Традиции рождественского стола. Культурный код: рождественская кухня

Рождество Христово - самый светлый праздник в году

Как и когда отмечают Рождество Христово

Рождество Христово - это день, когда родился сын божий Иисус, пришедший в наш бренный мир ради спасения человеческих душ. На территории России его начинают отмечать еще 6 января, как только на небесах засияет первая звезда, символ той, что появилась над Вифлеемом, чтобы оповестить земной народ о свершившемся чуде.

Семьи, сразу же после церковной литургии, переходящей в вечернюю службу, собирались за общим столом и начинали долгожданную трапезу, всегда сопровождавшуюся на Руси множеством традиций и обрядов. Например, в канун Рождества есть можно только постные блюда, где в особом почете был отварной рис и пшеница с сухофруктами, медом и различными орехами. Это аппетитное кушанье в народе называют сочивом, отчего собственно предрождественский вечер и принято называть Сочельником.

Рождество православное и католическое

Под скатерть было принято класть пучок сена или соломы, как символ яслей, подобных тем, куда Богородица уложила свое новорожденное дитя. Еще одной интересной приметой было устанавливать под самим столом какой-то большой железный предмет, чтобы сидящие за ним могли по очереди ставить на него ноги. Поскольку этот металл издавна символизирует прочность и крепость, люди верили, что таким образом сохраняют свое здоровье.

На следующий день после Сочельника соблюдавшие рождественский пост, наконец, смогут побаловать себя настоящими лакомствами. Традиционным блюдом в России и во многих других странах является гусь запеченный до румяной корочки и приправленный яблоками, всевозможные соления, моченые фрукты и овощи, холодная курица, разнообразные пироги и сдобная выпечка. Кстати, хозяйки к этому дню старалась приготовить как можно больше вкусностей, чтобы одаривать ими гостей и тех, кто ходил колядовать.

Дети с нетерпением ждали в качестве главного угощения, разумеется, торты и медовые пряники, украшенные блестящей разноцветной глазурью. Не так давно наши соотечественники переняли у жителей запада традицию выпекать ароматное имбирное печенье и готовить ароматный пунш с корицей и прочими пряностями. Эти «заморские» рецепты несут в себе особый дух праздника и хорошего настроения.

Праздничный декор на Рождество

Как уже было сказано, люди, исповедующие католицизм, Рождество Христово отмечают 25 декабря, даже у наших ближайших братьев-белорусов эта дата признана государственным выходным, ведь значительная часть жителей Беларуси - именно католики. Уже к этому дню у них принято наряжать елку, декорировать жилище новогодними поделками , дарить друг другу подарки. У православных христиан нет такого обычая хотя бы потому, что зеленая красавица уже с Нового года украшает собой дома.

Классическими цветами Рождества являются красный, белый и зеленый, олицетворяющие собой согревающее пламя огня, снег, вечнозеленые еловые ветви. Невзирая на то, что подобная гамма оттенков пришла к нам из Европы, ее удачно дополняют привычные для жителей США венки на дверь, подсвечники, разные букетики, носки для подарков и прочие милые пустяки. Все эти новомодные декоративные элементы сегодня можно достаточно умело сочетать с праздничными атрибутами прошлого, главное проявить чуточку фантазии, и ваше жилище станет по-настоящему уютным и душевным.

Гуляния, приметы и традиции

В прошлом на само Рождество и на святочной неделе, следующей за ним, люди от души веселились, гуляли и прославляли своего спасителя Иисуса Христа. Особо популярными были забавы с переодеваниями и розыгрышами, а также распевание обрядовых песен - коляда. В каждом регионе нашей страны есть традиционные развлечения, известнейшие это «Кузнец», когда ряженый «перековывал» стариков в молодежь, заставляя их пролезать под большой лавкой, накрытой полотном, и «Фанты», где участники обязательно должны были выполнить все повеления ведущего игры. Также популярны были игры: "Клюшки" - что-то типа зимнего футбола, с ветками вместо клюшек,и с деревянными шарами вместо мяча; "Царь горы", по правилам которой "Царь" должен удержаться на вершине горки и не дать себя столкнуть; "Взятие снежной крепости" - первая команда защищала снежную "крепость", вторая - атаковала.

Песням и шутливым забавам не уступают также гадания - мистические, но оттого не менее увлекательные. По большей части интересны они были юным барышням, желавшим узнать поскорее подробности о своем суженном. К примеру, брошенный за ворота сапожок мог указать на сторону, с которой должен к девушке явиться жених. Для ритуалов использовался и растопленный воск, его выливали в воду и по образовавшимся замысловатым фигуркам предсказывали будущее.

С праздником Рождества Христова связано множество поверий, к примеру, если он приходился на воскресенье, люди ожидали в будущем году по-настоящему урожайного лета. Верили также, если торжество припадает на понедельник или просто в этот день стоит теплая погода - зима обещает быть мягкой, а весна дождливой, что тоже хорошо для выращивания различных культур. Метель в Сочельник к удачному сезону у пасечников, а звездное небо - к знатному приплоду скота.

Воспрещающие приметы тоже имеют свое место, особенно строго за их нарушение наказывали в семьях крестьян. Шить и заниматься любым рукоделием в Рождество считалось к скорой слепоте, устраивать охоту на зверей - к несчастьям, чистую рубашку тоже надевать не разрешалось - согласно старинным поверьям это предвещало голодный год.

Итог

Несмотря на то, что в рождественский вечер на улицах современных городов редко где можно встретить веселые толпы колядников, девушки перестали глядеться в полумраке в зеркала, стараясь узреть в них своего жениха, и даже, невзирая на некоторые различия в праздновании, россияне продолжают чтить былые традиции. Для всех нас Рождество должно неизменно ассоциироваться с самым Светлым днем в году, с волшебством, чудесами и, конечно же, с домашним уютом и незыблемыми семейными традициями.

И. Н. Крамской. Святочное гадание. 1870-е годы.

Старинная поздравительная открытка к святкам.

Один из главных христианских праздников - Рождество Христово - православная церковь отмечает 7 января. На Руси Рождество стали праздновать после введения христианства - в Х веке. Оно приходилось на то время, когда древние славяне отмечали свой зимний многодневный праздник - коляду.

Рождеству предшествовал 40-дневный Филиппов пост. Накануне праздника все православные сочельничали. До появления на небе первой звезды нельзя было есть. Вечерняя трапеза начиналась с обрядовой каши - кутьи. Ее варили из обдирного ячменя, пшеницы, риса или другой крупы и приправляли медом, изюмом и сочивом - маковым, конопляным, миндальным или другим семянным соком, который называли молоком. В рождественский сочельник такую кашу ставили на стол, покрытый соломой, а сверху скатертью. Вынимали соломинку и гадали. Окажется длинная - родится хороший урожай льна, а короткая - будет неурожай. В этот вечер спутывали ноги столу, чтобы скот не бегал. Девушки собирались за околицей и пригоршнями бросали снег против ветра. Если снег падал звучно, это предвещало молодого красавца-жениха, если неслышно и криво - быть за глухим или стариком.

В сам день Рождества обычно пекли крупитчатые калачи, перепечи (небольшие ржаные колобки), фигурки из теста, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных, и посылали их в подарок родным и близким. Главными угощениями на праздничном столе были свиное мясо и рождественский гусь с яблоками.

"Настали святки. То-то радость!"

Между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января) отмечают святки - двенадцать святых дней, установленных православной церковью в память рождения Христа и крещения его в Иордане. Святить, то есть блюсти свято, хранить в святости двенадцать дней после Рождества церковь начала с древних времен. В эти дни запрещалось совершать таинство брака, заводить игрища, пляски, петь соблазнительные песни по улицам, наряжаться в кумирские одеяния (от слова "кумир" - изображение, изваяние языческого божества). Запрещалось также работать, особенно с наступлением темноты. Во многих местах, однако, святость этих дней нарушалась гаданиями, ряжением и другими обычаями, сохранившимися от языческого праздника коляды, воспевавшего культ природы. Колядки, как и святки, справляли в период зимнего солнцестояния. По древним воззрениям славян, это время новой жизни, обновления природы, пограничный период между старым и новым хозяйственными годами, это, наконец, поворот к лету, к теплу, которое несет плодородие и веселье. "На коляду дня прибыло на куриную ступню" - говорили в народе.

Существует версия, что слово "колядки" произошло от слова "календы", которым римляне называли начало нового года. Коляда - славянский мифологический персонаж, связанный с началом весеннего солнечного цикла, "бог торжеств и мира", по словам историка Н. М. Карамзина.

Обряды колядок были направлены на то, чтобы рос хлеб и плодился скот, чтобы в доме был достаток, в семье - счастье, но прежде всего - чтобы не прекратилась жизнь. Об этом пелось и в колядных песнях:

... А дай бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна - пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством...

Колядовать начинали с рождественского сочельника. Молодежь надевала самодельные маски, бороды из льна и шутливые костюмы, состоящие из самых худых зипунов, вывороченных шерстью наружу. Обычно четверо парней несли чучело кобылы, связанное из соломы. Верхом на "кобылу" сажали мальчика-подростка, одетого в костюм горбатого старичка с предлинной бородой. Коляду, как правило, изображал ряженый в образе козла. Рядились также в коня, корову и других животных, воплощавших плодородие. Шумной веселой ватагой парни, девушки и мальчики врывались в дома, пели, плясали, предлагали погадать. Хозяевам полагалось гостей без подарков и угощения не отпускать. За что ряженые сулили им полное благополучие и счастье. Скупым, которые ничего не давали, могли пропеть и такое:

Коляда, моляда,

Уродилась коляда!

Кто подает пирога -

Тому двор живота,

Еще мелкой скотинки

Числа бы вам не знать!

А кто не дает ни

копейки -

Завалим лазейки,

Кто не дает лепешки -

Завалим окошки,

Кто не дает пирога -

Сведем корову за рога,

Кто не даст хлеба -

Уведем деда,

Кто не даст ветчины -

Тем расколем чугуны!

После безуспешных попыток искоренить коляду христианская церковь включила ее в святки, противопоставив играм и обрядам коляды славление Христа, хождение со звездой и пр. В колядных песнях народ начал воспевать и Иисуса Христа, события праздников Рождества и Нового года. Духовенство подключилось к такого рода творчеству, церковники стали сочинять книжные колядки - "канты".

Так святки стали воплощением языческих и христианских верований, самым насыщенным разными обычаями, обрядами и приметами праздником. С языческих времен, например, сохранился обычай наряжаться на святки в смешные и грозные маски. По существовавшему поверью, с Рождества до Крещения активизируются все темные силы, и ряженые, изображая из себя демонов, должны отгонять злых духов. Скверну переряживания смывали в праздник Крещения святой водой.

Двенадцать святых дней закладывали основу будущего года, поэтому святки было принято проводить не только весело, но и в любви и согласии с близкими. Ходили друг к другу в гости, поздравляли с праздником.

"На святки самая строгая мать, - читаем в книге С. В. Максимова "Нечистая, неведомая и крестная сила", - не заставит дочку прясть и не будет держать за иглой в долгие зимние вечера, когда на улице льется широкой волной веселая песня парней, когда в "жировой" избе, на посиделках, заливается гармонь, а толпы девушек, робко прижимаясь друг к другу, бегают "слушать" под окнами и гадать в поле".

В "святые вечера" женщины мотали тугие клубки пряжи, чтобы уродились тугие кочаны капусты. Ткать было грешно, иначе в праздник случится несчастье. Грешно было и охотиться на святки на зверей и птиц.

Девушки обычно наряжались в чужие сарафаны и закрывали лицо платком, самые бойкие облачались в мужской костюм. Парни надевали женские платья. Так интриговали и дурачили знакомых из других деревень, когда приходили к ним в гости.

Две ночи на святках посвящались гаданиям: первая - на Васильев день (с 13 на 14 января), вторая - на Крещение (с 18 на 19 января).

Для святок характерны "очистительные" обряды: окуривание и окропление водой крестьянских построек, выбрасывание мусора, церковное освящение воды в водоемах для изгнания оттуда нечистой силы и др.

ЛИТЕРАТУРА

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880.

Карамзин Н. М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из "Истории государства Российского" . М., 1987.

Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.

Круглый год. Русский земледельческий календарь. Составитель А. Ф. Некрылова. М., 1989.

Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Смоленск, 1995.

Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М., 1997.

На праздник Рождества Христова всегда на Руси было принято, чтоб за столом собиралась вся семья, члены которой наслаждаясь трапезой вели задушевную беседу. К этому великому событию хозяйки начинали готовиться заранее: измельчали злаки в крупу, мололи муку, взбивали сливки в масло.

Традиционные блюда на Сочельник

В канун праздника, называемый Колядами или Сочельником, на пиршестве последнего дня поста было принято подавать 12 праздничных блюд в честь 12 апостолов – учеников Христа. В центр стола ставили главное блюдо, именуемое «Сочивом» или «Кутьей». Готовилось оно из отварной крупы (более подробно см. по ссылке ): ячменной, пшеничной, гречневой, ржаной, рисовой, а иногда даже гороховой крупы. Среди обязательных компонентов туда добавляли измельченные орехи, мак, мед, сахар. Мак растирали в ступе пестиком до тех пор, пока не выделялся млечный сок, только после этого соединяли с кашей. В рисовое сочиво нередко добавляли распаренный изюм, чернослив, курагу.


В качестве горячих блюд в Сочельник тушили капусту с морковью, заправляя ее постным маслом, а также гороховое (фасолевое) пюре с обжаренным луком, постный борщ с рыбой или грибами, вареники с вишневым или сливовым вареньем.

Традиционными салатами были винегрет, квашеная капуста с зеленым отварным горошком. Пекли постные пироги с капустой, картофелем, грибами, яблоками, грушей, доставали из бочек разносолы.


В святой вечер ели и голубцы, но приготовленные без мяса. В селах Западной Украины пекли особый хлеб «карачун», «васыль» - символ богатства и процветания, запекая в нем зерна злаков и зубчики чеснока. Запивали трапезу варом (взваром) – (из вишни, яблок, сливы, груш, айвы).


Традиционные блюда на Рождество

Рождественское меню всегда отличалось обилием и разнообразием, но чаще всего на Руси в этот день готовили гуся с яблоками, запекали в печи маленького поросенка, фаршировали щуку.


Традиционно подавали блины с различными начинками (грибами, мясом, творогом), запеченную или обжаренную рыбу, заливное (холодец) с хреном или горчичным соусом, домашнюю колбасу из свинины, жаркое с ребрышками, буженину, зельц, отварную в молоке яичную лапшу, обжаренную в кляре печень, пельмени, плов с мясом, изюмом и морковью.


Домашние сладости в рождественском меню

Если бы мы перенеслись на пару сотен лет назад, то увидели бы на праздничном столе , паляницы, кнышики, сладкие пироги с фруктовой или творожной начинкой, маковые булочки, сдобные калачи с искусными узорами из теста. Сегодня многие хозяйки пекут также торты, кексы, пирожные. В этот день позволялось выпить пиво, вино, наливку, бражку, фруктовую настойку.


На Руси считалось, что чем богаче праздничный рождественский стол, тем сытнее будет весь последующий год. Украшают интерьер свежими еловыми веточками, а в старину пол и стол застилали пучками сена. Конечно, в каждой семье есть свои особенные правила и традиции, связанные с этим великим праздником. Но неизменно в такой светлый день желают друг другу только добра, благополучия, процветания, дарят подарки и сувениры от чистого сердца.

Казалось бы, можно и расслабиться: выдворили новогодних гостей, помыли за ними посуду, выспались, и остаток выходных можно посвятить отдыху. Но не тут-то было: Рождество уже на пороге, и похоже, тоже требует от хозяек должного внимания к себе. Даже не просто должного – повышенного внимания, ведь по русской традиции на рождественском столе должно быть не меньше 12 блюд. Рассказываем, каких.

Сочиво


Согласно старинному обычаю, стол перед Рождеством покрывали сеном, символизируя этим рождение Христа, а лишь потом – скатертью. В центр стола обязательно помещалось блюдо с сочивом. Вообще, есть сочиво принято в подражание посту Даниила и трёх отроков, которые питались семенами, чтобы не «оскверняться от языческой трапезы», и это блюдо предписывалось готовить в рождественские дни всем христианам.

Ингредиенты
Изюм – 0,5 стакана
Зёрна пшеницы – 1 стакан
Мед – 1 стакан
Грецкие орехи – 1 стакан
Мак – 3 ст. л.

Способ приготовления

Пшеничные зерна промоем, поместим в чугунок или керамический горшок, зальем водой в соотношении 1:2, закроем крышкой и поставим в духовку, разогретую до 150 °С, пока вода полностью не впитается (примерно на час). Мед прогреем в сотейнике с толстым дном, перемешав с 3–5 ст. л. воды (до кипения не доводить!). Изюм зальем горячей водой на 20–30 минут, затем высушим. Мак зальем кипятком на 20 минут, тоже высушим. Орехи измельчим. Готовые пшеничные зерна польем горячим медом, перемешаем с изюмом, орехами и маком. Блюдо должно получиться сочным: медовая заливка его пропитает и останется на дне блюда. Подавать сочиво нужно обязательно теплым.

Русская рыбная кулебяка


Этот рецепт для тех, кто не боится трудностей. Приготовить традиционную русскую кулебяку и сложно, и не быстро, но не сомневайтесь: результатом вы останетесь более чем довольны.

Ингредиенты для теста
Мука – 4,5 стакана
Свежие дрожжи – 2 ст. л. (или 3 ч. л. сухих)
Молоко – 1 стакан
Сливочное масло – 8 ст. л.
Желтки – 3 шт
Соль – 1/2 ч. л.
1 яйцо для смазывания

Ингредиенты для начинки
Филе судака – 600 г
Филе осетрины – 400 г
Филе семги – 200 г
Гречневые хлопья – 1 стакан с горкой
Яйцо – 1 шт
Сливочное масло – 5–6 ст. л.
Луковица – 1 шт
Укроп – 1 пучок
Соль, черный перец – по вкусу

Итак, начнем с теста. В теплое молоко (не горячее 40°С) добавим дрожжи, сахар и затем перельем эту смесь в половину муки, просеянной с солью. Размешаем, накроем полотенцем и оставим в тепле на час. Теперь добавим размягченное масло, желтки, яйцо и оставшуюся муку. Тщательно вымесим тесто: оно не должно прилипать к рукам. Накроем его полотенцем и снова оставим в теплом месте еще на час. А сами пока займемся начинкой.
Филе судака нарежем средними кубиками, укроп измельчим. Лук очистим и тоже нарежем кубиками, обжарим в сливочном масле до золотистого цвета. Затем добавим филе судака, укроп и будем готовить минут 10, после чего снимем с огня, остудим и все вместе мелко изрубим в фарш.
Гречневые хлопья перетрем со взбитым сырым яйцом, зальем ее 1,5 стаканами кипятка с маслом в жаропрочной посуде, посолим, размешаем, закроем и поставим в разогретую до 200°С духовку на 20–30 мин (пока жидкость впитается). Затем вынем, остудим, перемешаем с подготовленным фаршем из судака, приправим перцем и солью. Филе осетрины и семги нарежем очень тонкими ломтиками, слегка посолим и поперчим. Начинка готова, возвращаемся к тесту, которое за это время как раз «подошло».

Итак, тесто разделим на две неравные части, примерно два к трем. Большую часть раскатаем в виде длинной кулебяки («рыбы») или круглой лепешки (в зависимости от того, какой формы вы планируете сделать пирог). Теперь на раскатанное тесто укладываем слоями половину рыбной начинки из судака с гречкой, ломтики осетрины и семги, снова начинку из судака, снова ломтики осетрины и семги. Теперь раскатаем вторую половину теста, накроем ей пирог и «защипнем» края, чтобы начинка не вываливалась. Если вы уверены в своих силах, можно раскатать все тесто, не деля его на части, и уложить фигурно, как показано на фото. В таком виде кулебяке нужно постоять около получаса. Теперь проделаем в центре отверстие для выхода пара, смажем поверхность взбитым яйцом и будем выпекать в духовке до готовности 40–50 мин. Подавать такое блюдо можно и теплым, и холодным.

Овсяные блины


Да, русские традиционные рецепты не отличаются простотой. Но тем ценнее ваш кулинарный навык и тем шире улыбки удовольствия на лицах гостей. Сделаем небольшую передышку: овсяные блины – тоже традиционное блюдо рождественского стола, но готовится оно куда проще.

Ингредиенты
Желток яичный – 6 шт
Сахар – 2 ч. л.
Соль
Масло сливочное – 2 ст. л.
Белок яичный – 4 шт
Молоко – 2 стакана
Дрожжи свежие – 10 г
Мука овсяная – 300-400 г

Способ приготовления
Молоко нагреем до 35–37 °С, в небольшом его количестве разведем дрожжи и оставим на 10 минут. Затем добавим туда оставшееся молоко и муку, поставим в теплое место и подождем, пока тесто поднимется (примерно 30 минут). Добавим желтки, растертые с сахаром и солью, растопленное масло. Вымесим еще раз. Теперь нужно взбить в пышную пену яичные белки, аккуратно и быстро перемешать их с тестом лопаткой. Выпекать блины желательно на блинной сковороде, смазывая ее маслом. Кстати, по сравнению с пшеничными блинами, овсяные – более ломкие, поэтому для их переворачивания лучше использовать широкую лопатку.

Рождественский гусь


Рождественский гусь – то блюдо, без которого рождественский стол не обходился никогда. Вообще, на Руси к Новому году принято было забивать скотину, поэтому мясные блюда на столе, как правило, были представлены в изобилии. Попробуем и мы приготовить гуся.

Ингредиенты
Картофель – 12 шт
Крахмал – 1 ст. л.
Черный перец – 1 ст. л.
Вино красное сухое – 300 мл
Сахар коричневый – 5 ст. л.
Морковь – 3 шт
Горчица – 1 ст. л.
Лук репчатый – 6 шт
Мед – 5 ст. л.
Гусь – 4,5 кг
Соль крупная – 1 ст. л.
Чеснок – 2 головки

Способ приготовления
Смешаем мед с сахаром и горчицей. Гуся вымоем, обсушим, срежем максимально жир в области гузки и шеи и сделаем по всей тушке частые проколы зубочисткой. Теперь натрем гуся солью и перцем. Разогреем духовку до 220 °С, на противень установим решетку, поместим на нее гуся, польем смесью меда с горчицей. Поставим в духовку и сразу же уменьшим температуру до 160 °С. Запекать нужно два часа, каждые 20 минут поливая птицу жиром с противня.

Чтобы гусь на рождественском столе не смотрелся одиноко, положим к нему на противень немного овощей. Для этого почистим морковь, чеснок, картофель и лук и нарежем овощи крупными кусками. Вынем гуся из духовки, сольем с противня большую часть жира, оставив примерно 2-3 столовые ложки, и выложим туда овощи. Поставим решетку с гусем и овощами в духовку еще на час. По истечении времени вынем гуся, завернем его в фольгу и оставим в теплом месте до подачи к столу. А вот овощам нужно еще потомиться. Для этого температуру духовки доведем до 200 °С и подрумяним овощи еще минут 15.
Ну вот, практически все. Ах да, ведь в ингредиентах есть еще и вино! Оно нужно не для того, чтобы запивать гуся: из него мы приготовим соус. Достанем противень из духовки, поставим на плиту, вольем вино и доведем до кипения на среднем огне, соскребая при этом лопаткой запекшийся сок от приготовления гуся и овощей. Полученный соус перельем в емкость, добавим 1 ст. л. крахмала, разведенного в небольшом количестве холодной воды, размешаем. Посолим по вкусу.
Все! Теперь точно готово. Осталось только пофантазировать и украсить гуся для подачи гостям.

Свиная голова с кашей


Свинья на рождественском столе тоже должна была присутствовать обязательно. Если в хозяйстве был небольшой поросенок – готовили его, фаршируя и подавая к столу целиком. Если нет – готовили свиную голову взрослого поросенка с кашей. Ее мы и попробуем сделать.

Ингредиенты
Лук репчатый – 2 шт
Свиная голова – 1 шт
Соль
Крупа гречневая – 2 стакана
Перец черный

Способ приготовления
Голову почистим, хорошенько промоем, натрем солью со всех сторон. Положим на противень, завернув кончики ушей и пятачок фольгой. Поставим в духовку, разогретую до 180 °С. Время от времени нужно собирать растопленный жир и поливать голову сверху. Гречневую крупу зальем кипящей водой в соотношении 1:2, добавим соль и сварим рассыпчатую кашу. Лук мелко нарежем. На части вытопленного из головы жира в сковороде обжарим его до золотистого цвета 10 минут, добавим кашу и будем готовить, помешивая, 5 минут. Когда голова будет полностью готова, подаем ее на большом подогретом блюде на каше, политой остатками жира.

Грибные щи с перловой крупой


А как же суп, спросите вы? Конечно, традиционные щи на русском столе к Рождеству тоже присутствовали – с грибами и перловкой.

Ингредиенты
Сельдерей (корень) – 1/4 небольшого корня
Масло растительное – 3 ст.л.
Крупа перловая – 2 ст.л.
Квашеная капуста – 150 г
Белые грибы сушеные – 30 г
Петрушка свежая – маленький пучок

Способ приготовления
Сушеные грибы промоем, зальем стаканом холодной воды и оставим на полчаса. Затем процедим грибной настой через марлю и сохраним его, грибы еще раз промоем под проточной водой. Перловую крупу также промоем. Теперь в кастрюлю сложим перловку и грибы, вольем грибной настой и литр воды. Доведем до кипения, посолим и будем варить еще 40 минут. Тем временем, разогреем глубокую сковороду, добавим растительное масло, положим нарезанный соломкой сельдерей и квашеную капусту. Будем тушить на маленьком огне под крышкой до мягкости в течение 10 минут. Переложим тушеную капусту в кастрюлю с грибами и перловкой, готовим 10 минут, при необходимости приправляя. Перед подачей добавим измельченную петрушку.

Студень


Следующее блюдо потребует не меньше времени, мастерства и терпения, чем кулебяка или рождественский гусь, поэтому начинать готовить студень к рождеству можно прямо сейчас.

Ингредиенты
Свинина (с костями и хрящами) - 1 кг
Говядина (с костями и хрящами) - 700 г
Курица (с костями и хрящами) - 700 г
Морковь - 2 шт
Корень петрушки (или сельдерея) - 1 шт
Луковица - 1 шт
Лавровый лист - 4-5 шт
Чеснок - 2 зубчика
Соль, перец черный молотый - по вкусу
Перец черный горошком - по вкусу

Способ приготовления
Путовые суставы (голяшки) тщательно выскоблим и промоем, положим в большую кастрюлю, зальем 5 литрами холодной воды, на небольшом огне доведем до кипения. Затем огонь убавим до минимума и будем варить при очень тихом кипении 3–4 ч. Все время варки необходимо тщательно снимать с бульона пену и жир. Если бульон во время варки будет бурно кипеть, студень получится мутным и некрасивым. Если вы видите, что бульон, несмотря на минимальный огонь, собирается забурлить, влейте немного ледяной воды.

Теперь положим в бульон оставшееся мясо, морковь, лук и корень петрушки. Варим, не давая бульону кипеть, еще 3–4 ч. За время приготовления вода должна выпариться приблизительно наполовину. За полчаса до готовности посолим бульон и положим лавровый лист и перец горошком. Готовый бульон процедим, а мясо снимем с костей, измельчим и выложим в глубокое блюдо или другую посуду, в которой студень будет застывать. Теперь добавим измельченный чеснок и зальем все бульоном. Студень должен застыть в холодном месте в течение 3–4 часов. Подавать его нужно с хреном или горчицей.

Колядки из ржаной муки с беконом и картофелем


Как известно, на Руси было принято накануне Рождества колядовать. Парни и девушки исполняли «благопожелательные» приговоры и песни в адрес хозяев дома, за что получали угощение. Одной из разновидностей таких угощений и были колядки, которые мы тоже попробуем подать на Рождественский стол.

Ингредиенты для начинки
Бекон – 100 г
Картофель – 300 г
Масло растительное – 3 ст.л.
Лук репчатый – 1 луковица
Соль

Ингредиенты для теста
Пшеничная мука – 1 стакан
Ржаная мука – 1 стакан
Простокваша – 1 стакан
Соль

Способ приготовления
Сначала приготовим начинку: мелко нарежем бекон, картофель очистим и нарежем тонкими пластинками, лук очистим и измельчим. На сковороде разогреем 1 ст. л. растительного масла, обжарим лук и бекон на небольшом огне, помешивая, в течение 6 минут.

На другой сковороде разогреем оставшееся масло, выложим картофель и будем жарить его 15 минут. Соединим картофель с беконом, посолим, поперчим, перемешаем. Теперь займемся тестом. Для его приготовления смешаем ржаную и пшеничную муку, добавим простоквашу и соль, вымесим тесто, накроем пленкой и оставим в теплом месте на полчаса. Из теста сформируем жгут и нарежем его одинаковыми кусочками, после чего каждый раскатаем в тонкую круглую лепешку. Разогреем духовку до 180°С, противень накроем листом пергамента. Выложим на лепешки по 1 ст. л. начинки. Чтобы колядки запеклись в виде красивых корзиночек, нужно приподнять края, оставляя середину открытой. Теперь смажем пирожки растопленным сливочным маслом, поставим в духовку и будем выпекать 20 минут.

Кутья


Рождественская кутья - это каша из пшеницы, риса, ячневой или другой крупы. В нее добавляют мед, сахар, изюм, мак, орехи или варенье – выбор очень широк. Мы попробуем приготовить кутью с медом и изюмом, но при желании можно заменить эти на любые другие компоненты из списка.

Ингредиенты
Рис – 250 г
Изюм – 100 г
Мед – 100 г

Способ приготовления
Рис нужно перебрать и промыть, залить 1,5 стаканами кипятка и варить в кастрюльке с плотно закрытой крышкой 3 минуты на сильном огне, далее 6 минут - на среднем и снова 3 минуты на слабом. После этого еще минут 15 крышку не открываем – рис должен развариться. В готовую кашу добавляем мед и изюм.

Заливная рыба


Оказывается, заливную рыбу придумали еще задолго до выхода бессмертного новогоднего фильма, где описан опыт неудачного ее приготовления.

Ингредиенты
Рыба (судак, карп или щука) - 1 кг
Вода - 1 л
Лук репчатый - 1 шт.
Корень петрушки - 1 шт.
Корень сельдерея - 1 шт.
Морковь - 1 шт.
Зелень петрушки - 10 г
Соль - 0,5-1 ст. л.
Перец чёрный горошком - 10 шт.
Лавровый лист - 1-2 шт.
Желатин - 40-50 г

Способ приготовления
Свежую рыбу очищаем, удаляем внутренности, моем, отделяем головы и хвосты (пока не выбрасываем!), разрезаем на куски и стараемся, чтобы в мясе не оставалось даже мелких косточек. Морковь и лук моем и очищаем. Головы и хвосты, припасенные на предыдущем этапе, опускаем в холодную воду, ставим на огонь, доводим до кипения, снимаем пену, добавляем лук, морковь, коренья, соль, перец, лавровый лист и варим 15-20 минут, периодически снимая пену. Затем головы и хвосты мы из отвара вынимаем (больше они не нужны), кладем в него куски очищенной рыбы и варим до готовности на слабом огне. Осторожно вынимаем из бульона шумовкой куски рыбы, выкладываем их на блюдо или в формочки. Украсить кусочки рыбы можно вареной морковью, нарезанной звездочками, зеленым горошком или зеленью петрушки.

В качестве самого «заливного» на Руси использовали бульон, в котором варилась рыба. Но сегодня технологии шагнули вперед, и можно упростить себе жизнь, используя желатин. Замочим его в теплой воде (на 40 г желатина нужно 150-200 мл воды), и пока процедим бульон, в котором варилась рыба, через 2-3 слоя марли. В процеженный бульон добавим набухший желатин, доведем до кипения, но кипятить не будем! Достаточно лишь нагреть, чтобы желатин растворился. Теперь зальем рыбу бульоном и поставим в холодное место. К заливной рыбе можно подавать хрен.

Взвар из сухих фруктов


А что же пили на Рождество? Кроме алкогольных напитков были, конечно, и безалкогольные. Самый простой из них – взвар – по составу ингредиентов похож на компот, с той лишь разницей, что его консистенция должна быть чуть более густой.

Ингредиенты
Сухие фрукты и ягоды - 100 г груш, 100 г яблок, 100 г вишни, 100 г слив, 50 г изюма (если нет таких, можно взять любые другие);
Сахар или мед – 2/3 стакана;
Вода – 1 л

Способ приготовления
Сухие фрукты нужно перебрать, хорошо промыть, залить водой и отварить, учитывая срок варки каждого фрукта: сначала варим сухие груши и яблоки, затем сливы, вишни, изюм. Доводим все до кипения, отвар сливаем, процеживаем, растворяем в нем мед или сахар. Снова заливаем получившейся смесью сваренные фрукты и ставим взвар в холодное место. Теперь ему нужно настояться 5–6 часов.

Сбитень


Готовить крепкие алкогольные напитки мы не будем, а вот легкие – попробуем. Популярным напитком на Руси был сбитень.

Ингредиенты
Вода – 3 литра
Мед – 1 кг
Хмель – 40 гр
Пряности (кардамон, корица, мята, мускат) – по вкусу
Дрожжи – 0,5 стакана

Способ приготовления
Вскипятим воду, растворим в кипятке мед и оставим напиток в таком виде на сутки. Затем прокипятим его на слабом огне в течение двух часов, постоянно помешивая и снимая пену. За 15 минут до окончания кипячения добавим хмель и пряности. Теперь нальем смесь в бочонок примерно на ¾ емкости, добавим полстакана разведенных дрожжей, закроем бочонок и оставим его в холодном месте. К сожалению, попробовать напиток можно будет только через 2 недели, после того, как вы его процедите. Хранить его нужно в бутылках в холодном месте.

Если салат оливье «по тому самому рецепту» надоел вам не меньше «современных рецептов от известных шеф-поваров», тогда стоит поискать кулинарное вдохновение не в новизне, а в старине. О том, как это сделать, «Известиям» рассказал историк русской кухни Максим Марусенков.

Изобилие еств

Декабря въ 25 день. Роспись кушанью.
Окорокъ. Лобъ подъ хрѣномъ. Косякъ буженины. Квашенина (зачерк. полотки гусиные). Тетеревъ под сливы (зачерк. да языки соленые). Рябъ подъ лимоны. Поросенокъ подъ хрѣномъ. Гусь подъ огурцами. Говядина подъ огурцами. Куря подъ лимоны. Ноги свиные подъ чеснокомъ. Печенца говяжья. Свинина окрашиваная подъ лукомъ. Тетеревъ моховой подъ сѣрымъ зваромъ. Гусь жаркой. Куря Индѣйское (зачерк. языкъ жаркой). Утка жаркая. Куря жаркое. Часть жаркая говядины. Плечо баранье жаркое. Почки жаркiе. Бокъ жаркой съ кашею. Поросенокъ жаркой. Печень жаркая. Легкое жаркое. Калья с лимоны. Пирогъ росольной. Шти богатые. Пирогъ круглой. Каша съ куремъ. Коровай ятцкой. Куря въ лапшѣ. Осердье. Пироги кислые. Куря шесное. Налитки. Штики говяжьи кислые. Аладьи съ сахаромъ. Говядина шесная. Пироги долгiе. Желудокъ. Сырники съ сыромъ. Кишки. Караси. Полосы свиные. Баранина росольная, грудинка или памятная часть. Голова баранья въ ухѣ.

Такой была рождественская трапеза боярина Бориса Ивановича Морозова в 1650-х годах. Напомним, что до большевицкой календарной чехарды Рождество в России праздновали одновременно со всем остальным христианским миром - 25 декабря. Боярин Морозов был правой рукой и близким другом царя Алексея Михайловича. Перечень блюд, которые подавались ему на стол по праздничным дням, - один из редких кулинарных документов, уцелевших с той эпохи.

Боярин с кубком. Этюд к картине «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)». Худ. Константин Егорович Маковский

В реконструкции рождественского стола знатного русского боярина середины XVII века нам поможет «Русская поварня» Василия Алексеевича Лёвшина. Это первая кулинарная книга, посвященная исключительно русской национальной кухне. Ее рецептурная часть появилась в печати в 1796 году, отдельным изданием книга вышла в 1816-м. Поэтому «Русскую поварню» часто считают кулинарным документом пушкинской эпохи, что категорически неверно. Лёвшин описывал не современные ему блюда, а стремился сохранить для потомков кулинарные традиции «наших дедушек и прадедушек».

По Лёвшину, «учреждение русского стола состояло в четырех подачах: 1) холодных ествах; 2) горячих или похлебках; 3) взварах и жареном; и 4) в пирожном». Эта структура в целом выдерживается в меню боярина Морозова, только похлебки и жаркое поменялись местами, а среди пирожного встречаются несвойственные этой категории блюда.

Путаницу можно объяснить тем, что перед нами что-то вроде рабочих записок шеф-повара: на это указывают три зачеркнутые блюда. За их вычетом, на стол боярину было подано 47 кушаний. Как отмечает Лёвшин, «великолепие столов пиршественных поставлялось не столько в изяществе, сколько в изобилии еств и множестве блюд».

Холодные закуски

Роспись рождественских кушаний боярина Морозова начинается «окороком». У Лёвшина упоминаются три окорока: ветчины, свежины и буженины. Поскольку далее в росписи встречается «косяк (кусок неправильной формы. - Прим. авт. ) буженины», на боярском столе стояла либо вареная ветчина, либо вареная/жаренная в печи свежая свинина. «К обоим сим приготовлениям подавать хрен, растворенный квасом или уксусом (белым винным; в России середины XVII века он уже был известен. - Прим. авт. )», - советует Лёвшин. Буженина, если кто забыл, - это запеченная свинина, предварительно нашпигованная чесноком и вымоченная в белом кислом квасе.

Что такое «лоб под хреном», остается только догадываться. Зато под словом «квашенина» точно скрывается привычный нам говяжий студень (холодец). Почему он так назывался? Обратимся к академическому «Словарю русского языка» начала XX века: «кислоты в себе он не заключает и не заквашивается, но его едят с квасом». О том, что квашенину делали из говядины, мы судим как по более позднему словоупотреблению, так и по источнику 1640 года, где на квашенину употребляют говяжьи ноги.

Загадочные для нас «полотки гусиные» еще в начале XX века свободно продавались в русских мясных лавках. Это не что иное, как гусятина или утятина холодного копчения, причем в данном случае - от дикой птицы. Слово «полоток» буквально означает «половинка», так как птицу вялили, разрезав туши вдоль надвое.

Вареную или жареную дичину в качестве холодных закусок подавали с солеными сливами («тетерев под сливы») или лимонами («ряб под лимоны»). В XVI–XVIII веках соленые сливы были не менее распространенным продуктом, чем соленые огурцы и квашеная капуста. Отметим, что они и правда замечательно сочетаются с жареной дичиной.

Соленые лимоны, разумеется, поставлялись из-за границы. Судя по расходным книгам Болдина Дорогобужского монастыря, в конце XVI века 20 «добрых» соленых лимонов стоили 10 алтын: на один алтын (три копейки) можно было купить два соленых лимона или 200 соленых слив. Или же 3,3 кг соли, килограмм меда или 650 г топленого масла. Как видно, соленые лимоны стоили недешево, но запредельно дорогим продуктом не были.

При недостатке соленых лимонов Лёвшин рекомендует заменить их солеными огурцами. И в «Росписям кушанью боярина Б.И. Морозова», и в «Русской поварне» с солеными огурцами подается отварная или жареная гусятина. Традиционной закуской была и говяжья печенка: Лёвшин специально упоминает, что нарезанную ломтиками и обжаренную в топленом масле печенку подают «в числе закусок».

Жаркое

Это самая понятная часть меню, но и тут есть важные нюансы. Прежде всего, «жарение русской поварни обыкновенно производится в печи». Сейчас, говоря «жарить», мы имеем в виду приготовление в масле на сковороде - раньше этот способ называли «пряжением». Поэтому применительно к современности «гусь жаркой» - это гусь, запеченный в русской печи.

Гуся, как и утку, зажаривали либо в натуральном виде, либо начиняли их солеными рыжиками или груздями, смешанными с репчатым луком. Жареную гусятину Лёвшин рекомендует подавать с луковым взваром. «Тетерев моховой под серым зваром» - речь идет о болотной дичи, которая подается с каким-то соусом; с каким именно, установить уже не удастся.

«Куря индейское» - это, как несложно догадаться, индейка. Обычную русскую курицу готовили в печи либо в натуральном виде, либо предварительно наливали ее взбитыми яйцами. Последний метод еще в XX веке широко применялся в российских деревнях. Лёвшин рекомендует наливать простую яичную смесь под кожу, а внутрь куриной тушки заливать ее, смешав с рубленым укропом. Благодаря яичной смеси мясо «куря жаркого» получается нежнее.

Аналогичным образом Лёвшин рекомендует жарить баранье легкое: «надувать оное и наливать яичными желтками, взбитыми с молоком». Вообще культура обращения с потрохами у нас почти полностью утеряна, хотя они по своему вкусны. В традиционной русской, как и в любой другой кухне, потроха применялись очень широко.

«Часть жаркая говядины» - это хорошо знакомый нам ростбиф, в буквальном переводе с английского «жареная говядина». «Бок жаркой с кашею» - это тот самый, знаменитый благодаря «Мертвым душам», «бараний бок с кашей». Иными словами, зажаренные в печи бараньи ребрышки с гречневой кашей. В «Русской поварне» гречневой кашей с рублеными яйцами начиняется только баранья лопатка (под кожей), но можно предположить, что кашей начиняли и реберную часть барана. «Почки жаркие», «печень жаркая» и «легкое жаркое», очевидно, тоже бараньи.

Поросенка Лёвшин перед жарением в печи рекомендует фаршировать рублеными потрохами «с прибавкою какого-нибудь мяса и луку». Готовить его следует таким образом, «чтоб кожа не отмякла, но была ломка». Впрочем, можно обойтись и без начинки, подав к жаркому поросенку клюквенный взвар.

Отметим, что в исторических источниках ни разу не встречаются приводимые Лёвшиным луковый, капустный и клюквенный взвары, хотя сама подача «под(о) зваром» упоминается нередко. Строго говоря, мы не знаем, как и с чем в России XVII века подавалось жаркое. Однако нет сомнений в том, что подавалось оно «по принципу Собакевича»: «У меня когда свинина, всю свинью давай на стол; баранина - всего барана тащи, гусь - всего гуся!»

Похлебки

«Где калья, там и я» - эту поговорку Владимир Даль записал в середине XIX века. Вскоре это слово начнет выходить из широкого употребления: аналогичные блюда станут называть рассольниками. Отличительный признак кальи - использование рассола и/или солений. В «Росписи» не уточняется, какую именно калью готовили для Б.И. Морозова. В «Домострое» с солеными лимонами готовится «калья куречья» и «калья лососья». Поскольку рыбные блюда в тот день не подавались, выбираем куриную калью.

«Каша с курем», как ни странно, тоже жидкое кушанье. Точнее было бы сказать «кашица», поскольку именно так называли похлебки с крупой. Дальше идет знакомая всем нам куриная лапша и загадочное «осердье». Это говяжье дыхательное горло с легкими и сердцем животного, из которого готовили наваристую похлебку с добавлением говяжьего мяса, корней петрушки и пастернака.

К каждому горячему жидкому кушанью подавалось хлебенное. К рассольной калье - пирог-рассольник. Он упоминается в записной книжке Гоголя: «Рассольник - пирог с курицей, гречневой кашей, в начинку подливается рассол. Яйца рубленые». Это подтверждает нашу версию о куриной калье. К куриной похлебке с крупой - яичный каравай. Его пекли из блинного теста (дрожжевого, на пшеничной муке) с добавлением большого количества яиц. Под «пирогами кислыми», вероятно, имеются в виду пироги из кислого (дрожжевого) теста с какой-нибудь начинкой.

Пирожное и прочее

Поскольку собственно пирожное, то есть пироги и прочая выпечка, смешано здесь с разными другими кушаньями, разберемся сначала с мясными блюдами. «Шесные» курица и говядина - это особым образом завяленное мясо. Определение «шес(т)ной» образовано от «шестка» - площадки в русской печи перед устьем, продолжением которой является под. На шестке можно готовить («шестковая стряпня», у Даля), в том числе вялить мясо.

«Штики говяжьи кислые», равно как и «полосы свиные», пока остаются загадкой. Под «желудком», если обращаться к Лёвшину, имеется в виду свиной желудок, начиненный рубленым жирным свиным мясом с добавлением лука, соли и перца и «мягко» уваренный. Близкий аналог этому кушанью - сальтисон.

Свиные или говяжьи кишки начиняли крутой гречневой кашей, запекали в печи, нарезали поперек тонкими ломтиками и поджаривали на сковороде в топленом масле. Лёвшин замечает, что кишки нужно «посылать прямо с огня; ибо это блюдо, остынув, теряет доброту свою». Удивительно, но оно благополучно дожило до начала XX века: в «Неупиваемой Чаше» (1918) Ивана Шмелёва бараньи кишки с кашей - «любимое кушанье барина».

Особо отметим «росольную» баранину. Как видно даже по этому меню, в старинной русской кухне баранина была очень востребованным мясом. Впрок ее заготавливали солено-копченым способом, так же как и не вошедшие в итоговое меню говяжьи языки. «Соленая баранина содержит в себе отменно приятный вкус», - считает Лёвшин. «Голова баранья в ухе» тоже встречается в «Русской поварне». Ухой долгое время называли не только рыбный, но и мясной «навар» (слово «бульон» появилось в начале XVIII века). В русской кухне это блюдо не сохранилось, в отличие от норвежской, где отварную баранью голову до сих пор подают на стол (смалахове).

В «Росписи царским кушаньям» (кулинарный перечень 1610–1613 годов) в состав налиток входят: «лопатка муки крупичатые, лопатка муки гречневые, 25 яиц, 2 гривенки масла коровья». В северорусских говорах начала XX века «наличником» называлась «оладья или гречневый блин», а «налитушкой» - «лепешка, ватрушка из слоев разного теста (ржаного, белого), политая сверху жидкой начинкой». На основании этого мы можем предположить, что налитки - это слоеные блины из пшеничной и гречневой муки, аналогичные марийской команмелне.

«Сырники с сыром» - а с чем же еще могут быть сырники? Так, погодите-ка... Под «сыром» прежде понимался творог с добавлением сметаны и яиц. То есть та самая масса, из которой ныне жарят сырники, а прежде также делали выдержанный сыр. Привычные нам сырники имели более точное наименование: сырные оладьи, а собственно сырниками называли пресные пшеничные блины с начинкой из «сыра». Тонкий блин намазывали «сырной» массой, складывали вчетверо и обжаривали «румяно» на топленом масле. Поэтому сырники могли быть не только с «сыром», но и с яйцами.

«Караси» - самое неожиданное блюдо в росписи, ведь прежде рыба не попадалась нам ни разу. Но всё в порядке: карасями или карасиками называли пряженые полукруглые (в форме современных вареников) пироги или пирожки из пресного теста с разными начинками. После обжаривания в топленом масле такой пухлый пирожок действительно напоминает жирного золотистого карася. Оцените красоту старинной метафоры!

От рождественской трапезы боярина Морозова нас отделяет более 350 лет. За это время на территории России сменилось пять государств. Однако многие из перечисленных блюд не просто существуют в живой кулинарной традиции, но и без тени смущения могут быть поставлены на современный праздничный стол.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх