Опыт вулкан в детском саду. «Извержение вулкана» — опыт в подготовительной группе

Рыжова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 116
Населённый пункт: города Калуга
Наименование материала: Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие"
Тема: "Извержение вулкана" (старший возраст)
Дата публикации: 06.06.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 116 г. Калуги

Материала педагогического совета

«ППРС как условие формирования познавательного интереса

посредством детского экспериментирования»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на

тему:

«Извержение вулкана»

Разработала воспитатель

Рыжова Наталья Васильевна

(без к/к)

Калуга, 2016 год

Дидактическое обоснование познавательной

образовательной деятельности.

Тема

«Извержение вулкана»

Программное обеспечение

Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования: основная часть,

разработана в соответствии с примерной

образовательной программой дошкольного

образования под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г.

Гогоберидзе «Детство» , « Опытно-

экспериментальная деятельность в ДОУ» под

редакцией Н.В. Нищевой.

Возраст детей

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Образовательная область

Познавательное развитие

Речевое развитие

Форма педагогического

мероприятия

Цель

Формирование первичные представления о вулкане,

как об объекте неживой природы, причинах его

извержения.

Задачи

Развивать познавательную активность детей в

процессе самостоятельного выполнения

опытов.

Поощрять детей за самостоятельное

формулирование выводов по итогам

эксперимента с опорой на полученные ранее

представления и собственные предположения.

Развивать аккуратность и взаимопомощь.

Средства обучения

Компьютерная презентация (фотографии вулканов,

изображение римского бога Вулкана, репродукция

картины К. Брюлова «Последний день Помпеи»),

кусочки пемзы, обычные камешки, миски с водой на

каждого ребенка, модель вулкана, поддоны, конусы из

картона, сода, уксус, сухая красная краска, моющая

жидкость, цветные карандаши для фиксации

наблюдений, мерные ложки, индивидуальные детские

фартуки.

Предварительная работа

Просмотр видеофильма « Вулканы»

Форма организации детей

Подгрупповая

Словарная работа

Извержение, лава, жерло, кратер, пемза, наковальня,

горн.

Ход занятия

Структурные

части

образовательной

деятельности

Деятельность

Форма

организации

детей

Предполагаемы

й результат

Педагога

Детей

Организационно-

мотивационная

2. Основная

Ребята, сегодня мы

снова пришли в нашу

мини-лабораторию

«Почемучки».Посмотри

те на экран (слайд 1)

Ваши предположения,

что изображено на

Сегодня мы поговорим

о таинственном и

загадочном,

удивительном и грозном

явлении природы, как

вулкан. Эвелина и Саша

приготовили нам

легенду, послушаем ее.

(Слайд2)

Слово «вулкан»

означает «бог огня»

А почему его так

называют вы ответите

сами в конце нашего

Дети стоят

полукругом у

внимательно

смотрят на

изображение.

Вулканы.

Жил на свете

бог по имени

Вулкан. И

нравилось ему

кузнечное

дело: стоять у

наковальни,

бить тяжелым

молотом по

раздувать

огонь в горне.

Построил он

себе кузнецу

высокой горы.

А гора стояла

посередине

моря. Когда

молотом, гора

дрожала от

верхушки до

основания, а

грохот и гул

разносились

далеко вокруг.

Из отверстия

на вершине

оглушительны

м ревом летели

раскаленные

Фронтальная

Фронтальная

Возникновение

интереса у детей к

предполагаемой

деятельности,

включение в

образовательную

деятельность.

Созданы условия

для социально-

коммуникативной

деятельности.

Когда вулканы «

спят»,то они мало

отличаются от других

гор. Но иногда они

«просыпаются». Как вы

думаете, что означает

«просыпается»?

И тогда, начинается

сильный подземный гул,

из вершин вырывается

пламя, пепел,

раскаленные камни,

вулканические бомбы.

Они окутываются

дымом, звучат взрывы, а

по склонам течет

настоящий огненный

Температура внутри

Земли такая высокая,

что камни из твердых

превращаются в жидкие.

Когда куски жидкости

застывают, получаются

новые камни. (слайд

Вулкан – большая гора

с крутыми склонами.

Какой формы вулкан?

Сейчас мы заглянем

внутрь вулкана (слайд

5) Пояснения по слайду:

На самой вершине

вулкана находится

На что похож кратер?

камни, огонь,

пепел. «Вулкан

работает»,-со

говорили люди

от этого места.

С тех пор все

огнедышащие

горы люди

стали называть

вулканами.

Происходит

извержение.

Вулкан имеет

форму конуса.

Фронтальная.

Фронтальная

Фронтальная

Созданы условия,

позволяющие

формировать у

детей умение

анализировать

ситуацию.

Кратер – огромная

чаша с крутыми

склонами, а на дне –

красновато- оранжевая

пасть – это жерло

вулкана, дыра уходящая

глубоко в землю.

Огненная жидкость

Выходящая из вулкана,

называется лавой.

(слайд 6)

Я предлагаю вам

самостоятельно в

лаборатории проделать

опыт « извержение

вулкана?» Пройдемте в

лабораторию, где уже

все готово для

проведения опытов.

Прочтите схему

Из чего сделаем

основание вулкана?

Из чего сделаем жерло

Все это ставим на

Дети подходят

к столам, на

приготовлены

Конусы из

пластиковые

мерные ложки,

пипетки, гуашь

красного цвета

средство.

Из конуса,

который мы

вставить

внутрь конуса

пластиковую

Помещаем в

чайную ложку

соды, немного

красной сухой

краски и 5

Индивидуальна

Дети включаются

в познавательно-

исследовательску

ю деятельность.

Организует

А теперь внимание!

Эта жидкость у меня с

особым знаком. Что это

означает?

Это уксус, его наливать

можно только

взрослому. Работая с

уксусом, можно

получить травму. Надо

соблюдать правила

безопасности,быть

осторожными.

Отодвиньте подносы на

середину стола. Я

добавляю 5 капель

уксуса. Что

наблюдаете? Хотите

повторить опыт?

Возьмите блокноты и

зарисуйте опыт.

А теперь отдохнем.

Физкультминутка.

Стоит гора старушка,

до небес макушка.

(стоят ровно, руки

тянут вверх).

Ее ветер обдувает,

(машут руками) ее

дождик омывает

(потряхивание кистями

рук). Стоит гора

страдает, (изображают

страдания) камешки

теряет (дети

разбегаются по группе).

Каждый день, и каждую

ночь катятся камешки

И с той самой поры, ни

чего не осталось от

нашей горы.

Вспомним, что

выносит из жерла

жидкости.

Осторожно!

пользоваться

выполняют

самостоятельн

Огненный

Фронтальная.

Фронтальная

совместную

деятельность с

Организует

совместную

деятельность с

3.Заключительна

вулкана лава?

Один из таких камней

лежит у вас на столе. Он

называется -пемза. Это

камень вулканического

происхождения.

Рассмотрите

внимательно пемзу и

сравните ее с обычным

Как вы считаете, эти

дырочки пустые или в

них что- то есть?

Как можно проверить

ваше предположение?

Есть пузырьки?

Плавает или тонет

пемза? Почему?

Возьмите блокноты и

зарисуйте опыт.

Вы были внимательны,

работали аккуратно и у

нас все получилось

Подумайте и скажите,

что такое вулкан и как

он извергается. И

почему его называют

«Богом огня»

В пемзе много

В дырочках

поэтому пемза

легче чем

Опустить

кусочки пемзы

Пемза камень,

в дырочках

которого

прячется

поэтому пемза

не тонет,

плавает на

поверхности.

А обычный

камень тонет.

Вулкан-гора с

склонами,

похожими на

конус. На

находится

огромная

чаша. А на дне

жерло,дыра

Фронтальная

Вулканы не смотря на

их грозность очень

красивые горы. В нашей

стране на Дальнем

Востоке, Камчатке, тоже

есть вулканы.Туристы

приезжают туда

полюбоваться красотой

и удивительным миром

вулканов. (слайд7).

уходящая

глубоко в

Огненная

жидкость

выходящая из

называется

Извергаются

разному, но

взрываются,

выбрасывая

лаву вверх и в

стороны. А

бывает, что

лава вытекает

спокойно.

Древесный уголь Семена

каштанов

Шишки

Коробка

ощущений

Соль шары лупы

Шишки

Коробка

ощущений

Самоанализ воспитателя Рыжовой Натальи Васильевны.

НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему:

«Извержение вулкана»

Тема: « Формирование первичных представлений о вулкане, как об объекте неживой

природы, причинах его извержения » соответствует тематическому планированию

подготовительной группе по познавательно - исследовательской деятельности.

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного

выполнения опытов.

Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам

эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные

предположения.

3. Развивать аккуратность и взаимопомощь.

Анализ целей и задач.

Занятие состоит из четырех взаимосвязанных между собой этапов:

Организационного момента;

Мотивационного момента;

Поисково-практического;

Рефликсивно- практического;

Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО.

достижения

образовательная

соответствуют

возрастным

особенностям. Установлена связь целей и задач с темой образовательной деятельности.

проведения

использовала

исследовательской

деятельности

эксперимент. Его применение дало детям реальные представления об извержении вулкана.

Для активизации детей использовала следующие методы: словесный (беседы, вопросы к

детям, словесные поощрения); наглядно – демонстрационный (показ слайдов, показ карты

схемы); практический

(проведение

эксперимента), и приемы: пояснение; указание;

показ; анализ; синтез.

Выполнению задач так же помогали наводящие вопросы, которые подбирались, так что

бы все дети могли на равных участвовать в работе.Вопросы были четко сформулированы

Просты и понятны детям.

При подготовке к занятию, подбирала, изготавливала

различные материалы, оснащение занятий, технические средства обучения, продумала

расположение и передвижения детей в предметно-пространственной среде. В работе с

детьми использовала эксперимент, развивала логическое мышление, задавала вопросы,

устанавливала

причинно-следственные

прослеживались

интеграция

образовательных

областей

социально-коммуникативные;

познавательно

развивающие; речевое развитие; физическое развитие в соответствии с возрастом детей. В

ходе занятия я мало побуждала детей к активной речевой деятельности, не проговаривали

Материал

образовательной

ситуации

подобран

доступном уровне, краткий инструктаж перед проведением опыта, сформировал у детей

навыки выполнения и первичные знания правил техники безопасности при выполнении

эксперимента. Но я не до конца продумала расположение опасных для детей предметов на

Во время занятия преобладал диалог. Уровень сложности соответствует возможностям

детей, учитывались индивидуальные особенности детей. Поощряла и поддерживала детей

в выдвижении гипотез, нахождение и применение

различных вариантах решения. Я

считаю, что выбранная мною форма организации занятия эффективна, динамична. Дети

проявляли

самостоятельность

инициативность

действий

поставленной цели.

Считаю, что поставленная в начале занятия цель: «Извержение вулкана» достигнута,

Дети - очень любознательные создания, которые с удовольствием экспериментируют с различными веществами и составами. Для создания домашней химической лаборатории вовсе необязательно отправляться в магазин за дорогостоящими наборами из серии «Юный химик». Достаточно воспользоваться подручными средствами, которые есть в каждом доме. Например, сделать вулкан из соды и уксуса.

В основе эксперимента лежит простейшая химическая реакция. При смешении уксусной кислоты и Na2CO3 происходит активная нейтрализация этих компонентов, которая сопровождается шипением и появлением пены. Именно эта пена и выступает в качестве вулканической «лавы», а шипящий звук, сопровождающий реакцию уксусной кислоты, является отличным «дополнением» к картине извержения вулкана.

Рецепты для экспериментов

Существует несколько вариантов создания вулканического извержения в домашних условиях. Все они просты и станут отличным решением, чтобы удивить и надолго занять маленького непоседу.

Готовим вулкан из соленого теста

Вот что нужно для эксперимента:

  • Возьмите пластиковую бутылку объемом 1 литр, разрежьте ее пополам. Вырежьте из бумаги или фольги полоски, и оберните их вокруг верхней части отрезанной бутылки. Тару лучше укладывать горлышком вверх, а для обертывания брать фольгу - она более мягкая и лучше держит форму;
  • Приготовьте пластилин или соленое тесто. Если делать содовый вулкан из теста - опыт будет многоразовым. Разделите массу для лепки на три равные части, выложите ее на фольгу, сформировав подобие горного склона. Для большей реалистичности воспользуйтесь красителем, чтобы раскрасить жерло будущего вулкана. Хорошо подойдет обычная гуашь или акварельные краски;
  • В жерло (горлышко бутылки) высыпьте 2 ч. л. пищевой соды и влейте 1 ст. л. обычного моющего средства. Можно использовать самое простое средство для мытья посуды, которое есть у вас на кухне;
  • Возьмите стакан уксусной кислоты, подкрасьте ее любой краской. Заливайте раствор в вулкан - уксусная кислота плюс сода даст бурную реакцию. Вулканчик сразу же начнет «извергаться», а юные химики будут в восторге от произведенного эффекта. В ходе реакции будет выделяться углекислый газ, о котором экспериментаторам также можно подробно рассказать.

Красочный содовый вулкан

Если нет желания возиться с соленым тестом или заниматься лепкой из пластилина, вы всегда можете продемонстрировать дошкольникам чудеса природы из простейших ингредиентов, своими руками создав настоящий «Везувий».

  • Для изготовления вулканического «каркаса» возьмите стакан пищевой соды и перемешайте её с 3 ст.л. теплой воды. Этого достаточно для формирования небольшого вулканчика. Если нужна гора большего размера, увеличивайте количество ингредиентов в соотношении 1:3 (три столовые ложки воды на стакан порошка);
  • Тщательно вымешайте все компоненты до образования однородной плотной массы. Правильно приготовленный состав должен легко принимать заданную форму и держать ее;
  • Слепите из полученной смеси вулканчик. Дайте ему высохнуть 3-5 часов, в зависимости от величины вашей поделки. После высыхания, предложите ребенку раскрасить поделку. Используйте для раскрашивания пипетку и жидкую акварель - она дает наиболее устойчивый цвет;
  • Поместите изделие в контейнер или другую вместительную емкость с высокими бортами. Это нужно, чтобы в процессе эксперимента ваша «лава» не отправилась путешествовать по столу. В центр (жерло) капните 1 ст.л. Fairy или другой моющей жидкости;
  • Финальный аккорд - добавление чайную ложку уксуса. Извержение началось - из жерла потечет подкрашенная пена, издающее громкое шипение.

Предостережения

Опыт с содой и уксусом проводится только под контролем взрослых. Не допускайте попадания щелочных компонентов на слизистые оболочки или в дыхательные пути, после окончания эксперимента уберите все ингредиенты в недоступное для детей место.

Если вы показываете фокус совсем маленьким ребятам, вместо уксуса лучше воспользоваться лимонной кислотой - она менее токсична и нет риска пролить её в процессе использования.

Дети – удивительные экспериментаторы. Их любознательность не знает границ. И это замечательно! Родители должны не только поддерживать стремления ребенка узнать больше, но развивать это стремление, давать маленькому уму как можно больше пищи для размышлений, учить малыша мыслить и делать выводы.

Эксперименты и опыты, проведенные вместе с ребенком, не только подарят ему яркие незабываемые впечатления. Именно эксперименты учат ребенка видеть мир по-особому, глазами исследователя, ставить вопросы и находить ответы на них. И совсем необязательно для проведения опытов покупать дорогие наборы «Юный химик». Можно использовать то, что есть в каждом доме. Например, обыкновенный пищевой уксус и соду.

Если малыш никогда не видел реакцию пищевой соды и уксуса, обязательно покажите ему это привычное для вас, но удивительное для него явление. Этот процесс называется реакцией нейтрализации. Суть ее в том, что кислота (уксус) и щелочь (сода) нейтрализуют друг друга, выделяя углекислый газ.

Ребенку постарше можно рассказать, что углекислый газ постоянно присутствует в воздухе. Именно его мы выдыхаем. Растения же перерабатывают углекислый газ в кислород, который мы вдыхаем.

Углекислый газ мы встречаем и в газированной воде: он делает воду колючей.
Выделение углекислого газа можно подтвердить следующим опытом.

Для проведения опыта нужны:

  • Небольшой воздушный шарик, который легко надувается: его нужно надуть и сдуть до проведения опыта;
  • Сода – 2 чайные ложки;
  • Уксус – 1\4 стакана;
  • Вода – 3 столовые ложки;
  • Стеклянная бутылка;
  • Скотч.

Соду растворите в воде, и влейте смесь в стеклянную бутылку. Шарик и скотч держите под рукой. Влейте в бутылку уксус и быстро наденьте на горлышко бутылки шарик. Крепко закрепите шарик скотчем, чтобы его не сорвало. Вы увидите, как углекислый газ начнет наполнять воздушный шарик.

Детский опыт с уксусом и яичной скорлупой

Интересный эксперимент можно провести, имея под рукой уксус и сырое яйцо. Особенно полезен он будет тем малышам, которые не видят ценности в утренних процедурах и не желают по утрам .
Возьмите куриное яйцо и положите его в банку. Залейте яйцо уксусом, закройте крышкой и оставьте на 4-5 дней. После положенного срока аккуратно вытащите яйцо, обмойте и дайте в руки ребенку. Скорлупа яйца стала мягкой – кислота растворила кальций, который обеспечивал твердость яичной скорлупе. При чем же тут нежелание чистить зубы? Дело в том, что во рту, где зубки не чистятся, образовывается такая же кислая среда, как и та, в которое мы поместили яйцо. И кальций, придающий крепость нашим зубкам, так точно, хоть и не так быстро, растворяется в ней. Поэтому, если хочешь иметь крепкие зубы, не забывай чистить их ежедневно!

Детский опыт — вулкан из соды и уксуса:

С помощью уксуса, соды и красителя можно показать малышу настоящее извержение вулкана. Вулкан, конечно, нужно изготовить, но для мамы это нетрудно.

Берем куски старого пластилина, бывшего в употреблении (можно и новый взять, если не жалко), делим пластилин на две части. Из одной делаем дно вулкана: оно должно быть достаточной толщины. Это можно поручить ребенку.

Из второй половины лепим полый конус, верхнее отверстие которого будет жерлом вулкана. Соединяем крепко обе части, чтобы внутреннее пространство было герметичным.

Помещаем наш вулкан на поддон, поднос или большую тарелку.

Засыпаем в столовую ложку соды и краситель. Если красителя нет, можно использовать сок красного бурака, правда, лава будет не такая яркая.

Заливаем в жерло чайную ложку жидкости для мытья посуды. Вулкан готов начать извержение. 1\4 стакана уксуса заливаем в его жерло и вулкан проснулся!

Вот такой у нас получился простой, но интересный вулкан из соды и уксуса.

Уже немало писалось про использование пищевой соды в той или иной области. Свойства данного вещества позволяют применять его на кухне при готовке, в быту для очистки различных поверхностей от жира и налета, в лечении различных заболеваний и так далее. Еще одним применением бикарбоната натрия является возможность устраивать познавательные представления для детей, например, можно изготовить самостоятельно вулкан из соды.

Запаситесь содой и уксусом, потому что Ваши дети будут просить повторить снова и снова!

Это возможно благодаря способности соды вступать в бурную реакцию с определенными веществами, например, уксусом. И одним из самых распространенных опытов, связанных с этим свойством бикарбоната натрия, является демонстрация извержения вулкана. Ниже подробно рассмотрено, как сделать вулкан из пищевой соды.

Опыт «извержение вулкана»

Первое, что необходимо знать, − почему при соединении соды и уксуса возникает такая реакция. Если не вдаваться в подробности: сода имеет ярко выраженные щелочные свойства, уксус же, напротив, - кислотные. При соединении их молекул происходит нейтрализация обеих сред до нейтральной, вследствие чего выделяется углекислый газ, бурное высвобождение которого и вызывает появление пены.

Опыт с соединением данных веществ можно использовать не только как демонстрацию природного явления. Это удачный момент для объяснения основ взаимодействия различных веществ и реакций между ними.

Подготовка к опыту начинается с изготовления непосредственно вулкана. Это можно сделать несколькими способами, в результате которых получится многоразовый инвентарь или, соответственно, одноразовый. Для создания первого придется приложить больше усилий и времени, второй же годится для спонтанного решения порадовать детей интересным зрелищем.

Способ №1

В данном случае создается, как раз, многоразовая модель для неоднократного исполнения опыта.

Чтобы изготовить корпус «вулкана» необходимы следующие компоненты:

  • обыкновенная пластиковая бутылка из-под любого напитка объемом 1,5л;
  • плоская пластиковая же крышка (например, от одноразовых контейнеров для еды);
  • скотч любого вида;

Необязательно лепить «вулкан» из нового пластилина, вполне подойдет уже использованный
  • гипс или алебастр (можно заменить соленым тестом);
  • гуашь с клеем ПВА, в соотношении 1:1 (возможна замена акриловой краской);
  • поднос или доска для резки (в качестве основания);
  • бумага;
  • фольга.

Последовательность действий:

  1. Построение основы. Пластиковую бутылку необходимо разрезать, отмерив нужную высоту конуса (нужна верхняя часть). Полученная основа скотчем тщательно прикрепляется к вышеуказанной пластиковой крышке.
  2. Прикрепление основы вулкана к основанию. Полученная конструкция скотчем крепится к подносу или доске для резки. Также в качестве основы можно использовать и подходящий кусок фанеры или тонкой доски.
  3. Формирование конуса. С помощью кусочков бумаги и скотча вокруг бутылки формируется конус с верхним основанием у краев горлышка. Чтобы избежать последующего размокания бумажной массы, конус оборачивается фольгой.
  4. Отделка «стен» вулкана. Гипс или алебастр развести до состояния густой сметаны. Полученной смесью покрываются склоны «огнедышащей горы». С помощью зубочистки или вилки формируется рельеф «горных склонов» и желоба для предпочтительного движения «лавы».
  5. Финальная отделка. После полного высыхания «склонов», их следует раскрасить гуашью, смешанной с ПВА. Лучше всего использовать коричневую и черную краску и немного подкрасить красной «лавовые» желоба.

После подготовки «вулкана» необходимо заняться «лавой». Ее, конечно, нужно готовить непосредственно перед демонстрацией «извержения». Компонентами в данном случае являются:

  • пищевая сода - 10 гр;
  • средство для мытья посуды - 2 капли;
  • гуашь или пищевой краситель красного цвета;
  • уксус - 10−15 мл.

Данное количество ингредиентов указано для минимального количества «лавы» и низкого «вулкана». При необходимости увеличения интенсивности «извержения», возрастает количество всех компонентов соответственно. Последовательность действий в этом случае такова:

  1. Смешать пищевую соду, выбранный вид красителя и средство для мытья посуды, тщательно перемешав.
  2. Залить полученную смесь в «жерло вулкана».
  3. Добавить аккуратно в «жерло» уксус и наслаждаться результатом.

Для более активной реакции уксус можно влить быстро. Кстати, за это отвечает добавленное средство для мытья посуды.

Способ №2

Как уже указывалось выше, изготовленный по предыдущему способу вулкан, позволяет получить реквизит, который можно использовать неоднократно. Однако это занимает достаточно существенное время. Для однократного использования можно изготовить реквизит по упрощенной методике.


Зрелище действительно эффектное

Ингредиентами в этом случае будут:

  • лист картона;
  • пластилин;
  • небольшая баночка;
  • поднос или доска для резки (в качестве основы).

Последовательность действий такова:

  1. Свернуть картон конусом, придав необходимый угол «склонов». Заклеить его в таком положении или закрепить скотчем. Срезать верхнюю часть для получения «жерла».
  2. Внешняя часть картона облепляется пластилином, с формированием «уступов» и «желобов».
  3. Перед демонстрацией опыта баночка наполняется смесью из соды, средства для мытья посуды и красителя, после чего ставится на основание и накрывается конусом «горы».
  4. Далее в жерло заливается уксус и «извержение» начинается.

Возможно проведение опыта с лимонной кислотой или лимонным соком. В данном случае уксус не используют, а соду следует засыпать последней.

Свойства пищевой соды позволяют использовать данный продукт в самых разных ситуациях. И как показывает все вышеописанное, даже как средство развлечения или для расширения кругозора у детей. Благодаря несложной подготовке и свойству соды вступать в бурную реакцию с уксусом можно подарить своим чадам незабываемое зрелище, получить удовольствие от которого они будут просить еще не раз.

Когда мы начинали с Владиком химичить, самыми любимыми веществами для опытов были сода и уксус . Много же мы извели соды,

Сегодня для удобства я собрала с одной статье несколько простых опытов с содой, с которых вполне можно начинать знакомство Вашего маленького ученого с химией.

Кстати, не лишним будет объяснить ребенку чем отличаются химические превращения от физических.

Химия изучает такие превращения, когда в результате взаимодействия веществ получается что-то новое. Например, гвоздь остался в воде и спустя какое-то время образовалось новое вещество — ржавчина. А физическим опыт будет тогда, когда превращения будут происходить с одним веществом. Например, положили лед в стакан, потом лед растаял — образовалась вода, а если воду подогреть, то будет водяной пар. Лед, вода и пар — это разные состояния одного и того же вещества — воды. Думаю, что так будет понятно.

Вернемся к нашей соде. Химики называют ее бикарбонатом или гидрокарбонатом натрия, а вот как назвать это вещество, проводя опыт с ребенком, Вы решайте сами.

Опыт 1

В половину стакана воды добавить немного уксуса, а потом пол чайной ложки соды всыпать в стакан. Раствор сразу запузыриться, как будто вскипает. В результате реакции выделяется углекислый газ. Почему же так происходит? Молекулы соды и уксуса соприкасаются в стакане и выделяется газ. Опыт немного видоизменяем.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх