Откуда к нам пришел хлеб. Классный час на тему "Откуда хлеб пришел?"

Анжела Тухватуллина
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как хлеб к нам на стол пришёл»

Конспект по познавательному развитию в старшей группе

«Как хлеб к нам на стол пришёл » .

Цель : дать детям представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий их разнообразии; формировать представление о труде хлебороба , сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд; воспитывать уважение к труду взрослых (хлеборобов , пекарей, водителей, комбайнеров и др., бережное отношение к хлебу .

Задачи :

Развивающие :

- развивать связную речь детей ;

Обогащать словарь за счет слов : пшеница, комбайн, трактор, элеватор хлеборобы и т . д;

- развивать умение рассуждать , делать выводы;

Образовательные :

Систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба ;

Учить устанавливать причинно – следственные связи;

Закреплять название профессий людей, растящих хлеб .

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к хлебу ;

Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб .

Методы :

1. Словесные - художественные средства,чтение стихов; беседы.

2. Наглядные - образец действия взрослого, картины с изображением

3. Практические – этюд (движения в соответствии с текстом) ; пальчиковая гимнастика; изготовление сушек и кренделей.

Интегрируемые образовательные области :

1. «Социально- коммуникативное развитие

2. «Художественно-эстетическое развитие »

3. «Речевое развитие »

4. «Физическое развитие »

Оборудование : каравай с солью, зерно, полотенце, иллюстрации по теме, доски для лепки, влажные салфетки, стеки, соленое тесто, муляжи хлебобулочных изделий , сушки, хлеб формовой и круглый

Ход занятия.

Воспитатель : Вот он хлебушек душистый ,

Вот он тёплый золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл .

В нём здоровье – наша сила

В нём чудесное тепло

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Здравствуйте ребята. Сегодня я к вам пришла на занятие не с пустыми руками , а караваем. Караваем называется хлеб , украшенный, праздничный. По русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом и солью . Сверху на каравай ставят небольшую солонку с солью. Пришедшие гости , обязательно должны отломить небольшой кусочек каравая, посолив, его съесть. Так они выражают благодарность и уважение хозяевам дома. Так что, каравай является ещё и символом гостеприимства.

Воспитатель : - Посмотрите, какой каравай (даю понюхать) .

Дети : - Мягкий, пушистый, вкусный, пышный, красивый, свежий и ароматный, круглый.

Воспитатель : А на что он похож?

Дети : На солнце, на тарелочку, на блин и т. д.

Воспитатель : - А знаете, почему он ароматный? Потому что, много людей приложили свой труд, свою любовь, чтобы хлеб пришёл на наш стол . Он самый главный в каждом доме и на каждом столе .

Воспитатель :- А как же появился на столе хлеб ? Откуда он пришёл ?

Дети : - Из магазина, из поля и т. д.

Воспитатель : - Ребята, сегодня мы с вами и узнаем, я вас приглашаю в путешествие. Мы вместе с хлебом пройдём весь долгий путь, который проходит хлеб , чтобы попасть на стол .

Воспитатель : - Ну что, ребята готовы, отправится в путешествие?

Дети : - Да.

Воспитатель :- Давайте мы с вами отправимся на автобусе. Поехали.

Воспитатель : - Посмотрите на картину, первая остановка. Что это?

Дети :- Это поле.

Воспитатель : _ Правильно, это поле. А оно какое? Что там растёт?

Дети : - Пустое

Воспитатель : - Чтобы туда что-нибудь посадить, сначала весной нужно вспахать землю, потом её заборонить, чтобы земля была мягкой, плодородной. Просто трактор не вспашет землю, нужен плуг. Плуг прицепляют к трактору и пашут. Повторили слово плуг.

Дети : - Плуг

Воспитатель : - На тракторе кто работает?

Дети : - Тракторист.

Воспитатель : - Затем сеют зерно. Вы видели зерно?

Дети : - Нет, да

Воспитатель : - Вот оно (показываю зерно детям) . Весной начинает всходить пшеница. А ей помогают тепло лучей солнца и дожди. Всё лето зерно растет, образуя колоски, а там внутри зреет зерно.

Воспитатель : - А теперь мы тоже превратимся в зёрнышек. Все движения повторяем за мной.

Физкультминутка

Подрастает зёрнышко (Присели)

Потянулось к солнышку. (Потянулись)

С ветерком оно играет. (Руки вверх)

Ветерок его качает (Прогибаемся)

К земле низко прижимает –

Вот как весело играет! (наклоны туловища)

Сколько в поле колосков –

Столько сделаем шагов (ходьба на месте)

Какой вырос каравай

Выше руки поднимай (Руки вверх и потянуться)

Теперь ниже наклониться,

Как колышется пшеница. (Наклоны в стороны)

Сколько в поле тракторов,

Столько сделаем прыжков !

Воспитатель : - мы доехали до второй остановки. Это поле какое?

Дети : - Желтое.

Воспитатель :- Осенью начинают убирать урожай. Хлеборобы приступают к жатве . Дети повторили жатва. Комбайны выезжают на поля. А кто у нас работает на комбайне?

Дети : - Комбайнёры.

Воспитатель : - Правильно. Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины. А на машинах работает?

Дети :- Шофёры, водители.

Воспитатель : - Зерно везут на хранение, называется – элеватор. Ребята повторили элеватор. В элеваторе специальная техника- машина прочищает зерно от сорняков и мусора. Затем попадает в сушилку. Самые крупные зёрна оставляют на хранение, чтобы посеять на следующий год.

Воспитатель : - Муку везут на хлебопекарни и хлебозаводы . Пекари добавляют в муку воду, сахар, соль, дрожжи, масло и с помощью тестомешалки замешивают тесто. Затем теста раскладывают в формы и отправляют в печи. Хлеб у нас тоже разной формы : формовой он из пшеничной муки, а круглый он из ржаной муки. В хлебопекарнях выпекают не только хлеб , но и разные хлебобулочные изделия . Какие вы знаете хлебобулочные изделия , назовите?

Дети : - Батон, булочки, сушки, баранки, крендель, пирожки, ватрушки,

Воспитатель : - Молодцы. Затем готовые хлебобулочные изделия развозят по магазинам на продажу, где мы и покупаем. Вот мы с вами прошли весь долгий путь вместе с хлебом . Чтобы, получить хлеб , нужно много потрудиться.

Воспитатель : - Но самый вкусный хлеб получается , когда хлеб пекут своими руками .

Давайте, мы тоже превратимся в маленьких пекарей и слепим хлебобулочные изделия - сушки . Но у пекаря очень опасная работа : вокруг острые ножи и горячие печи, поэтому нужно очень осторожно. Чтобы они получились, нужно нам пальчики размять. Приготовились, повторяем за мной.

Пальчиковая гимнастика

Муку в тесто замесили (месим движениями тесто)

А из теста мы слепили (показываем)

Пирожки и плюшки

Сдобные ватрушки

Булочки и калачи (сгибаем пальцы)

Испечём мы их в печи (Показываем ладошки)

Воспитатель : - Ребята проходим к столам , где накрыто. Но у пекаря очень опасная работа : вокруг острые ножи и горячие печи, поэтому нужно очень осторожно. Берём тесто и делим на две части с помощью стека. Со стеками работаем очень аккуратно, не поднимаем высоко. Одну часть отложили. А вторую раскатываем на доске. Получаем в виде колбаски, жгутика. Берём два конца и прищипываем. У нас получается сушка. Остальное тесто раскатываем и два конца соединяем и прищипываем. Это у нас получилась вторая сушка.

Воспитатель : - Все свои изделия положите на разнос. У кого испачкались руки, протирайте влажной салфеткой. А теперь ребята, проходим на ковер. Вот мы вернулись домой, я хочу с вами поиграть и проверить, внимательно ли вы меня слушали и что вы запомнили. Я буду вам задавать вопрос и бросать мяч. Вы отвечаете и мне возвращайте мяч.

Назови хлеб ласково (хлебушек )

Крошки хлеба , какие (хлебные )

Прибор для замешивания теста (тестомешалка)

Посуда для хлеба (хлебница )

Кто выпекает хлеб (пекарь)

Как называется уборка хлеба (жатва)

Кто управляет комбайном (комбайнёр)

Кто управляет трактором (Тракторист) .

Где хранят зерно? (элеватор) .

Молодцы ребята. Вам понравилось занятие . Спасибо.

Интеграция образовательных областей:

1. Познание формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Цели и задачи:

– дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Земле;

— уточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб;

— обогащать знания детей о полевых растениях пшенице и ржи;

— привить детям бережное отношение к хлебу.

2. Развитие познавательно — исследовательской и конструктивной деятельности.

Цели и задачи:

— упражнять в сравнении двух растений (рожь и пшеница);

— формирование умения делать выводы после сравнения;

— развитие мелкой моторики рук, умения работать с соленым тестом.

3. Коммуникация.

Цели и задачи:

– закрепление навыка работы в паре, подгруппе, распределения обязанностей.

– активизация словаря детей по теме;

– формирование грамматически правильной речи;

– совершенствование структуры предложений;

– закрепление навыка взаимодействия со сверстниками в совместной деятельности;

— совершенствование слухового восприятия, правильного интонационной выразительности речи.

4. Социализация.

Цели и задачи:

– Закрепление умения детей играть в различные дидактические

игры, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры;

– Развитие и закрепление в играх сенсорных способностей детей.

Оборудование:

Демонстрационное: карточки-загадки, хлебобулочные изделия на подносе, слайды «Откуда хлеб пришел», ИКТ, микроволновая печь, магнитофон с музыкой, магнитная доска, серия картин «Откуда хлеб пришел».

Раздаточное: колосья ржи и пшеницы, зерна ржи и пшеницы, мука пшеничная и ржаная, соленое тесто, салфетки для детей.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

— 1, 2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть!

— Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы подумайте, о чем в ней идет речь.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

— Сегодня мы совершим небольшое путешествие и узнаем, откуда хлеб на стол пришел.

2. Основной этап:

Дети подходят к столу, на котором в хлебнице под салфеткой находятся хлебобулочные изделия. Дети поднимают салфетку.

— Посмотрите, как красиво сервирован стол и уставлен различными яствами. Чего здесь только нет… Что вы здесь видите? (Ответ: батон, буханка, баранки, печенье, булки, пироги, блины, крендель)

— Как можно назвать все это одним словом? (Ответ: хлебобулочные изделия)

— Слово «хлеб» придумали древние греки, а затем германцы переняли это слово в свой язык. На старонемецком это слово звучало как «хлайб». Это слово напоминает нам слово «хлеб».

— С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный обед.

— Хлеб имеет очень длинную историю. Еще 15 тысяч лет назад первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки, однако те злаки отличались от сегодняшних. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно прорастает и возвращается большим количеством. Первобытные люди долгое время употребляли в пищу сырые зерна. Затем научились растирать их между камнями, получая крупу и варя ее. Камни, которым растирали зерно, были первыми жерновами. Крупа являлась первой мукой. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу. Позже люди научились сервировать стол: на стол клали куски черствого хлеба, которые служили тарелками. Они впитывали влагу. После еды эти тарелки съедались или отдавались бедным. Хлебом очень гордились.

— Ребята, почему один хлеб белый, а другой черный? (Ответ: белый хлеб сделан из пшеничной муки, а черный хлеб – из ржаной муки).

— Правильно, они сделаны из разной муки. А муку делают из разных зерен. А из каких – мы сейчас посмотрим.

Дети подходят к дидактическому столу, на котором лежат пшеничные колосья и зерна, а также ржаные колосья и зерна. Дети сравнивают колосья и зерна между собой.

— Колосья и зерна – это еще не хлеб. Зерно проходит долгий путь, прежде чем стать хлебом.

— Весной в поле выезжают трактора. Ими управляют… (Ответ: трактористы).

— Трактора пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. А можно в такую землю класть зерно? (Ответ: нет).

— Нужно сначала разрыхлить и взбороновать. Бороновать – это старинное слово. Борона – это орудие труда похожее на грабли, только очень большие с острыми зубьями. (показ иллюстрации). Трактор тянет за собой борону, она рыхлит землю.

— Как называется профессия человека, который следит за работой трактора и его ремонтом? (Ответ: механизатор).

— Давайте представим, что вы сейчас тоже превратитесь в зерна.

Игра-релаксация “Зернышки”

Цель: обучение выразительным движениям, снижение психоэмоционального напряжения, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала.

Звучит музыка природы.

Представьте себе, что вы маленькие зёрнышки, брошенные в землю (дети садятся на ковре).

Лежит зёрнышко в земле – темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошёл дождь. Зёрнышко набухло, лопнуло, и показался первый росток (дети поднимают руки вверх). Пробил росток землю и дотянулся к солнышку (дети встают). Качается не ветру, тянется. Прошло время – росток окреп и появился колосок. Колосок из зёрнышка ржи какой? (Ржаной.) Из зёрнышка пшеницы, какой? (Пшеничный.) Из овса какой? (Овсяный.) Что необходимо для роста и созревания колоска? (Солнце, дождь и руки человека.)

— Раньше сеяли вручную.

— Сейчас зерно сеют машины. Их называют … (Ответ: сеялки).

— Зерно лежит в теплой земле. Солнце его греет, дождик поливает, зерно прорастает и превращается в … (Ответ: росток).

— Какой росток? (Ответ: хрупкий, нежный, маленький).

— За ростом и развитием ростков наблюдает агроном, человек, знающий, как правильно выращивать хлеб, как уберечь колоски от болезней и от вредителей.

— Хлеб созрел. Пора косить. Срезают колосья специальные машины, которые называются комбайны. Люди, работающие на комбайнах, называются… (Ответ: комбайнеры).

— Комбайн выполняет много работ: острыми ножами он срезает колоски. Внутри есть молотилка. Освобождающая зерна от колосьев. Зерно через специальный рукав сыпется в грузовик, а солома упаковывается в брикеты и остается на поле. Зерно везут на мельницу.

— Здесь его перемалывают жерновами. Зерно превращается в муку. Работают на мельнице люди, которые называются … (Ответ: мельники).

Дети вновь подходят к дидактическому столу и рассматривают муку ржаную и муку пшеничную. Описывают муку, используя прилагательные белая, легкая, рассыпчатая, мягкая.


Дети рассматривают тесто, описывая его (Ответ: мягкое. Сдобное, рыхлое. Липкое)

— Из теста пекут батоны, буханки, булочки. Баранки. А потом все это везут в магазин. Как называется отдел в магазине, в котором продают хлеб? (Ответ: бакалея).

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (Ответ: колос)

Парикмахер необычный,

Гладко чуб стрижет пшеничный,

И лежат за ним вразброс

Копны золотых волос. (Ответ: комбайн)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее. Хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну и объеденье! (Ответ: баранка)

В печь его сперва сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Ответ: пирог)

— Ребята, а какие пословицы вы знаете о хлебе? (Ответ: хлеб – всему голова. Без хлеба – нет обеда. Хлеб – батюшка, вода – матушка.).

— Посмотрите, картинки на магнитной доске все перепутались. Помогите навести порядок и расставить их как надо.

Дети расставляют картинки по порядку и составляют по ним рассказ по цепочке.

3. Итог занятия:

— А сейчас мы все превратимся в пекарей.

На столах у каждого ребенка находится соленой тесно. Из него дети лепят хлебобулочное изделие. Когда все хлебобулочные изделия вылеплены. Педагог кладет их в микроволновую печь и запекает. После этого дети угощают готовыми изделиями гостей.

Используемая литература:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М., «Мозаика – синтез», 2012.

2. «Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет» под ред. Л. А. Парамоновой, М., «Олма Медиа Групп», 2011г.

3. «Ознакомление с окружающим миром (конспекты занятий для работы с детьми 6 – 7 лет с ЗПР)» под ред. И.А. Морозовой, М.А. Пушкаревой. М., «Мозаика – синтез», 2007г.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Как хлеб к нам на стол пришел"

Фролова Наталья Анатольевна, МКДОУ детский сад №26 пгт. Ярославский.
Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов, с тем, что хлеборобы трудятся не только для себя, но и для других людей. Расширять и закреплять знания об окружающем. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.
Оборудование: Мультимедийная установка.

Ход ООД:
Воспитатель: Послушайте загадку: «Он и черный, он и белый, и всегда он загорелый,
А обедать захотим, мы всегда садимся с ним» Что это?(Ответы детей) Почему вы решили, что это хлеб? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, люди всегда садятся кушать и ставят на стол хлеб. Без него не может обойтись ни один человек, и сегодня мы с вами будем говорить о хлебе. А вы знаете, из чего пекут хлеб? (Ответы детей) Правильно, из муки, а муку делают из зерен. А это хлебные растения: пшеница и рожь. (Слайд №2)

Из пшеницы получается белый хлеб, а из ржи - темный. Люди, которые выращивают хлеб, называются хлеборобы. А кто знает, что нужно сделать прежде, чем посеять хлеб? (Ответы детей)
Воспитатель: Поле нужно вспахать. На чем пашут землю? (Ответы детей) А кто пашет? (Ответы детей) Да, весной трактористы пашут землю на тракторах. (Слайд №3)

А потом боронят ее, чтобы земля была мягкая и пушистая, (Слайд №4)

И пока земля влажная, сеют хлеб. (Слайд № 5) Скажите, а почему зерна лучше сеять во влажную землю? (Ответы детей) А что будет, если посеять семена в сухую землю?(Ответы детей) Конечно, семена будут слабыми или совсем погибнут.

Когда семена прорастут, поле покрывается зелеными всходами. (Слайд №6)

За будущим урожаем тщательно следит специалист - агроном. Он следит за здоровьем растений, оберегает их от вредителей. (Слайд № 7)

Воспитатель: Прошло лето, хлебные колосья пожелтели и созрели, стали тяжелыми. Такое поле называется красивым русским словом «нива». Какого цвета колосья? (Ответы детей) Колосья желтого цвета, можно сказать « золотые», говорят еще «Золотая нива» (Слайд № 8)

Наступило время уборки урожая – жатва. Здесь тоже не обойтись без машин - комбайнов, а люди, которые трудятся на комбайнах, называются комбайнерами. Рядом с комбайном едет грузовик, в который ссыпают зерно. (Слайд № 9)

Воспитатель: А как вы думаете, куда везут убранное зерно? (Ответы детей) Для того, чтобы зерно высушить, перебрать его отвозят на элеватор. (Слайд № 10)

А потом куда отправляют зерно? (Ответы детей) С элеватора, зерно отвозят на электрические мельницы и здесь его перемалывают в муку.(Слайд № 11)

Что происходит потом? (Ответы детей) Муку привозят на хлебозавод и здесь из нее в огромных чанах замешивают тесто и пекут хлеб и другие хлебобулочные изделия. (Слайд №12) Как вы думаете, чтобы получился хлеб, что еще добавляют в тесто, кроме муки? (Ответы детей)

Какие вы знаете хлебобулочные изделия? (Ответы детей) Много вы назвали хлебобулочных изделий. И баранки, бублики, пряники, сухарики, баранки, батоны, рогалики, сушки. А потом все это везут…. Куда? (Ответы детей) Правильно, в магазин. (Слайд № 13)

А как называется магазин, где продают хлеб? (Ответы детей) Мы с вами приходим в хлебный магазин и покупаем все, что нужно. Вот видите, какой долгий и трудный путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. Поэтому как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей) Надо дорожить каждым кусочком хлеба, съедать его весь, не выбрасывать. Сейчас поиграем и покажем, как растет в поле колосок.

Физкультминутка:
Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)
Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)
Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)
Закачался колосок.
Мы в поле придем, (Ходьба на месте)
Колоски соберем, (Наклон)
Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)
Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)
Гостей приглашаем,
Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)

Воспитатель: Послушайте загадку:
«В день веселых именин
Выпекают хлеб один,
И поют все: «Выбирай,
Кого любишь …!»
Посмотрите, вот он какой каравай! (Слайд №14)

Подберите к слову «каравай», слова, отвечающие на вопрос: «Какой?» (Ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение:
Вот он, хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
И в каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
Хлеб – это главное богатство нашей страны.
Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? (Ответы детей)

Воспитатель: - Как можно, одним словом называть этих людей? (Ответы детей?) Какие машины помогают хлеборобам выращивать хлеб? (Ответы детей) Давайте я вам буду бросать мяч, а вы отвечайте. (Ответы детей)
Воспитатель: - Как надо относиться к хлебу? (Ответы детей)
Воспитатель: - Да, конечно, хлеб надо беречь, уважать труд тех людей, которые его выращивают и пекут.

Презентация на тему: Как хлеб к нам на стол пришел

Исследовательская работа

«Как хлеб на стол пришёл?»

обучающиеся

4 класса

руководитель:

Викулова О.А.

г.Алзамай

Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

(П. Бровка)

Введение

Хлеб – это не только пища человека, но и его духовная ценность. Хлебу поклонялись, его приносили в жертву богам, его всегда считали святым. С ним связаны многочисленные обряды и верования.

С хлебом связано множество русских пословиц и поговорок, сказок, ведь у русского человека хлеб всегда был основой жизни.

Русские обычаи, связанные с хлебом, дошли и до наших дней. Таков древний обычай приветствовать гостей хлебом-солью. Каравай означает богатство и достаток, а соль – древний символ охраны дома от пожара.

Хлеб всегда был началом всех начал. Все мы прекрасно знаем о пользе хлеба, о его значимости. Но и поныне остается актуальной проблема нашего отношения к хлебу. Ведь рядом со словом хлеб стоят слова - хлебороб и пекарь…

Что же мы видим в настоящее время, особенно в школьной столовой: хлеб валяется на полу, много его в вёдрах с отходами и даже некоторые ребята позволяют себе бросаться им.

Поэтому мы решили изучить интересующие нас вопросы о хлебе и обратить внимание детей на их отношение к хлебу, как самому святом у на земле…

Мы подумали, что может быть, если сами проследим путь хлеба к столу и расскажем другим ребятам, то к нему начнут относиться бережнее.

Тема «Как хлеб на стол пришёл», на наш взгляд является актуальной и представляет интерес, потому как после изученного и увиденного нами, возможно, многие из нас подумают прежде, чем выбросят кусок хлеба.

Цель исследования заключалась в том, чтобы узнать, какие же секреты хранит хлеб, который мы едим каждый день; а также путём собственных открытий воспитывать бережное отношение к хлебу.

Задачи исследования:

1.Изучить историю возникновения хлеба, его сорта, пользу.

2.Уточнить представления учащихся о последовательности этапов выращивания хлеба.

3.Познакомиться с работой людей разных профессий, которые трудятся чтобы на нашем столе был всегда свежий хлеб.

4.Провести социологический опрос.

5.Исследовать отношение к хлебу раньше и сейчас.

6.Выяснить, а можно ли в бытовых условиях сделать из зёрен пшеницы муку.

7.Создать продукты из солёного теста.

8.Познакомиться с произведениями писателей о хлебе;

9.Научиться бережно относиться к хлебу.

10.Создать сборники с пословицами, поговорками, стихотворениями о хлебе.

Объект исследования: хлеб

Предмет исследования: хлеб в жизни человека на протяжении тысячелетий, его сложный путь появления на нашем столе, бережное отношение к хлебу.

Участники исследования: учащиеся третьего класса, учитель, родители, библиотекарь.

Методы исследования: Изучение литературы, анализ, наблюдение, социологический опрос, эксперимент, сравнение, обобщение.

Данная работа состоит из 3 глав. В первой главе рассказывается об истории возникновения хлеба, хлебопечения, о его пользе.

Во второй главе можно узнать о людях разных профессий трудящихся для того, чтобы на нашем столе был всегда свежий хлеб, о трудном военном хлебе. О необходимости бережного отношения к хлебу.

В третьей главе представлены результаты исследований проведённых учащимися нашего класса.

Глава I . Исторический путь хлеба к нашему столу

1.Откуда хлеб пришел

Хлеб – непременный участник любой трапезы, любого застолья. Употребляется он разными народами всего мира и насчитывает невероятное количество рецептов. Слово "хлеб" имеет древнегреческое происхождение. Греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые "клибанос". Отсюда произошло готское слово "хлайфс", которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово "хлайб", очень напоминающее наш "хлеб", или эстонское "лейб".

Ученые археологи и историки разных стран после изучения большого количества материалов подтвердили, что действительно первым "хлебным растением" надо считать не современные злаки – рожь и пшеницу, а дуб. Обильные урожаи его желудей люди использовали для приготовления хлеба еще в древности. Размалывали в муку, смешивали с водой и пекли на раскаленных камнях лепешки. Питались люди так же плодами хлебного дерева. Оно и сейчас произрастает в тропических странах, в основном в Африке и Австралии, а некоторые африканские племена используют плоды этого дерева для приготовления хлеба. Плоды хлебного дерева вызревают в толстом стволе и имеют форму дыни. Каждый плод длинной от 30 до 90 сантиметров и 30 сантиметров по окружности, весит 10-15 килограммов

В качестве хлеба наши далекие предки употребляли в пищу орехи, джиду, финики и каштаны. Свыше 10 тысяч лет назад, когда у предков было единственное оружие отточенный камень, они начали употреблять в пищу пшеницу. Свежие зерна еще можно было разжевать, но сухие были очень твердыми. Их придумали растирать между камнями и заливать водой. По ходу родилась идея делать густое тесто и отваривать его. По сей день, во многих национальных кухнях подают на стол вареное тесто с мясом или овощами, в том или ином виде: галушки, клецки, бешбармак, лагман, нарын и т.п. Со временем, из той же густой массы стали выпекать пресные лепешки. И именно с этих лепешек началась эра хлебопечения.

Некоторые народы изготавливали хлеб, высушивая тесто на солнце. Например, на севере Индии и сегодня существует такой способ приготовления лепешек. На плотную ткань, расстеленную на открытом месте выливают тесто, затем оно высыхает на солнце и получаются лепешки.

Таким хлеб был до тех пор, пока в тесто не попали дрожжи. Большим удивлением было, когда человек случайно увидел в горшке пузырящееся тесто, и еще больше, наверняка, он удивился, когда тесто попало на горячий камень у огня, зазолотилось, стало пышным и ароматным. И хотя хлеб был кислым, его легко было жевать и оно было вкусным.

Со временем хлебопечение стало настоящим искусством. Больших успехов в нем достигли египтяне. В древнем мире их называли "хлебоедами". В Древнем Египте впервые были выращены сорта мягкой пшеницы, изобретены жернова. Именно здесь научились получать муку тонкого помола, а затем и использовать дрожжи для разрыхления теста. Уже в III тысячелетии до н.э. египтяне знали секреты дрожжевого и пресного теста. От египтян это искусство переняли греки. В V тысячелетии до н.э. профессиональные хлебопеки снабжали жителей Афин хлебом. От греков искусство хлебопечения перешло в Древний Рим. Пекари в Риме были на особом положении: их освобождали от налогов и воинской повинности. Поскольку хлеб был основным продуктом питания, были организованы общественные пекарни. При раскопках археологами погибшей Помпеи их было обнаружено около сорока.

В странах Латинской Америки распространение хлеб получил благодаря путешественникам. По большей части изготавливался из кукурузной муки. Муку так же, как и в вышеописанных странах смешивали с водой, дрожжами и выпекали тонкие лепешки.

На Руси основным видом хлеба был (кисловатый) черный хлеб из ржаной муки. Пекли также ситный (муку просеивали через сито) и белый из крупчатки. Но простой люд, вряд ли, мог себе позволить даже на праздник отведать "Боярского" хлеба. Хлеб очень ценился. Поэтому и к пекарям было уважительное отношение. Хлебом и солью встречали и провожали русские люди всякого желанного заезжего гостя и подносили хлеб-соль дорогому, любимому человеку, которому желали доказать почтение и покорность. Мы знаем, что в хлебе заложен труд земледельцев, в нем пот и кровь предков. Хлеб - общее богатство, и мы должны испытывать к нему уважение!

2.История хлебопечения на Руси.

В своей патриархальной простоте наши предки довольствовались весьма не многим: полусырая пища, мясо, коренья и шкуры диких или домашних животных удовлетворяли их нужды. Наши предки долго не знали роскоши, в ХI веке они питались еще просом, гречихою и молоком, потом уже выучились готовить яства и прочее, но и в старь они отличались хлебосольством.

Изведав выгоды гражданской оседлой жизни, русские стали заниматься земледелием для получения хлебного зерна и тогда же стали печь хлебы и готовить квас, а в Х веке мы узнаем, что квасом подливали в банях и обливались кислым квасом для здоровья. Квас готовили из хлебных зерен разного рода обработки и даже из репы и арбуза.

Начало введения кваса во всеобщее употребление вышло из народной памяти, знаем только, что искусство печь хлебы и делать квас, еще в Х веке было уже во всеобщем употреблении, чему способствовали изобилие плодородной земли. Квас продавался в посадах, в лавках, и был в употреблении в монастырях по будням.

Русская кухня на протяжении веков для всех сословий была национальной и подчинялась обычаю, а не искусству. Кушанья были просты и однообразны, хотя русские столы отличались множеством блюд, но многие из блюд были похожи одно на другое. Богатые люди имели обыкновение назначать себе блюда на целый год (гастрономический календарь), причем счет велся по церковным праздникам, по мясоедам и по постам; так что для каждого дня, сообразно его значению в церковном круге, назначался заранее стол, хотя впрочем изменить его значение зависило от воли хозяина.

Русские ели преимущественно хлеб ржаной, не исключая богатых и владетельных особ. Иногда примешивали к ржаной муку ячную, но это не было постоянным правилом, так как ячмень в России мало разводился. Пшеничная мука употреблялась на просфоры и калачи, которые были для простого народа лакомством в праздничные дни. От этого даже возникла пословица: "калачом не заманишь", в том смысле, что и приятное не поможет заинтересовать. Лучшие калачи пеклись из крупчатой муки в виде колец, не в большом размере, другой сорт пекся из толченой муки круглыми булками, эти калачи назывались "братскими", был третий сорт называемый смесными калачами, их пекли пополам из пшеничной и ржаной муки. Такие калачи пекли к царскому столу не из экономии, а ради особого вкуса. Вообще, как хлебы ржаные, так и пшеничные пеклись без соли, и не всегда заботились, чтобы мука была свежая.

В XVI и XVII веках было в употреблении между народом толокно, приготовленное из овсяной муки с водой. В сухом виде оно отпускалось служилым людям для продовольствия наряду с ржаною мукой.

Пироги. Из кушаньев, приготовляемых из теста, занимают первое место - пироги. По способу печенья они были пряженые и подовые. Подовые были всегда из квасного теста, а пряженые из квасного а иногда из пресного. Мука для них употреблялась пшеничная, крупчатая, или толченая, смотря по важности дня, когда они готовились. Пеклись также и ржаные пироги. Все русские пироги в старину, имели продолговатую форму и различную величину: большие назывались: пирогами, кулебяками, маленькие пирожками. В скоромные дни, они начинялись бараньим, говяжьим и заячьим мясом, и несколькими мясами вместе, например: бараниной и говяжьим салом, также мясом и рыбою вместе с прибавкою каши или лапши. На масленицу пекли пряженые пироги с творогом и с яйцами на молоке, на коровьем масле, с рыбой вместе и с яйцами, или с тельным, как называлось рыбное блюдо приготовляемое в виде котлет.

Другой вид печенья был каравай - сдобный хлеб, с различными способами приготовления. Был каравай битый, который сбивался с маслом, в сосуде ставленный, в роде кулича на молоке. Яичный, на большом количестве яиц, каравай с сыром, каравай братский и прочие.

3.Военный хлеб

К пониманию хлеба мира нельзя прийти, не зная о хлебе войны. Люди всей земли должны знать, что испытал наш народ в дни лихолетья, анать - что несет с собой война. Чтобы ужасы ее не повторились никогда...

В тяжелейшие дни Великой Отечественной каждый воин осо­бенно остро ощущал значимость хлеба. Действующая армия по­лучила 906 тысяч тонн сухарей, и вся тяжесть полевых работ легла в основном на плечи женщин, подростков, стариков.

Твердый паек фронтового хлеба не менялся всю войну. На продукты нормированного снабжения были сохранены довоенные цены, что не имело прецедента в истории мировых войн, в условиях, когда наиболее богатые зерновые районы Советского Союза были оккупированы немцами...

Есть только одно слово, равнозначное слову «Хлеб». Это слово – «жизнь». И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. В Музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить – назло фашистам. Живой – значит, победа!

Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады. Жители города получали 125 г хлеба на весь день, но именно он, этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.

641803 ленинградца погибли в дни блокады от голода.

На Пискаревском кладбище тысячи могил. Около одной могилы стоят люди и молча плачут. На могиле лежит ломтик хлеба, а рядом слова: «Доченька, если бы я могла тебе дать его тогда».

Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб –голодным».

В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция основного семенного фонда страны. Голод, а люди берегли лучшие сорта зерен. Потому что эта коллекция была нужна для науки о хлебе. Она и теперь, эта коллекция, бережно хранится, только сейчас на Кубани, в исследовательском центре..

Выводы:

По предположениям учёных хлебу более 15 тысяч лет. В Древнем Египте 5 – 6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба.

С тех давних времен хлеб является постоянным продуктом питания на нашем столе. Его не возможно заменить каким – либо другим продуктом.

Во все времена люди с большим уважением и любовью относились к хлебу.

Глава II . Люди, помогающие появиться хлебу на нашем столе.

1.Люди, трудящиеся для того, чтобы на нашем столе был свежий хлеб.

Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей.

Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

Работая по данной теме, мы узнали много новой и интересной информации о хлебе, о том, как он приходит к нам на стол. Оказалось, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук. Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ею для посева семян. Пословица гласит: “Весенний день – год кормит”. Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.

Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных

машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки: 1,5мм, 18мм, 32мм. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе-сентябре, а убирают в июне-июле, они дают большой урожай.

Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит…. трактор. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю

После того, как земля стала мягкой, послушной и рыхлой можно начинать сеять. К трактору прикрепляют… сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна.

Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое.


А когда зерна созреют - начинается жатва. И на поле выходят другие машины – комбайны.-Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу

комбайнера.

Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно очищают и просушивают под солнцем.

Потом часть зерна везут в амбары для семян. А остальное зерно везут на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна.

Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку. Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это – отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.

После этого мука поступает на хлебозаводы. Там стоят огромные чаны с закваской. Но прежде, чем замесить тесто нужно что-то добавить в закваску.

На хлебозаводе специальные машины вымешивают тесто. Другие машины режут его на одинаковые части, придают им разные формы и отправляют в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим.

2.Цифры и факты

Изучая литературу по теме мы узнали интересные цифры:

За жизнь человек съедает приблизительно 15 тонн хлеба.

Россиянин съедает около 120 килограммов хлеба за год.

Ребенок 7-10 лет съедает 200-250 граммов хлеба в день.

Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого

сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зёрен!

Житель России в среднем до 100 килограмм хлеба употребляет в год, что является самым высоким показателем во всей Европе. В Великобритании почти в 2 с половиной раза меньше употребляется хлеба одним жителем.

Мы узнали, что дарить хлеб значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением.. У наших предков славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед Иконами, символизировал связь между людьми и Богом.

3.О пользе хлеба

Хлеб - великолепный лекарь, он содержит удивительно полезные вещества, способные излечить самую тяжелую болезнь. К сожалению, в настоящее время мало кому известно, что когда-то калачи, сайки, караваи широко использовались народными лекарями для исцеления таких недугов как чахотка, цинга, водянка. В сочетании с другими компонентами хлеб без особого труда излечивал болезни горла и желудка, печени и почек. При помощи обыкновенного хлеба люди избавлялись от сердечной недостаточности, нервных болезней, от бессонницы и даже полового бессилия.

Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба. И ничто в нашей жизни нам не заменит хлеб.

У многих народов существовали различные представления и поверья о пользе черствого хлеба. Так, в Древней Греции и Древнем Египте считали, что такой хлеб полезен при заболеваниях желудка, что, впрочем, не отрицает и современная медицина. У английских солдат в период колониальных войн существовало убеждение, что вдыхание аромата свежеиспеченного хлеба помогает избавиться от насморка. У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу насущному. "Хлеб - всему голова", "Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска - и стол - доска". В этих народных пословицах и поговорках отразилось любовное, бережное отношение русского человека к хлебу. Недаром его ласково называли: "Хлеб - наш батюшка".

4.Бережное отношение к хлебу

Бережное отношение к хлебу мы привыкли объяснять тем, что в него вложен нелегкий труд многих людей. Истинную же причину можно найти, если рассмотреть верования и обычаи древних славян. В те далекие времена сельскохозяйственные культуры делились на мужские и женские. Хлеб сеяли только мужчины, раздевшись донага. Зерно для посева выносили в специальных мешках, пошитых из старых штанов. Таким образом мужчины будто бы заключали со вспаханным полем «священный брак». Женщинам не дозволялось присутствовать при этом таинстве. Считалось, что Земля «испугается» и родить не сможет. Чтобы приготовить кашу из зерна, необходим был союз трех священных стихий: Воды, Огня и Зерна. Заправленная ягодами или медом каша несла смысл победы над Смертью, возвращения к Жизни. Священная каша дошла до наших времен в виде кутьи, которую готовят к Рождеству. Другой древнейшей ритуальной едой были блины. Историки говорят, что название со временем исказилось, славяне называли их «млины» от слов «мелкий», «молоть» – пища из размолотого зерна. Румяный круглый блин символизировал собой Солнце, которое «умирало и воскрешалось» каждую зиму. Поэтому и принято готовить блины на поминках и на Масленицу, когда уходит-умирает Зима (Смерть), и возрождается Весна (Жизнь). Так постепенно славяне вышли на приготовление хлеба. Соответственно он унаследовал все священные свойства своих кулинарных предков. Наши предки, возвратясь с похорон, первым делом старались заглянуть в посуду, где «подходила» квашня, чтобы священная сила Жизни изгнала за порог Смерть. Невесту перед свадьбой усаживали на накрытую подушкой квашню, чтобы будущая семья жила весело, богато, дружно и многодетно. В Древней Англии давали подозреваемому съесть черствую корку хлеба. Если злодей внезапно давился – значит, виноват. Считалось, что святой хлеб сам указывал на преступника. Из истории мы знаем, что древние люди по разным поводам приносили богам жертвы в виде домашних животных. В основном это были быки или коровы. Как же быть, если срочно нужно умилостивить богов, а бедность не позволяет расстаться с единственной коровой-кормилицей? В этом случае пекли хлеб в виде коровы, а позже просто хлеб с рожками. Назывался он «коровай». Все важнейшие события жизни сопровождались выпечкой специальных хлебных изделий: пирогов, печений, пряников, «шишек».

Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб.

Все ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Смолоду

учитесь ценить труд людей, подаривших нам чудо земли – ХЛЕБ!

Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Выводы:

    Хлеб ценили и уважали во все времена не только на Руси, но и в других странах. Не зря сложено очень много пословиц, поговорок, загадок о хлебе. Не случайно гербы старинных русских, белорусских, украинских городов украшали снопы ржи, пшеницы, ячменя, символизируя изобилие выращиваемых культур в этих городах. А сколько картин было создано великими русскими художниками ХIХ века: И. И. Шишкиным, М. К. Клодтом, Ф. Васильевым, А. Г. Венециановым, на которых они изображали бескрайние хлебные поля, усталые, но счастливые лица земледельцев.

    Хлеб – это самое ценное, что есть у человека. Хлеб нужно ценить, любить, беречь и уважать!

Глава III . Результаты исследования.

1.Результаты социологического опроса.

Мы провели социологический опрос. В ходе опроса ученики и работники школы отвечали на следующие вопросы:

    Какой хлеб в вашей семье едят чаще :

а) пшеничный,

б) ржаной,

в) и тот и другой?

    Как поступаете с чёрствым хлебом дома :

а) выбрасываем,

б) кормим птиц,

в) после вторичной обработки употребляем в пищу: сушим сухари, жарим гренки и т. д.?

    Как поступите с куском хлеба, лежащим на полу в школьной столовой :

а) пройду мимо,

б) подниму и положу в отходы?

В нашей школе были опрошены 60 учеников.

    При ответе на первый вопрос

выяснилось, что в пищу употребляют пшеничный хлеб – 38%, ржаной хлеб – 13 %, пшеничный и ржаной хлеб (33%).

    Ответы на второй вопрос показали,

что 64% опрошенных чёрствым хлебом кормят птиц, 34% - перерабатывают чёрствый хлеб, а 2 % - выбрасывают.

    При ответе на третий вопрос

выяснилось, что 98% опрошенных - поднимут хлеб, а 2% - пройдут мимо.

Таким образом, социологический опрос показал, что не все их опрошенных достаточно бережно относятся к хлебу. А это значит, что они мало знакомы с историческим прошлым хлеба. Тем трудом, который влаживают люди для его производства.

2.Правила пользования хлебом

Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы определили для себя четкие правила:

    Бери хлеба столько, сколько съешь.

    Береги хлеб, он дорого достается

    Никогда не бросай хлеб.

    Не оставляй недоеденных кусков

    Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

    Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на

земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

3.Эксперимент

Изготовление муки своими руками

Изучая дополнительную литературу мы узнали, как изготавливают из зерна муку в промышленных масштабах и решили попробовать изготовить муку самостоятельно.

Наш эксперимент проходил в несколько этапов:

1.Подбор зерна.

2.Подбор оборудования

3.Оценка результата эксперимента.

Для эксперимента мы взяли зерно пшеницы, которое употребляется на корм скоту. Это зерно мы перемололи на кофемолке. После первого помола были видны крупные частички плохо помолотого зерна. Затем получившуюся массу перемололи ещё раз, а затем просеяли через сито. У нас получилась мука. Мы сравнили муку, сделанную нами и муку первого сорта, приобретенную в магазине. Наша мука очень отличалась по цвету и не

годилась для приготовления хлеба.

2. 3.



Мы пришли к выводу:

Для изготовления муки первого сорта берут отборное зерно, а мы взяли то, что было доступно нам, которое предназначалось на корм скоту.

4.Создание продуктов из солёного теста.

Мы много наблюдали за тем, как стряпают различные хлебобулочные изделия наши мама и бабушки и поэтому захотели сами принять участие в этом интересном процессе.

Те булочки, которые стряпают наши родители очень вкусные, но к сожалению их нельзя долго хранить. А мы нашли выход из этой ситуации. Мы сделали свои работы из соленого теста.

У нас получились красивые булочки, пирожки, торты и баранки. Теперь все желающие смогут долго ими любоваться! Наши работы поместили на выставку художественного творчества.

5.Создание коллективных сборников

Наш класс долго работал по теме «Как хлеб на стол пришёл» из своих наработок мы создали сборники.

У нас получились следующие работы:

1.Сборник пословиц и поговорок о хлебе.

2.Сборник загадок про хлеб и всё, что с ним связано.

3.Народный лечебник о хлебе.

4.Рецепты домашнего хлеба.

5.Сборник стихотворений о хлебе.

6.Сборник стихотворений сочинённых учащимися

7.Альбом с рисунками «Вот он хлебушек душистый»

8.Сборник сочинений на тему «Зачем нужен хлеб»


Выводы: Ребята нашего класса проделали очень большую исследовательскую работы

Методическая подборка

материалов для проведению тематической недели:

«Праздник Хлеба»

Составитель: старший воспитатель МБДОУ Кирилова С.В.

    Беседы о Хлебе…………………………………………………….…………..3

    Стихи о Хлебе………………………………………………………………...11

    Пословицы и поговорки о Хлебе…………………………………................18

4.Загадки о Хлебе. ……………………………………………............................20

5. Считалки о Хлебе…………………………………………………………......23

6. Чистоговорки о Хлебе…………………………………………………….......23

7. Притчи, сказки и рассказы о Хлебе………………………………………….24

8. Сценарий по теме: «как Хлеб на стол пришел»…………………………….34

БЕСЕДЫ О ХЛЕБЕ

Есть в мире понятия, ценность которых непреходяща.

К этим понятиям можно отнести и Хлеб - древний и

вечно молодой продукт человеческого труда.

Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства,

прививая детям эту любовь и в детском саду и дома.

Беседа-диалог: «История Хлеба»
Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда, хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний.
Первый хлеб представлял собой подобие запеченной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.

В древнем Египте, 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.

Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники.

В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду.

После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.

Беседа-диалог "Хлеб всему голова"

    Углубить и расширить знание детей о хлебе.

    Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу.

    Учит детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации.

Предварительная работа

    Конкурс рисунков на тему “Хлеб мой вкусный, хлеб душистый”.

    Рассматривание и беседы по картине Т.Н. Яблонской “Хлеб”, М.В. Данциг “Золотая земля”.

    Самостоятельное ознакомление детей с пословицами, поговорками о хлебе.

Оформление

Выставка хлебобулочных изделий; репродукции картин художников о хлебе; выставка детских рисунков.

Ход беседы

Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.

Хлеб всегда считается символом благополучия и достатка. Этот продукт питания - самое надежное средство защиты людей от голода.

Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тыс. лет. Давным-давно люди ели просто зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши.

Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой.

В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом.

В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия выпеченные два дня назад ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.

На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлебы с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.

О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка - величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб.

Во все времена хлеб был и остается продуктом, способным прокормить человека в самую черную годину жизни.

В одном из своих стихотворений Владимир Солоухин вспоминает:

Минуту я запомнил ту
Из детства озорного.
Вдруг скучно сделалось во рту
От хлеба, от ржаного,
И бросил наземь я кусок
От дедушки украдкой
И наступил я на кусок
Босой чумазой пяткой.
И растоптал… И весь как был
Зарылся носом в пыль я.
А раньше дед меня не бил!

Есть только одно слово равнозначное слову “хлеб” - это слово “жизнь”.

В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба - 125 грамм - дневной паек жителей осажденного города. Это святой блокадный хлеб.

В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция семенного фонда страны. Люди голодали, но берегли лучшие сорта зерен для будущих поколений.

«Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать испекла хлеб и сказала: “Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке”. Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь.

Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи-болотницы. Злая болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной.

Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб.

Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать. “Какой толку, что мать теперь хнычет обо мне”, - подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась еще грубее.

Эту историю услышала маленькая девочка. “Бедная, бедная Инге! - заплакала она, - как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю”. Слова эти дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаяния.

В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому, что девочка научилась ценить хлеб».

Ребята, никогда не забывайте, что случилось с девочкой, наступившей на хлеб!

Сейчас у нас в стране изобилие хлеба и хлебных изделий. И нередко можем видеть брошенный на землю ломоть хлеба, недоеденные батоны, буханки в мусоросборниках, беззаботных школьников, кидающих друг в друга оставшиеся от обеда булочки или горбушки хлеба.

Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек.

Его сравнивали с золотом, с солнцем, самой жизнью. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом - кругом с точкой посредине.

Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом-солью встречали гостей.

Хлеб - практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным и самым необходимым продуктом.

Если хлеб зачерствеет, он все равно сможет служить людям добрую службу.

Никогда не выбрасывайте черствый хлеб. И в наши дни во многих семьях, где умеют бережно относиться к хлебу, где знают ему истинную цену, хозяйки могут приготовить блюдо, основу которого составляет черствый хлеб.

(Детям предлагается попробовать гренки.)

А теперь, ребята, скажите, вкусный хлеб?

Беседа с детьми о хлебе и о профессии пекаря

Рассказать детям о том, как много хлеба выпекают на хлебозаводах, показать хлебобулочные изделия; объяснить, почему следует беречь хлеб - народное достояние; дать детям почувствовать, как значима профессия пекаря.

Предварительная работа

За 1-2 дня до занятия предложить детям посмотреть, много ли хлеба нужно для того, чтобы накормить всех детей детского сада.

Ход беседы

Во многих продовольственных магазинах сел, поселков, небольших городков обязательно есть отдел «Хлеб»,- начинает занятие воспитатель.- А в больших городах нашей страны построены специализированные магазины и отделы в крупных супермаркетах. Чаще всего такой магазин называется «Булочная». Кто из вас бывал в таком отделе или в булочной? Какой хлеб вы там видели? Что покупали?

Обобщая ответы детей, педагог перечисляет хлебные изделия: круглые караваи и буханки ржаного хлеба и пшеничного, разнообразные батоны, городские булки, сдобные булочки, крендели и т. п. (Если будет возможность, следует показать детям эти изделия.)

Ни один обед не обходится без хлеба. Не правда ли? - уточняет воспитатель. И спрашивает: «А как вы думаете, почему и в детском саду и дома вам настоятельно советуют есть хлеб?» Выслушивает ответы, обобщает их: «Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб вызывает чувство сытости, но никогда не приедается».

Педагог напоминает детям о том, что на днях они выясняли, сколько хлеба привозят ежедневно в детский сад. И спрашивает: «Сколько же надо хлеба к завтраку, обеду, ужину? («Много».) А сколько надо хлеба, чтобы накормить всех людей нашего города? («Очень много».) Знаете ли вы, где пекут хлеб, и кто его печет?»

Выслушав ответы детей, воспитатель поясняет, что в больших городах работают специальные хлебопекарни, на этих пекарнях ни на секунду не прекращается работа. Даже в праздничные дни, когда люди отдыхают, пекари работают. Ведь к праздничному столу хлеба нужно еще больше!

Далее педагог интересуется, кто из детей помогал маме или бабушке печь пироги, какие продукты для этого нужны. (Мука, масло, дрожжи, сахар, соль.) «Эти продукты,- говорит воспитатель,- необходимы для приготовления хлеба. Только на хлебопекарнях хлеб помогают выпекать машины. Послушайте, как это делается». Зачитывает отрывок из рассказа пекаря-мастера Г. С. Страмнова:

"Громадные чаши, называемые дежами, наполняются мукой, водой, дрожжами, сахаром, солью и маслом. Они установлены на своеобразном конвейере, который напоминает карусель. За пять часов эта карусель совершает один оборот, и в течение этого времени тесто поднимается и созревает. Ему помогают огромные лапы месильной машины. Они перемешивают и обминают тесто. Готовое тесто подается в делительную машину, и она с удивительной точностью отделяет ровные порции»

«Представили вы себе огромную чашу?» - спрашивает воспитатель.- А карусель и лапы месильной машины? А делительную машину?»

Зачитывает отрывок еще раз. Заканчивая занятие, воспитатель говорит: «Хорошие урожаи выращивают в нашей стране труженики полей. И нигде в мире хлеб не стоит так дешево, как в нашей стране. Каждая семья может купить столько хлеба, сколько захочет. И это прекрасно. Что может быть вкуснее мягкого душистого хлеба!

И, тем не менее, хлеб нужно беречь. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих. Берегите хлеб!

Чтобы хлеб всегда был на нашем столе, работают фермеры. Они сеют, выращивают и убирают рожь и пшеницу, перевозят зерно на элеваторах. Чтобы хлеб всегда был на нашем столе, работают мукомолы. Чтобы хлеб всегда был на нашем столе, и днем, и ночью, и в будни, и в праздники трудятся…пекари».

Беседа «Хлеб»

Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий. - М.:ТЦ СФЕРА, 2004. - 96 с.

Закрепить знания детей, что хлеб - ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб; воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих; закрепить словарь по данной теме.

Оборудование

Демонстрационный материал - колосья ржи, пшеницы, ячменя, овса, початок кукурузы, картина «Уборка урожая», картинки с изображением зерноуборочной техники.

Ход беседы

Организационный момент

Рос сперва на воле в поле, летом цвел и колосился,

А когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто. В магазине занял место.

Вырос он под синим небом, а пришел на стол к нам - хлебом.

Беседа о хлебе

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О хлебе.)

Откуда берется хлеб, который каждый день покупаем в магазине?

Какие вы знаете зерновые культуры? (Пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овес.)

Воспитатель загадывает загадку: Золотист он и усат. В ста карманах сто ребят. (Колос.) Воспитатель с детьми рассматривает колосья.

Из чего состоит колос? (Стебель, зерно, усики.)

Чем похожи колосья ржи и пшеницы? (Хлебные растения, растут в поле, из них делают хлеб.)

Чем отличаются эти колосья? (Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи - длинные. Из ржи получают муку темную, пекут черный ржаной хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки.)

Где растет хлеб? (В поле.)

Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую пшеницу сеют осенью, яровую - весной.

Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы.) Рассматривается картина «Уборка урожая».

Кто собирает урожай на полях?

Что делают трактористы?

Кто работает на комбайне?

Куда везут зерно на машинах? (На элеватор.)

Что такое элеватор? (Здание, где хранится зерно.)

Что означает пословица: «Зернышко к зернышку, будет мешок». С элеватора везут зерно на мукомольный завод, где из зерен получают муку, затем ее везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.

Физкультминутка

Едем в поле. (Дети встают друг за другом «едут» в поле на машинах.)

На кочку наехали (Подпрыгивают.)

В яму заехали (Приседают.)

Горки объехали (Делают повороты вправо и влево.)

и на поле приехали.

На какое огромное поле мы приехали. Посмотрите на колосья - они все разные: один высокий, а другой...

Из пшеницы пекут хлеб, значит, хлеб какой? (Пшеничный.)

Из ржи пекут лепешки, значит, лепешка какая? (Ржаная.)

Из кукурузы делают масло, значит, масло какое? (Кукурузное.)

Из ячменя готовят кашу, значит, каша какая? (Ячменная.)

Овсяное печенье пекут из... .

Дети вспоминают пословицы и поговорки о хлебе и уточняют их значение.

Хлеб - всему голова.

Хорошо трудиться - хлеб уродится.

Что посеешь, то и пожнешь.

Работай до поту - так и поешь в охоту.

Урожай не от росы, а от пота.

Завершение беседы

Как, вы думаете, как надо относиться к хлебу? Почему? Воспитатель читает отрывок из стихотворение Я. Дягутите «Руки человека»:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай уберут.

Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд!»

СТИХИ О ХЛЕБЕ

Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!

Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной...
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы – люди!
Научитесь хлеб беречь».

полюшко подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку:

он на ней как солнышко.



Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!



В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.


Пшеница

Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь- зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.хлебом -солью. - А как хлеб на стол пришел ? Дети: Вот об этом...
  • Тип: педагогический, коллективный, информационный. Масштаб

    Документ

    В. Осеева «Своими руками», В. Мусатов «Как хлеб на стол пришел », В. Осеева «Сыновья», П. Поляков «О... глядел дед с грустью на стол , и на глазах у него показывались... на старое место!» Вот пришел дровосек на старое место и только стал сваливать дерево, как ...



  • Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх