым источникам, в 40-е годы скульптор увлеклась стеклом, а результатом увлечения стал граненый стакан. Также поговаривали, что помог начать историю граненого стакана Мухиной сам автор «Черного квадрата» К. Малевич.

Авторство Мухиной подтверждалось некоторыми ее коллегами и родственниками. Однако ряд исследователей утверждают, что Мухина лишь доработала дизайн известной уже задолго до этого посуды. В пользу этой версии говорит то, что стаканы с гранями использовались еще в довоенное время.

Второй кандидат на роль создателя легенды - Николай Славянов, уральский инженер, создатель дуговой сварки, в архивах которого нашли наброски граненой посуды.

Эта версия подтверждается личными записями и дневниками Славянова, в которых изображены эскизы стаканов с различным количество граней. Правда, в его задумке стакан должен был изготавливаться из металла.

Впрочем, история создания граненого стакана говорит о том, что Мухина и Славянов были знакомы, так что он вполне мог быть их совместным творческим проектом.

Не столь популярна, но все-таки известна версия и о «заморском» происхождении гранчака. Ее сторонники мотивируют тем, что метод прессования, посредством которого изготавливались знаменитые стаканы, был изобретен в США еще в 20 годы XIX века.

Согласно требованиям научно-технического прогресса

Говоря о причинах, побудивших создать граненый стакан, исследователи сходятся во мнении, что такая форма была выбрана не случайно - она полностью соответствовала развитию инновационных технологий того времени.

Дело в том, что еще в довоенное время в советском союзе появились первые автоматические машины для мытья посуды. Правда, в массовое производство они не пошли и использовались исключительно для производственной необходимости, например, в заведениях общепита.

У этих самых машин была одна конструктивная особенность - они могли мыть посуду лишь определенной формы. Например, граненые стаканы. Другая посуда из-за недостаточной прочности нередко разбивалась во время мытья.

Именно поэтому и возникла необходимость оснащения всех пунктов общественного питания именно граненой посудой.

На троих разливать удобней

У многих граненый стакан ассоциируется со спиртным, так как он был излюбленной тарой любителей выпить после работы или «пропустить стаканчик» в выходные.

Кроме того, большинство историков и исследователей даже уверены, что выражение «сообразить на троих» тоже непосредственно связано с гранчаком.

Дело в том, что в рамках борьбы с пьянством Н. Хрущев в свое время запретил продавать горячительные напитки на розлив. Практически одновременно с этим с прилавком пропали небольшие по объему бутылки в 125 и 200 мл. Выпивать же пол-литра в одиночку, и даже вдвоем оказалось неудобно. А вот на троих этот объем делился как раз очень хорошо.

Ну а граненые стаканы как нельзя лучше подходили для того, чтобы поровну разделить содержание пол-литрушки - их наполняли, немного не доливая до ободка, и все оставались довольны, получив свою порцию.

Кстати, граненые стаканы использовались исключительно для распития водки - другие спиртные напитки разливать в них было не принято.

Ободок - для удобства

Первые советские стаканы с граненой поверхностью выпускались без ободка. Однако пить из такой посуды оказалось не очень удобно - стаканы приходилось слишком плотно прижимать к губам.

Тогда-то и была придумана каемка. Как только нововведение получило распространение, новый стакан окрестили «губастым» - чтобы отличить его от старой модели.

Кстати, позднее в народе гранчак вместо «губастого» стали называть «маленковским». Произошло это после обещания Г. Маленкова, бывшего в то время министром обороны, включить в паек некоторых категорий военнослужащих 200 г водки (стакан, наполненный до ободка).

Граненый стакан: история, сколько граней

Самый первый граненый стакан советских времен был произведен на старейшем в стране стекольном заводе Гусь-Хрустального. Впоследствии производство такой посуды началось и на многих других стекольных заводах Союза. Но где бы ее не производили, она изготавливалась по строгим стандартам и имела одинаковые размерные характеристики. Какие размеры имел и сколько граней граненый стакан? История содержит следующие даные:

  • диаметр основания - 5,5 см;
  • диаметр верхней части - 7,2 - 7,3 см;
  • высота стакана - 10,5 см;
  • ширина ободка - 1,4 - 2,1 см.

При этом, как утверждает история граненого стакана, 16 граней и 20 - это были самые распространенные варианты. Но были также изделия с 10, 12 или 14 гранями. Этот факт также подтверждает история граненых стаканов. Граней могло быть даже 15 и 17. Было выпущено несколько партий таких стаканов. Однако, как было определено опытным путем, изготовление стеклотары с четным количеством граней гораздо проще технологически, а потому и более рационально.

«Секрет» прочности

Одной из главных особенностей советского граненого стакана, помимо удобной формы, была его повышенная прочность. Падая, они не разбивались, выдерживали жидкость любой температуры. Их даже можно было использовать в качестве орехоколки!

«Секретом» такой прочности были утолщенные стенки гранчака и особые технологии его производства.

Стекло для легендарных изделий варилось при высокой температуре - от 1400 до 1600 о С, после чего дважды производился обжиг и гранение.

Одно время в расплав даже добавляли свинец, обычно использовавшийся при изготовлении хрустальной посуды.

Преимущества

По сравнению с другими цилиндрическими стаканами, граненые изделия имели ряд преимуществ, вытекающих из их особенностей. К главным плюсам модели с гранеными боками чаще всего относят:

  • Прочность (стакан оставался целым даже при падении с метровой высоты на бетонное покрытие, что позволяло использовать его и дома, и в столовой, и на улице).
  • Удобство (его удобно было держать в руке, он не выскальзывал даже из мокрых рук. Кроме того, грани не давали ему скатываться со стола).
  • Многофункциональность (стакан использовали не только в качестве тары для жидкости, но и как меру сыпучих продуктов, удобную емкость для разделения спиртного и т. д.).
  • Повсеместность и общедоступность (их использовали везде - дома и в заведениях общепита, в уличных автоматах с газировкой и других общественных местах).

Интересно, что любители использовать гранчак для «правильного» разлива пол-литровой бутылки были уверены в том, что такая тара значительно сокращает риск возникновения похмельного синдрома.

Любопытные факты

Сегодня уже мало кто об этом вспомнит, но классические граненые стаканы в свое время отличались друг от друга по цене. Причем последняя зависела от количества граней. Так, 10-гранная посуда стоила 3 коп., 16-гранная - 7 коп., а 20-гранный стакан - 14 коп.

При этом объем стакана совершенно не зависел от количества граней. Он всегда оставался неизменным - 200 г до ободка и 250 - до краев.

Самым распространенным и популярным был стакан с 16 гранями.

Производство граненых стаканов

Как гласит история граненого стакана в России, во времена пиковой популярности такой посуды на стекольных предприятиях Советского Союза начали производить не только 250-граммовые изделия, но и объемом в 50 и 300 мл, с различным числом граней.

В эпоху перестройки старое оборудование стекольных заводов стали заменять новым, нередко импортным. Вопреки ожиданиям, такая модернизация негативно сказалась на качестве граненых стаканов - они стали «расходиться по швам», у многих отваливалось дно при наполнении горячей жидкостью, а другие вообще просто взрывались.

Из-за нарушений в процессе технологий легендарный стакан потерял свою прочность и, как следствие, на убыль пошла его популярность. Тем более что уже вскоре на прилавках магазинов начала появляться новая красивая и разнообразная посуда.

Сегодня найти граненый стакан не так-то просто, однако на некоторых предприятиях легенду и один из символов советского времени все еще производят. Правда, большей частью - под заказ.

Пожалуй, ни один элемент посуды не был таким же функциональным, как граненый стакан. Причем порой ему находили совершенно неожиданное применение. Так:

  • Многие хозяйки с его помощью вырезали из теста заготовки для вареников и пельменей.
  • Он был универсальным измерительным прибором. Во многих рецептах количество продуктов даже указывалось именно в стаканах.
  • В зимний период его использовали в качестве осушителя и помешали между двойными оконными рамами. В него насыпали соль, которая препятствовала промерзанию стекол.
  • Дачники выращивали в них рассаду для огорода. В отличие от тары из других материалов, их можно было использовать многократно.
  • А дети любили ставить эксперименты, в которых самым важным атрибутом был стакан с гранями. Например, с его помощью было очень удобно демонстрировать оптические явления.

Примечательно, что в домах, где сохранились граненые стаканы, их и в настоящее время используют не только для наливания жидкостей, но и во многих других хозяйственных делах.

Праздник граненого стакана

Народная любовь к граненому стакану отразилась в том, что у этого предмета посуды появился свой день рождения. Им стало 11 сентября 1943 года - день, когда с конвейера стекольного завода в Гусь-Хрустальном сошел первый экземпляр будущей легенды.

Первый образец имел 16 граней, был 9 см в высоту и 6,5 см в диаметре.

Конечно, дата не внесена в список официальных государственных праздников, но ведь главное - это народная память!

Когда есть, что выпить, но нет повода, наш изобретательный народ уже много десятилетий отмечает день граненого стакана. А между тем такая дата - день рождения стакана - существует. Причем, отмечать ее надо 11 сентября и всего один раз в год.

Доподлинно история происхождения этой даты неизвестна, но, по некоторым данным, именно в этот день в 1943 году с конвейера одного из старейших в России стекольных заводов в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области сошел обновленный граненый стакан. Почему обновленный? Да потому, что стаканы существовали задолго до этого дня, а тогда стакан лишь обрел новую форму.

Граненый стакан был придуман вовсе не в СССР, как думают многие. Предшественники привычных нам стаканов выдувались на территории России еще в XVII в., и немало образцов этой посуды хранится в Эрмитаже. К тому же, существует легенда о том, как известный в то время владимирский стеклодув Ефим Смолин подарил толстостенный граненый стакан Петру I, заверив монарха, что тот не бьется. Идея царю понравилась. Во-первых, поклонник всего европейского, Петр с удовольствием перешел с деревянных кружек на более модное стекло, во-вторых, такой стакан при качке не катался по столу, да и в руке лучше держался. Так вот, по легенде, отведав из сосуда вина, Петр грохнул его оземь «для проверки», а тот возьми да и разбейся. При этом, говорят, Петр прикрикнул: «Стакану быть!», а кто-то из свиты услышал это не иначе как призыв «бить» тару, и якобы с тех пор на Руси появился обычай бить посуду на счастье. Хотя объективности ради надо признать, что к тому моменту подобные обычаи были у многих народов, и разной посуды по разным случаям они разбили немало.

Есть мнение, что человеком, сыгравшим не последнюю роль в судьбе стакана, стал Сергей Иванович Мальцов, происходивший из семьи основателей стекольного и хрустального производства России купцов Мальцовых.

В 1830 году Сергей Мальцов поступил служить в лейб-гвардии кавалергардский полк. В 1832 году он был произведен в поручики, но через год в связи с болезнью был вынужден выйти в отставку.

В 1834 году Мальцов вторично поступил на службу в кавалергардский полк и был назначен адъютантом к принцу Ольденбургскому. В его формулярном списке написано: «Адъютант принца Ольденбургского, кавалергардского ее величества полка ротмистр, из дворян Орловской губернии.

В 1849 году Сергей Мальцов, несмотря на ожидавшую его блестящую карьеру при дворе, в чине генерал-майора вышел в отставку и уехал в родовое имение Дядьково. В наследство от отца Сергей Мальцов получил несколько десятков заводов и фабрик, расположенных в промышленном районе, площадью свыше 200 тысяч гектаров. На один из заводов Мальцов закупил американское оборудование и первым в России начал лить стеклянную посуду с помощью пресса. Особенно удачными получились граненые стаканы: они были дешевыми и очень прочными. Спрос на них по всей России был ажиотажным. В народе за ними прочно закрепилось название мальцовских. Кстати, верхнюю каемку стакана издавна называли „маруськиным пояском“. Так и говорили: налить по „маруськин поясок“.

Еще одно подтверждение „древности“ граненых стаканов - их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце XVIII в. Пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.

Но полагать, что граненые стаканы были только в России, ошибочно. Для этого достаточно посмотреть на картину испанского живописца Диего Веласкеса „Завтрак“ - там изображен граненый стакан, хоть грани его отличаются от привычных нам вертикальных. А если учесть, что картина была написана в 1617-1618 годах, то может так статься, что граненый стакан пришел к нам из-за бугра. В пользу этого факта говорит и то, что изготовление стаканов методом прессования (как раз по этой технологии делались граненые стаканы в СССР) изобрели в 1820-х годах в США. Производство по этой технологии в Штатах запустили только в середине XIX века, в Россию же эта техника попала только в начале XX в.

„Вторая“ жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, началась также загадочно, и достоверной информации о его реинкарнации не так уж и много. Молва упорно приписывает авторство (точнее, модернизацию) гарненого стакана Вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница», за которую ее наградили Сталинской премией. Увы, но сегодня мало кто знает, что Вера Игнатьевна была не только скульптором и творила не только многотонные монументы. В различные периоды жизни она занималась созданием декораций и костюмов для театра и графическим дизайном (рисовала этикетки и плакаты), пошивом коллекции женской одежды (модели, созданные из простых тканей, вроде рогожи и сукна, были очень хорошо приняты в столице моды - Париже), оформляла интерьеры, работала с фарфором и, конечно, со стеклом. Причем Вера Игнатьевна стала адептом так называемой полостной скульптуры (скульптура создавалась внутри цельного бруса стекла).

Считается, что Мухиной пришлось заново «создавать» стакан после того, как в конце 30-х годов прошлого века в Советский Союз начали импортировать промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару эти автоматические посудомойки нещадно били, и скульптор, по легенде, должна была создать сосуд, который бы «выжил» после мытья в заграничной технике. По одной версии, дизайн стаканов она подсмотрела у горного инженера, профессора геологии Николая Славянова, который в свое время изобрел дуговую сварку. Он якобы на досуге рисовал эскизы многогранных стаканов, но собирался делать их из металла. А Мухина все переиграла и предложила стекло. По другой версии, над стаканом Мухина трудилась вместе с известным художником-авангардистом Казимиром Малевичем (тем самым, который написал «Черный квадрат»). Но, надо сказать, все эти версии не выдерживают критики. Во-первых, Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич - в 1935-м, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943-м. Во-вторых, знатоки творчества Мухиной отмечают, что она стала активно работать со стеклом только во второй половине 40-х годов прошлого века, да к тому же свои смелые эксперименты со стеклом она ставила на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. А, как известно, с. 1941 по начало 1944 года Ленинград был в блокаде, и вряд ли скульптор творила в таких нечеловеческих условиях. Более того, документального подтверждения, что привычный нам граненый стакан - дело рук Мухиной, нет.

Так что, скорее всего, классический граненый стакан - дело рук безвестного дизайнера или технолога. Но авторство - дело десятое. Главное, что заказ был выполнен, и народ получил удобный многогранный сосуд. Кстати, те посудомоечные машины, ради которых он модернизировался, долго не продержались - бой посуды в них продолжался, молодцом держались только обновленные стаканы. Секрет, вероятно, был в технологии изготовления стакана. Он был изготовлен из достаточно толстого стекла. Его варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в стаканы добавляли свинец, который делает стекло прочнее и более «играющим» на свету. Но, кстати, любителям стеклянной посуды советского периода все же не стоит забывать Мухину, ведь именно она создала дизайн классической пивной кружки. И это, в отличие от «стаканных» домыслов, факт!

Сегодня стакан, который прежде был едва ли не в каждом доме, впал в забвение. Разыскать граненые стопку или стакан нынче не так уж и просто, а все потому, что продукцию, которую прежде клепали десятками миллионов в год, большинство заводов сняли с производства.

Теперь у граненого стакана новая жизнь: он стал арт-объектом и поводом прославиться. Например, известное российское дизайнерское бюро дважды за годы своей работы обращалось за вдохновением к стакану. Так, обыгрывая логотип студии, ее дизайнеры поиграли с отблесками граней стакана, и в итоге на плакате в них легко читался фирменный штрих-код. Второй проект назвали загадочно - «Латустридус». Поставив перед собой цель «закусить граненым стаканом», они разработали дизайн вафельного стаканчика для мороженого. По традиции советских мороженщиков, продукт сверху прикрывала круглая бумажка, весело сообщающая, что внутри находится «вкусный пломбирчик». Увы, в массовое производство этот креатив так никто и не запустил. Еще одно дизайнерское бюро ради забавы разработало специальную упаковку для шести граненых стаканов - упаковка была выдержана в советском стиле.

А для кого-то стакан стал поводом и публику развлечь, и самому прославиться. Так, в 2005 году в Ижевске (Удмуртия, РФ) в День города была сооружена пирамида из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На «строительство» ушло 2024 стакана. Так решил прославиться один из местных ликеро-водочных заводов, побив рекорд, поставленный за полгода до этого в Екатеринбурге. Там 2,5 тысячи стаканов выстроили в пирамиду высотой полтора метра.

Когда русскому человеку есть, что выпить и есть желание это сделать, но нет официального повода, он нередко вспоминает про День граненого стакана и отмечает его в любое время года. Однако этот день действительно существует. Случается он, как и положено, раз в году и приходится на 11 сентября. Когда появился граненый стакан, почему называется граненым и по какой причине обрел такую популярность? История его занимательна и в то же время проста, с ней связаны многие вошедшие в обиход традиции и выражения. Но немало в ней и белых пятен, на которые вряд ли когда-нибудь найдется ответ.

Простой, как 3 копейки

Несмотря на то, что многие связывают это выражение с сатиновыми семейными трусами, история его связана именно с граненым стаканом. Количество граней у него было разным, и от этого напрямую зависела цена. Самый дорогой, называемый «люксовым», имел 20 граней и стоил в этом ряду дороже всех - целых 14 копеек. Вариант попроще, с 16 боковыми плоскостями, продавался по 7 копеек. А самый простой вид граненого стакана, о 10-ти гранях, стоил те самые 3 копейки. В хрущевские времена цены изменились примерно вдвое.

Устоявшийся стереотип о том, что «гранчак», как его часто называли, есть изобретение советского периода, не совсем корректен. Например, он представлен в полотне Кузьмы Петрова-Водкина, датированного 1918 годом под названием «Утренний натюрморт». Увековеченный экземпляр имеет 12 граней. Классикой советского времени он стал гораздо позже.

И не такой уж русский

В пользу того, что история гранчака началась не в России, говорит еще одна картина - «Завтрак», написанная испанским живописцем Диего Веласкесом. Внешний вид граней отличается от привычных для нас вертикальных, но идея просматривается отчетливо. Полотно датировано 1617-1618 гг. Кстати, метод прессования стекла, используемый в производстве этих емкостей, изобретен в США в XIX веке, в России же данная технология была освоена на 100 лет позже.

Когда появился граненый стакан?

Теперь уже никто не ответит точно на этот вопрос, очевидно лишь одно - на Руси он появился раньше, чем о нем начали упоминать, как о предмете обихода, достойном отдельного внимания. Его предшественники выдувались в наших краях еще в XVII веке, о чем свидетельствует ряд выставленных в Эрмитаже образцов. Легенда, которой уже вряд ли найдется документальное подтверждение, гласит, что Петру I гранчак был преподнесен владимирским стеклодувом Смолиным с заверениями о необычной прочности такого сосуда.

Идея монарху понравилась хотя бы тем, что он как раз вводил в обиход модное стекло взамен допотопных деревянных кружек. Вторым несомненным плюсом было то, что широкие грани не позволяли сосуду кататься по столу, что было актуально для корабельщиков. Не отсюда ли берет свое начало слово «устаканиться»?

Самодержец испил из подарка и тут же не преминул попробовать его на прочность, грохнув об пол. То, что сосуд разлетелся на мелкие осколки, нисколько не рассердило царя, и он громко воскликнул «Стаканам - быть!», тем самым дав зеленый свет их массовому производству. Ближайшее окружение услышало, однако, фразу как «стаканы - бить!» и, если верить истории, именно отсюда взял начало обычай бить стеклянную посуду на счастье. В этом, однако, имеются большие сомнения, поскольку обычаи бить посуду существовали исстари у многих народов, и разбито ее по разным поводам к тому времени было уже немало.

Вторая жизнь

После петровского случая следы гранчака в истории снова затерялись, хотя свидетельства о том, что он не вышел из употребления, появлялись регулярно. Реинкарнация стакана в советскую эпоху прочно связана с именем Веры Мухиной, которой во многих источниках и приписывается авторство. Об авторстве самой идеи речи, конечно, не идет, а вот в проекте модернизации женщина-скульптор, получившая Сталинскую премию за «Рабочего и колхозницу», участвовать могла. Известно, что она была новатором не только в области монументальной скульптуры, но и в работах со стеклом, графическим дизайном и с определенными направлениями в одежде. И в памятную дату 11.09.1943 г. с конвейера знаменитого стекольного завода в Гусь-Хрустальном сошел обновленный вариант стакана, ставший символом своей эпохи. Немного странная дата, учитывая военные события того времени, но факт остается фактом.

Необходимость в новой разработке была вызвана началом использования в конце 30-х годов импортируемых в СССР первых промышленных посудомоечных машин, а которых стеклянная посуда нещадно билась. Требовалось придумать сосуд с повышенными показателями прочности.

Главным отличием «мухинского» стакана стал гладкий ободок в верхнем крае, получивший в народе название «маруськин поясок». Из такой посуды было удобнее пить, она идеально подходила под стандарты посудомоечных машин, имела более высокую прочность. Несмотря на то, что заграничная техника не прижилась, и поставки ее были прекращены, разработка оказалась крайне удачной и имела долгую и счастливую жизнь.

Сколько существует типов граненых стаканов?

Правильнее было бы сказать - существовало, а вариантов было немало. Почему стакан называется граненым, очевидно - его наружная поверхность имеет плоские грани, количество которых почти всегда было четным и в разное время менялось от 10 до 20. Был прецедент и с 17-ю гранями, но их нечетность создавала определенные сложности в технологическом процессе, и они быстро были заменены на оптимальные 16. Прочность посуде обеспечивала не только толщина стекла, но и форма, и двойной обжиг при температурах 1400-1600С. Поначалу в состав стекла для особой прочности добавлялся свинец, что впоследствии было сочтено со всех сторон неразумным. Различались типы граненых стаканов и по объему. Их выпускали разного размера, от 50 мл до 350мл, но по единым стандартам.

Что делали с его помощью?

На территории СССР он прочно вошел в быт советского гражданина и был незаменим во многих областях. С его помощью делали многое.

Лепили

Диаметр верхнего ободка был идеален для вырезания заготовок из теста для вареников, пельменей и различных лепешек. Для вареников брали большой гранчак на 200-250мл, для пельменей - его маленький аналог на 100-150мл (стопарик, получивший название по емкости). Многие хозяйки предпочитают этот способ и сегодня, несмотря на то, что хозяйственные отделы предлагают массу более удобных девайсов для лепки пельменей и вареников.

Отмеряли

По сей день, видя в рецептуре обозначение «стакан», опытные хозяйки знают, что именно гранчак является мерилом точности в этом отношении. Те, у кого его нет, подбирают соответствующую ему меру объема и берегут именно для этих целей. Наполненный до гладкого ободка большой стакан вмещает 200 мл, а до самого верха- 250 мл. В самой известной кулинарной книге времени СССР «о вкусной и здоровой пище» мера объема вместо грамм и миллиграмм указана в стаканах на все, что только можно как-то измерить емкостью.

Сушили воздух

До изобретения пластиковых стеклопакетов во многих окнах можно было увидеть наполненный солью граненый стопарик, стоящий между рамами. Это был гениальный лайфхак для предотвращения запотевания и обледенения стекол.

Сажали рассаду

Поскольку цена этой посуде была копеечная, а бумажных и торфяных стаканчиков еще не придумали, в стаканах часто выращивали рассаду на подоконниках. Это было практично, удобно (видно, как подсыхает субстрат) и аккуратно. Кроме того многие замечали, что саженцы в такой емкости вырастают быстрее и сильнее, несмотря на отсутствие дренажного отверстия. О способности сосуда структурировать содержимое заговорили уже позже.

Соображали на троих

Знаменитая алкогольная фраза застойных времен обязана своим появлением тому же самому гранику. Когда из советских торговых точек исчезли удобные для единоличного распития небольшие бутылочки водки, мерзавчики и чекушки, мужское население вынуждено было объединяться по трое, ибо именно на троих было удобно распивать стандартную полулитровую бутылку. Получалось по 167 грамм, которых на одного было «как раз». Для точного деления содержимого было принято использовать граненый стакан, благо его всегда можно было запросто найти в уличных автоматах с газировкой (кстати, даже пьяницы имели хорошую привычку возвращать тару на место). В два стакана бутылка не помещалась, а на три делилась идеально. Наливали под «маруськин поясок», и это исключало всякую несправедливость при дележке.

Уход граненого стакана

Ушел он вместе со своей эпохой, и не потому, что стал никому не нужен, а по причине смены технологий и перевода предприятий на новые экономические рельсы. Смена старого оборудования на новые мировые аналоги сыграло с ним злую шутку, нарушив технологию изготовления. Использование «напряженного стекла», явившегося результатом этих нарушений, привело к тому, что стаканы начали массово взрываться без всяких на то причин. Знаменитый киножурнал «Фитиль» даже выпустил по этому поводу сюжет под названием «Руками не трогать!», но разлетались стаканы того времени и без всякого соприкосновения с руками. Они могли взорваться с налитым горячим чаем или просто холодной водой, а могли с грохотом разлететься на мельчайшие осколки по комнате, стоя до этого спокойно на столе совершенно пустыми. Причина оказалась проста и заключалась она в новом закупленном оборудовании, не соответствующем старой технологии. Оно было доработано, но прежнее доверие к продукции так и не вернулось. Кроме того, это было время, когда в страну хлынули заграничные товары, под которые вскоре начали работать и наши стекольные заводы. В частности, предприятие в Гусь-Хрустальном с энтузиазмом перешло на выпуск более востребованной продукции для IKEA.

Сегодня граненый стакан в нашей стране - это экзотика, которую стекольные предприятия выпускают только под спецзаказ.

Почему стакан называется граненый

Граненый стакан, с которым связано много легенд, трудно назвать изысканным шедевром, но он стал символом целой эпохи и по сей день служит универсальным кулинарным мерилом для многих хозяек.

История

Когда появился граненый стакан в России, точно не известно - по одной из версий, на Руси его придумали в древности. Предком стеклянного был деревянный, который делали из плотно пригнанных друг к другу дощечек, напоминающих грани, и называли достаканом. Само название "достакан", как полагают, было заимствовано из тюркского языка "дастархан" (праздничный стол) или "тустыган" (чаша).

По другой — производить такую посуду начали при Петре I для нужд флота, так как граненые стаканы не скатывались со стола, если опрокидывались во время качки на море.

По легенде, усовершенствованный прототип чаши Петру I преподнес владимирский стекловар Ефим Смолин, заявив, что этому виду посуды не страшны механические воздействия. Отведав из стакана вина, Петр "для проверки" грохнул его оземь. И хотя стакан разбился на мелкие осколки, государь не разгневался, а сделал большой заказ для флота.

© photo: Sputnik / Василий Малышев

Рассказывают, что именно этот случай послужил появлению на Руси обычая бить посуду в процессе застолья, поскольку Петр прикрикнул: "Стакану быть!", а кто-то из приближенных услышал "Стаканы бить!".

Древность граненых стаканов подтверждает их упоминание в специальной армейской доктрине, которую издал Павел I в конце XVIII века, в которой ограничил суточную норму вина, положенную солдатам одним граненым стаканом.

Справедливости ради, следует отметить, что граненые стаканы были в далеком прошлом не только в России. К примеру, на картине знаменитого испанского живописца Диего Веласкеса "Завтрак", которая была написана в 1617—1618 годах, изображен граненый стакан.

Так что кто спроектировал граненый стакан, наверное, так и останется тайной. Достоверно известно, что именно в США в 1820-х годах изобрели изготовление стаканов методом прессования — именно по этой технологии производились граненые стаканы в СССР.

© photo: Sputnik / Андрей Стенин

Экспонаты музея истории водки, расположенного в стенах "Измайловского Кремля"

В США, производство по этой технологии запустили в середине XIX века, а в Россию эта техника добралась только в начале XX века.

Дизайн уже советского знаменитого стакана, по неподтвержденным данным, принадлежит скульптору Вере Мухиной, автору монументальной скульптуры "Рабочий и Колхозница".

Главным отличием нового стакана от его предшественников являлось наличие гладкого кольца, идущего по окружности края. Специалисты поясняют, что появление этой детали было связано с тем, что стакан, в первую очередь, создавался для предприятий общественного питания и должен был быть очень прочным.

Классический граненый стакан имеет 16 граней, благодаря чему он гораздо прочнее и может уцелеть при падении на бетонный пол с метровой высоты.

Граненые стаканы производятся до сих пор и используются в заведениях общепита, а также в пассажирских поездах, обычно с подстаканником.

Фраза "сообразим на троих" появилась благодаря граненому стакану в "хрущевские" времена, когда власти запретили торговать водкой на розлив. В тот период из продажи исчезли удобные для единоличного употребления "мерзавчики" — 125 мл и "чекушки" - 200-250 мл.

Пол-литровая бутылка водки в два стакана не помещалась, а на три делилась идеально - в стакан до стеклянного ободка входит ровно 167 граммов водки, что составляет треть пол-литровой бутылки, вот и стали "соображать".

В одно время советский граненый стакан в народе называли "маленковским". По приказу министра обороны Георгия Маленкова, для отдельных категорий военнослужащих выделялось 200 грамм водки, которые выдавались в обед. Тем же, кто не пил, позволялось обменять свой паек в объеме граненого стакана на табачный паек или сахар. Это правило просуществовало недолго, но очень запомнилось многим служившим в то время.

© photo: Sputnik / Дмитрий Дебабов

Сергей Эйзенштейн читает лекцию студентам ВГИКа (Всесоюзный государственный институт кинематографии)

Выпускались стаканы с 10, 12, 14, 16, 18 и 20 гранями. Были еще с 17, но выпуск с нечетным количеством граней был более сложен, поэтому остановились на наиболее приемлемом и удобном - с 16 гранями.

Стоимость стакана зависела от количества граней — первые стаканы были с 10 гранями и стоили 3 копейки. Классический 16-гранный - 7 копеек, а более рифленый, с 20 гранями — 14 копеек. При этом форма и объем стакана оставалась неизменной: до стеклянного ободка — 200 грамм, до краев — 250 грамм.

В СССР, помимо главного образца, выпускались стаканы объемом в 50, 100, 150, 200 и 350 граммов.

Советский граненый стакан был и остается для многих домохозяек главной мерой объема и веса в кулинарных рецептах. Стакан, наполненный до нижней кромки кольца, способен вместить 200 грамм воды или молока, 130 грамм муки, 180 грамм сахара, 210 грамм сметаны, 290 грамм ягодного пюре.

На картине известного русского художника Кузьмы Петрова-Водкина "Утренний натюрморт", написанной в 1918 году, изображен 12-гранный стакан с чаем — прародитель советского граненого стакана.

© photo: Sputnik / Балабанов

Репродукция картины К.С.Петрова-Водкина "Утренний натюрморт"

В 2003 году в Петербурге был установлен своеобразный рекорд — в театре "Балтийский дом" построили пирамиду из двух тысяч граненых стаканов высотой полтора метра. Это достижение вошло в Книгу рекордов Петербурга.

В 2005 году ижевцы побили все ранее установленные рекорды и соорудили пирамиду из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На "строительство" ушло 2024 стакана.

Увековечен граненый стакан и в памятниках. Так, в Екатеринбурге есть памятник проводнице, которая несет чай в граненых стаканах в подстаканниках из нержавейки времен Хрущевской оттепели.

Скульптура высотой два метра 60 сантиметров, выполненная из стеклокомпозита: два медведя стоят на задних лапах и держат стакан на манер скульптуры "Рабочий и колхозница" Мухиной, установлена хозяином алма-атинского трактира "Медведь".

Всем известны традиции поднимать стакан "за здравие" или "за упокой", бить "на счастье", искать истину на "дне стакана" и даже аллегорично сравнивать жизнь с "разбитым стаканом". И искать решение проблем, в которых "без стакана не разберешься".

Появилось и выражение "устаканиться", то есть разрешится проблема, войти в нужное русло, определиться.

С праздником и хорошего настроения!

Материал подготовлен на основе открытых источников



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх