В Екатеринбурге открылся ресторан вьетнамской кухни «Chao!», в котором нет «азиатчины» и официантов. Фасад высотной части сначала покрасили в темно-серый и белые цвета - в тон форме работников нквд

На центральной улице 8 Марта в Екатеринбурге возвышается одно из первых элитных зданий советского Свердловска. Второй дом советов, небоскреб своего времени, строили раскулаченные из Краснодарского края. Достроив «новое дворянское гнездо с фонтаном», заключенные отправились в Сосьвалаг, где погибли - все до одного.

В 30-е комнаты и квартиры в конструктивистском доме распределяли между партийными шишками, культурными деятелями, учеными. Стройку сопровождали скандалы: в 1928 году жильцы заселились в Г-образное здание из пяти секций разной этажности. По-видимому, здание выглядело слишком роскошным - настолько, что рабочие Верх-Исетского завода написали жалобу в Москву. Год спустя дом переделали без выселения жильцов. В исправленном плане оба здания составляли серп, один из символов социализма.

Архитекторы: Иван Антонов и Вениамин Соколов

Стиль: конструктивизм с упрощенными элементами неоклассики и ар-деко

Годы строительства: 1928–1932

Подъездов: 8

Квартир: 81

Корпусов: 2

Этажей: 4, 5, 11

Высота потолков: 3 метра 70 сантиметров

Сергей Погодин

В конце 20-х архитекторы Иван Антонов и Вениамин Соколов получили задание построить в районе улиц Володарского, Валека и Троцкого (нынешней 8 Марта) жилой комплекс для сотрудников Государственного политического управления. Проект комплекса назвали жилкомбинатом НКВД, а в историю он вошел как Второй дом советов. Дом построили со сроком эксплуатации в 250 лет, а его толстые стены должны были выдержать прямое попадание авиабомбы.

Второй дом советов - это четырехэтажный дом с закругленными башнями в пять этажей по углам, а еще примыкающий к нему 11-этажный корпус. Вместе здания образуют букву «П» (с высоты дом должен был напоминать серп). Фасад высотной части сначала покрасили в темно-серый и белые цвета - в тон форме работников НКВД. Как и в других конструктивистских комплексах, здесь на цокольных этажах находились помещения культурно-бытового обслуживания: душевая, прачечная, столовая, парикмахерская, детский сад, клуб, кинозал и тир.

Первые 30 лет углы высотной части украшали крылья-балконы, но в 60-х их снесли. В отличие от аскетичного 11-этажного блока, четырехэтажный корпус выделялся фасадом: полукруглыми и трехгранными эркерами и балконами, арками, разноформатными окнами. Цокольный этаж строители облицевали гранитными плитами, подъезды на улицу Володарского оформили колоннами из черного лабрадорита. П-образный корпус занимал весь квартал и образовывал прямоугольный двор, отгороженный от улицы металлической решеткой с каменными столбиками. Внутри двора стоял фонтан.

В двух подъездах четырехэтажного блока жили высокие чины силового ведомства или партийная верхушка, эти подъезды охранялись милицией. В остальные помещения селили членов партии, чекистов, военачальников, писателей, ученых и артистов. В высотном блоке на этаже располагались две коммунальные квартиры на пять и четыре комнаты с казенной мебелью.

8 Марта, 2, - это уральский аналог московского Дома правительства или Дома на набережной, как его назвал Юрий Трифонов. Он такой же по внутреннему наполнению, по эстетике жизни, по культурному предназначению. Там жила вся элита - управленческая, научная и культурная, которая оказала огромное влияние на историю города, страны и области. Поэтому важно сохранять память о нем и о его жителях.

Фасад высотной части сначала покрасили в темно-серый и белые цвета - в тон форме работников НКВД

Андрей Шихов

дизайнер, декоратор

О квартире

Я купил квартиру в 2007 году, чтобы сделать из нее художественную галерею, - понравилось расположение дома и его дизайн. Но планы изменились, и года три назад я стал здесь жить. Сначала хотел все в ней переделать: положить антикварные плиты на пол, построить камин. Потом меня осенило, что не нужно портить историю, что лучше всему вернуть изначальный вид, а квартиру музеифицировать. Чтобы люди приходили и видели, как существовало пространство и чем оно было наполнено.

Моя квартира - единственная, где осталась оригинальная планировка. Другие жильцы положили ламинат, натянули потолки, настроили арок или вообще снесли все перекрытия и превратили бывшую коммунальную квартиру в огромную студию. А в 40-е каждую комнату занимал отдельный хозяин, даже вместо кухни была жилая комната - об этом напоминают замки на дверях. Я знаю, что в моей квартире долгое время жил поэт Сорокин. Сейчас на доме висит памятная табличка с его именем.

Я сохранил оригинальную входную дубовую дверь с немецкой фурнитурой, которая считается классикой конструктивизма. Межкомнатные двери из лиственницы я отреставрирую и поставлю бронзовые ручки ручной работы, сделанные в 50-х. На полу лежит почти столетний лиственничный паркет с бронзовыми накладками.

В доме изношенная канализация, которая периодически дает о себе знать засорами и неприятным запахом. Вода на удивление неплохая, но пьем мы все равно только привозную. Шумоизоляция качественная, хоть иногда по пятницам и субботам я и слышу музыку из соседних заведений. Квартиры теплые, но мы хотим отказаться от центрального отопления и, возможно, установим бойлер. У меня четырехкомнатная квартира и зимой за коммунальные услуги приходится платить до 13 тысяч рублей. А так мы сами сможем контролировать расход, и, когда нужно, сделать температуру выше или ниже.

Расположение дома идеальное. Рядом Ельцин Центр, Театр драмы, Оперный театр. Обедать я хожу в «Гастроли», «Фаю» и кафе Дома актера. За продуктами езжу по прямой в «Гиперболу» в «Гринвиче» - этот супермаркет не уступает московским.

Родственники приходят в гости и спрашивают: «Как ты можешь жить в такой лачуге? Это же неприлично!» У нас нет ни ламината, ни пластиковых окон и натяжного потолка - ничего современного. А для меня красота не в пластике и не в гипсокартоне. Я не хочу убивать дух места.

О второй жизни дома

Год назад я начал работать в правлении ТСЖ. Я понял: если сейчас не заняться домом, то время и управляющая компания его уничтожат. У нас глобальные планы - мы хотим вернуть этому дому вторую жизнь и превратить его в образцовый. Сделаем большой ремонт: поменяем коммуникации, подвал превратим в музей, заменим лифты, приведем в порядок фасад, повесим памятные таблички, отремонтируем крышу и, возможно, сделаем там еще одно выставочное пространство. В общем, сохраним историю дома и сделаем так, чтобы в нем было комфортно жить.

В подъезде я повесил антикварную люстру. В планах на ближайшие пару лет поменять входную группу, поставить стеклянную дверь, обновить перила, холл восстановить в оригинальном виде. Раньше в подъезде тусовались наркоманы, везде висели провода и стояли решетки. Стены были изрисованы, а пол заплеван. На массовые праздники дом превращался в туалет, а подъезд - в проходной двор: на крышу забирались подростки смотреть салют. На прошлое 9 Мая мы сняли с крыши человек сорок и вызвали полицию. Сейчас мы поставили везде замки и сигнализацию, а на праздники нанимаем ЧОП для охраны.

На массовые праздники дом превращался в туалет,

а подъезд - в проходной двор: на крышу забирались подростки смотреть салют. На прошлое 9 Мая мы сняли с крыши человек сорок и вызвали полицию

В подвале мы хотим сделать музей, посвященный жизни дома, конструктивизму, культуре 20-х и 30-х. Сейчас там пустое пространство в 350 квадратных метров с пятиметровыми потолками. Над дизайном проекта музея уже работает известный городской архитектор Григорий Заславский, автор интерьера в ресторанах «Гастроли» и «Бюро находок». Раньше в подвале был клуб охотников и рыболовов, а до этого - распределитель, где дефицитные товары делили между жильцами. Еще в подвале мы оградим отдельную комнату, где будет стоять промышленный фильтр для воды и, возможно, бойлер.

Я наполню музей экспонатами своей коллекции конструктивистской мебели и тем, что пожертвуют жильцы. Например, у меня есть кресло, на котором сидел директор УЗТМ. Жильцы на музей согласны, потому что это лучше, чем просто сдать это пространство в аренду. Кроме того, музей поддержит статус памятника архитектуры федерального значения.

Двора у нас, по сути, нет - только заросшее поле. Там стоят такие лавочки, что садиться страшно - можно угодить на гвоздь. В 30-х в этом дворе появился один из первых фонтанов в Свердловске. Сейчас он превратился в руину и его огородили забором, чтобы не мозолил глаза. Мы хотим привести двор и фонтан в порядок - тем более что дом попал в федеральную программу реконструкции дворов в следующем году. Заменим покрытие, сделаем подсветку, посадим деревья и, конечно же, восстановим фонтан.

На фасаде повесим несколько памятных табличек с именами тех, кто жил или бывал в нашем доме - академиков, писателей, музыкантов. Сложно представить, чтобы сейчас в одном доме бывали фигуры масштаба маршала Жукова, президента Никсона, Фиделя Кастро, Бориса Ельцина. Сейчас в так называемых элитных домах живут совсем другие люди, которые вряд ли заслуживают памятных табличек на своих респектабельных жилых комплексах.

Сергей Погодин

О фонтане хочется сказать особо. Его наличие во дворе подчеркивало исключительный статус дома и жильцов. С ним связана судьба дворника Бармалея - грозы всей дворовой детворы. Благодаря фонтану он остался в живых. Так как он имел образование и опыт работы по обслуживанию гидравлических систем, его не отправили, как других строителей после окончания стройки в Сосьвалаг, где все они погибли, а оставили работать в цокольном этаже дома.

https://www.сайт/2014-02-05/dostoprimechatelnost_ekaterinburga_otkrylas_posle_rekonstrukcii_10_novyh_prichin_zayti

Легендарная кофейня «Шоко» вкуснеет на глазах

Достопримечательность Екатеринбурга открылась после реконструкции. 10 новых причин зайти

Екатеринбургская кофейня «Шоко» на днях отмечала десятилетний юбилей. Кажется, это место, которое способно просуществовать еще десять раз по столько же. Давно пережив статус «новомодного заведения», «Шоко» сделало своими козырями уют и крепкие традиции. Здесь сохраняются любимые блюда в меню и оригинальный интерьер, официанты знают в лицо всех постоянных посетителей, а любые перемены воспринимаются с тревогой. Неудивительно, что когда в конце 2013 года легендарная кофейня закрылась на реконструкцию, многие гости переживали о судьбе заведения. К счастью, владельцы и менеджмент не стали экспериментировать и, добавив к «Шоко» пару новых залов, сохранили не только полюбившиеся интерьеры, но и уютный дух кофейни. сайт выяснил, почему в «Шоко» обязательно нужно сходить после реконструкции.

1. Теперь здесь легче найти свободный столик. До расширения «Шоко» было тем редким заведением, зайдя в которое в девять утра в воскресенье можно было прождать столик 10-15 минут. После открытия двух новых «некурящих» залов шансов сразу усесться за столик стало в два раза больше. Кухня тоже стала просторнее, а значит, и готовят быстрее.

2. «Зимний сад». До реконструкции летняя веранда «Шоко», расположившаяся под балконом соседнего ресторана «SeaZone», была не самым сильным местом кофейни. Теперь ее превратили в отдельный зал, который здесь называют «Зимним садом». Мягкие пастельные диваны и большие окна в пол делают помещение светлым и уютным. Летом их обещают открывать, а зал щедро заполнять живыми растениями.

3. «Библиотека». Еще один некурящий зал называется «библиотекой». На полках здесь стоят книги, которые дарят посетители «Шоко». На стенах – печатные машинки, напоминающие о том, что французские кофейни – традиционное место работы писателей и других представителей богемы. Интерьер новых залов делал дизайнер Григорий Заславский, работавший со многими екатеринбургскими ресторанами.

4. Верность традициям. Старые залы при этом освежили, но оставили в почти неизменном виде. Мебель новая, но похожа на прежнюю. Пол тоже. Стены тоже. Даже уникальные потолки «Шоко» - из которых словно выплывают белые розы, книги и скрипки – повторены в новых залах. Постоянные клиенты кофейни вздохнули с облегчением, увидев привычный интерьер обновленным, но в целости и сохранности.

5. Десерты Милы Мати. К новому открытию «Шоко» в кофейню пригласили французского кондитера Милу Мати, шеф-кондитера пятизвездочного отеля «Majestic Barrière». Супруг Милы Сильван Мати – шеф-кондитер ресторана «La Villa Archange», отмеченного двумя мишленовскими звездами. Мати считаются непревзойденными мастерами кондитерского искусства. Сама Мила входит в тройку лучших кондитеров Франции, два года подряд подтверждая это «серебром» на чемпионате Франции по кондитерскому искусству. Именитая француженка составила для «Шоко» новое меню десертов, среди которых цитрусовый бисквит с муссом из белого бельгийского шоколада, настоящие французские трюфели из темного шоколада и классические пирожные «Макаронс».

6. Обновленное меню. С меню поступили примерно так же, как с интерьером: добавив новое, сохранили старое. Консерваторы смогут найти привычные французский омлет и лосось в сливочно-икорном соусе, но есть и новинки – например, тар-тары по прованским рецептам и деликатесы Ривьеры - оригинальный салат с мини-кальмарами или нежный салат из авокадо с креветками и лососем. Есть и новые горячие закуски: теплая говядина на спарже и запеченный камамбер с хрустящей корочкой. Плюс популярные новики - сочный пряный ростбиф, пельмешки из индейки и многое другое.

Как говорят на кухне, здесь стали еще более придирчиво подходить к выбору ингредиентов. Новый бренд-шеф сети «Юста» Дмитрий Бурлаков – сторонник использования только лучших и натуральных продуктов. На локальные фермерские поставки тут, правда, не торопятся переходить: не устраивает качество.

7. Удобная парковка. Когда управляющая компания «Юста» объединила все рестораны, расположенные в здании старинной «Центральной гостиницы», у посетителей наконец появилась возможность свободно парковаться в одном из самых оживленных мест Екатеринбурга. У входа всегда дежурит пара парковщиков, готовых подыскать место для автомобиля. Если же посетителей так много, что главная парковка забита, на заднем дворе «Центральной гостиницы» всегда найдется место для почти любого количества автомобилей. Новая огромная парковка открыта для гостей ресторанов. Заехать туда можно как с улицы Белинского, так и с параллельной ей Розы Люксембург.

8. По-настоящему вкусный кофе. Верность традициям хороша в тех случаях, когда речь не идет о профессиональном оборудовании. В «Шоко» поставили новую кофе-машину, специально предназначенную для варки кофе из премиум-смеси Julius Meinl 1862. Машина автоматизирована, порции кофе запакованы в герметичные капсулы, температура поддерживается на постоянном уровне, и оригинальный рецепт уникального кофе остается неизменным. В результате кофе в «Шоко» сегодня на уровне лучших кофеен Европы.

Архитектурно-градостроительный совет администрации Екатеринбурга отверг все . Градостроителей не устроил ни один из представленных вариантов.

Реконструкция старого здания гостиницы предполагает замену деревянных перекрытий, будет достроен мансардный этаж, со стороны двора появятся два атриума. Площадь номеров и сам номерной фонд увеличится с 94 до 123 номеров. Из гостиницы уберут офисные помещения, появится новый зал для завтраков и банкетный зал.

Кроме того, в глубине квартала за основным зданием гостиницы планируется построить 30-этажный многофункциональный гостиничный комплекс с двухуровневой подземной автостоянкой, фитнес-центром, апартаментами и двумя ресторанами с открытой и летней террасой на 7 и 30-м этажах. Новое здание будет достигать 100 метров в высоту и станет связующим звеном от малоэтажной исторической застройки к высотной, а также будет замыкать перспективу улицы Карла Либкнехта. Архитектурную и концептуальную обоснованность появления этой высотки и обсуждал Градсовет.

Напомним, на суд экспертов были представлены варианты решения, выполненные проектной мастерской "Алеф" и архитектурной мастерской "Рим". "Алеф" представил эскиз нового отеля, максимально приближенного по стилю к существующему зданию "Центральной" и эскиз в стилистике неомодернизма. "РИМ" показал вариант в духе неоклассицизма, отсылающего к сталинским высоткам МГУ и МИДа, и вариант в ультрасовременном стилевом решении.

– Мы взяли за аналог самые яркие примеры неоклассицизма. Старое здание гостиницы в этом случае становится фактически стилобатом. В современном варианте добавлены элементы из стекла и металла, – презентовал свою работу архитектор "Рима" Григорий Заславский.

– В работе мы руководствовались двумя основными задачами. Как здание будет восприниматься в перспективе улицы Карла Либкнехта и как его наличие повлияет на площадь и транспортную развязку, – заметил Андрей Узких, архитектор мастерской "Алеф".

По словам представителя заказчика, отеля "Екатеринбург-Центральный", Сергея Данилика, изначально им хотелось бы видеть на этом месте сталинскую высотку, но затем возникли сомнения, не внесёт ли такой элемент диссонанс в существующий ансамбль. Поэтому остановились на четырёх перечисленных вариантах.

В целом, участники Градсовета согласились, что на этом месте должно появиться высотное здание. В дополнение к существующему "Высоцкому" и башне Opera, которую девелопер "Атомстройкомплекс" намерен за три года возвести рядом с отелем Park Inn.

– На этом месте располагается очень сложный комплекс общегородского, глобального значения. Там появился "Высоцкий", который смотрится сейчас одиноким столбом. Opera Tower поддержит "Высоцкий". И это здание также должно вписаться в существующий ансамбль. Это общегородская композиция, и она требует высотного здания. На макете видно, что сейчас высоты недостаточно, – оценил работу проектировщиков председатель Градсовета Михаил Вяткин. Но, по словам эксперта, возможен и более "приземлённый" вариант. В этом случае оно должно быть массивнее и более растянутым в пространстве. Но председатель Градсовета посетовал, что общей идеи у него так и не сложилось.

– Я бы предложил заказчику ещё поработать над концепцией. В данном случае нас должна волновать композиция самого здания, а не его архитектура. Поработайте над композицией, а не над деталями. Пока мы не можем принять, – вынес вердикт председатель Градсовета.

– Вопрос в том, что можно было предложить более разнообразные варианты решений, которые позволили бы оценить ситуацию и выбрать наиболее подходящий. Те варианты, которые были представлены, отличались нюансами. А мы считаем, что это очень значимое градостроительное место, которое должно быть знаковым и выверенным в архитектурном решении. Для этого необходима вариативность, – заметил главный архитектор Екатеринбурга Тимур Абдуллаев.

Четыре эскиза: как архитекторы увидели новую "Центральную" class="_">

На этой неделе после долгой подготовки в Екатеринбурге наконец открывается китайский ресторан «Дружба». Это спокойное, скорее семейное место с довольно высоким средним чеком, хорошей кухней и прекрасным интерьером.

Ресторан находится на пешеходном участке улицы Красноармейской, возле фитнес-клуба WorldClass, почти напротив кофейни «Маноло Пряник» (вот отметка на карте). Здесь нет своей парковки, что становится некоторой сложностью для гостей и дополнительным вызовом для владельцев. Впрочем, парковаться можно со стороны улицы Белинского, Энгельса или Карла Маркса.

Авторами и хозяевами заведения является та же группа предпринимателей, что подарила городу бары «Огонек», «Юность» и «Алиби». Это Евгений Кексин, Павел Петров, Сергей Ременник и Дмитрий Никитин. Для команды это первый «ресторан-ресторан» — место, где акцент сделан на еду, нет барной стойки и не предусмотрены шумные посиделки до утра. Находящаяся в жилом доме «Дружба» будет работать до 23.00.

Это, конечно, не первый в городе китайский ресторан: есть аутентичные заведения на Сортировке, есть бистро Jang Su, старожилы помнят «Утку по-пекински» и легендарный «Харбин». Но можно сказать, что «Дружба» станет единственным в Екатеринбурге китайским рестораном высокого класса. «Правильная» кухня (шеф-повар, конечно, из Китая) сочетается здесь с хорошим сервисом, красивой посудой, продуманным до мелочей интерьером. За внутреннее убранство отвечал дизайнер Григорий Заславский, придумавший оригинальные стены со счетами, расставившийся по залам красивые китайские шкафы и оформивший випку бумажными журавликами.

Меню «Дружбы» должно понравиться и ценителям китайской кухни, и тем, кто к экзотике относится осторожно. Оно колоритное, но без экстремизма. Змей не подают, хотя куриные лапки и свиные уши есть. Блюда не слишком острые, не слишком кислые, без пугающих ингредиентов. Вам наверняка понравятся спринг-роллы с крабом (480 рублей), салат из битых огурцов (220 рублей) или грибы в кукурузном кляре (220 рублей). Обязательно попробуйте густой кокосовый суп с морепродуктами (420 рублей). Есть большой выбор дим самов (от 220 рублей за пять штук) и, конечно, утка по-пекински (1200 рублей за половинку, которой вполне хватит на двоих, и 1800 рублей за целую; утку лучше бронировать заранее). Как и полагается, у ресторана обширная чайная карта, при этом подачу чая можно заказать как обычную, так и в виде чайной церемонии.

В будние дни обещают бизнес-ланчи. Внизу этой страницы есть меню ресторана, можете его полистать.

«Дружба» — довольно смелый проект. Это ресторан национальной кухни на пешеходной улице, где нет высокого трафика. Вряд ли сюда будут попадать случайные люди. Скорее это место, куда должны приезжать специально (или приходить из соседних домов; район считается престижным). Так что владельцам и персоналу придется особенно трепетно относиться к публике. Но коммуникации с гостями — как раз сильная сторона команды Кексина и Ко, поэтому у «Дружбы» неплохие шансы стать успешным заведением. В конечно счете посетители наверняка оценят, сколько сил и идей было вложено в новое заведение.

Китайский ресторан «Дружба». Екатеринбург, улица Красноармейская, дом 66

Работает ежедневно, с 12.00 до 23.00

В декабре 2016 года стало известно, что ректор ГИТИСа Григорий Заславский решил объединить театроведческий и продюсерский факультеты. На ученом совете, проходившем без декана театроведов Натальи Пивоваровой, за объединение проголосовали большинством голосов. Однако против возможного слияния выступили многие театральные критики, сама Пивоварова и студенты, устроившие протестный перфоманс. В «Медузе» Заславский заявил, что театроведческий факультет находится в кризисе. «Медуза» поговорила с Натальей Пивоваровой о кризисе, отношениях с новым ректором и реальных успехах студентов-театроведов.

Назначение Григория Заславского исполняющим обязанности ректора в мае 2016 года было неожиданностью для преподавателей ГИТИСа?

- Конечно, это была неожиданность. Уже хотя бы потому, что человек закончил институт в 1993 году и больше никак с ГИТИСом напрямую связан не был. К тому же он никогда не занимал руководящую должность в вузе, а это очень важно. Он не был заведующим кафедрой, деканом, начальником какого-то подразделения и так далее. Жизнь большого сложного института требует опыта.

- А были ли какие-то другие кандидатуры на эту должность?

Я предполагала, что ректором может стать Дмитрий Владимирович Трубочкин - профессор кафедры истории зарубежного театра. Но если честно, я думала, что до выборов обязанности ректора будет исполнять Карина Левоновна Мелик-Пашаева, которая руководила ГИТИСом с 2009 года. Я и предположить не могла, что ее снимут сразу же после 70-летия и назначат кого-то еще.

Искусствовед, историк театра Дмитрий Трубочкин

Как в последние годы складывались отношения ректора ГИТИСа и министерства культуры? Можно ли сказать, что сейчас они стали больше сотрудничать?

У Карины Левоновны был огромный административный опыт, благодаря которому в нашему вузе происходило много хорошего. В сложнейших условиях ГИТИС прошел лицензирование и аккредитацию - это было как раз накануне ее ухода. Сейчас эта связь, конечно, стала гораздо теснее, потому что Заславский давно был участником рабочих групп, экспертных советов при министерстве, возглавляемом Владимиром Мединским. Он, конечно, свой человек для министерства. Это просто факт.

В интервью «Медузе» Григорий Заславский довольно много говорил о кризисе в ГИТИСе. Можно ли сказать, что его представили как антикризисного менеджера? Есть ли вообще в ГИТИСе кризис?

- Говорить о том, что ГИТИС в кризисе - просто смешно. Не понимаю, зачем это нужно нашему ректору. Но здесь нужно напомнить, что у нас сейчас и страна как бы не на подъеме. Естественно, любая система изнашивается. Любая институция требует постоянного обновления - осмысленного, продуманного, с определением целей, задач, исследованием возможного пути. И никто из наших преподавателей и студентов никогда не думал, что система нашего образования идеальна и не требует нововведений. Требует.

Заславский - не кризисный менеджер, он был представлен как выпускник театроведческого факультета, известный критик, общественник. И, кстати говоря, несмотря на то, что у нас запрещена идеологическая пропаганда в институте, Григорий Анатольевич Заславский был рекомендован ученому совету ГИТИСа как человек, который не раз выражал свое согласие с политикой государства по поводу присоединения Крыма.

Бывший ректор ГИТИСа Карина Мелик-Пашаева

Наверное, нет, ничего не знаю об этом. Но всем ясно, что не всегда можно сказать сразу, каким будет новый руководитель. Любой человек, и сложный человек, придя на новую работу, может измениться - ведь меняется вся его система координат в конкретном пространстве. Об этом многие думали тогда.

Сейчас я понимаю, что у ректора огромные амбиции: он яркий выпускник театроведческого факультета, и при этом его когда-то не взяли в аспирантуру - и вот он уже ректор. История известная. Новая должность - это всегда начало новой жизни.

У меня сложилось ощущение, что в душе Григорий Анатольевич видит себя реформатором масштаба Столыпина - я, конечно, здесь немного иронизирую. Возможно, создателем нового пути. Сейчас у нас идут разговоры о том, что ГИТИС должен превратиться в лучший театральный вуз мира, что само по себе, конечно, прекрасно, амбициозно. Но тогда необходимо слышать другой голос, уважать позицию людей, которые отдали ГИТИСу, педагогике всю жизнь. Они профессионалы. Как без совета с ними решиться на фундаментальные реформы? Как не спросить совета?

- Заславский сказал в интервью, что он решил объединить факультеты уже в августе. Знали ли вы об этом?

Нет, конечно. При этом Григорий Анатольевич утверждает, что министерство - как наш учредитель - не должно было узнать об этом из газет и им нужно было рассказать о планах реорганизации отдельных подразделений ГИТИСа заранее. Но почему-то наш ректор считает, что люди, с которыми он работает, которые в последние десятилетия строили ГИТИС, могут узнавать о таких важных изменениях из прессы.

Или Григорий Анатольевич говорит о том, что иногда из-за большого количества обсуждений многие вещи нельзя реализовать. Но ведь ГИТИС, любой другой театральный вуз, да и здоровое сообщество в целом могут существовать только в диалоге. Для гармонии нужна конвенция. И как же не говорить о своих планах с людьми профессионально заинтересованными, как же они потом будут жить в ГИТИСе? «То ведают бояре, не нам чета»? С третьей стороны, Григорий Анатольевич говорит, что его не хотят понять, не вдумываются в слова, не слышат их смысла. На что я задаю риторический вопрос: а где была возможность вас услышать? Разве нам дали время обсудить ваши планы?

Можно ли считать ученый совет, на котором прошло голосование за объединение факультетов, легитимным, если заведующие кафедрами, декан театроведческого факультета и другие преподаватели по разным причинам отсутствовали?

Проблема здесь не юридическая, этическая. Кворум-то был. Но в ученом совете не принимал участие заведующий кафедрой зарубежного театра Алексей Вадимович Бартошевич, известнейший шекспировед с мировым именем - человек, который работает в ГИТИСе больше 50 лет! Как можно было не предупредить его? Это не оплошность. Вопрос в том, что, если ты за месяц объявляешь, что на ученом совете будут решаться такие принципиальные вопросы, то безусловно, в течение этого месяца начинается работа, подготовка к обсуждению, знакомство с положениями, предложениями и так далее. А получилось так, что ученый совет проголосовал «за» - потому что, как мне кажется, его просто ввели в заблуждение. Это была тайная и молниеносная операция.

Театровед Алексей Бартошевич

Ситуация была представлена так, словно договоренность между факультетами уже достигнута, а на самом деле никто ничего просто не знал. Ну если я, например, услышу, что актерский и режиссерский факультеты решат объединяться и они якобы обоюдно этого хотят, то я, скорее всего, не буду высказывать какие-то аргументы против - даже если они у меня возникнут.

Кстати, сейчас идет процесс, который банально называется «использование административного ресурса»: интервью Григория Анатольевича вывешены на сайте ГИТИСа, оппоненты же лишены всякой возможности быть услышанными в своем институте. Более 1000 человек подписали письмо против объединения факультетов, к такому же мнению пришла комиссия Союза театральных деятелей по образованию, ведущие ученые-театроведы Государственного института искусствознания и так далее.

- По мнению ректора, театроведческий факультет находится в кризисе. Как вы думаете, так оно и есть?

- Эта мысль сейчас, видимо, намеренно тиражируется нашим ректором, он ее повторяет в своих интервью на радио, телевидении и в разговорах с ученым советом. Мысль о кризисе ГИТИСу навязывается, и, на мой взгляд, это самое вредное и несправедливое определение жизни нашего факультета. К слову скажу, что эта ситуация может испортить нам будущий набор абитуриентов.

Если честно, то театроведческий факультет, на мой взгляд, сейчас в расцвете, а не в кризисе. Ну смотрите, сегодня мы проводим на факультете не менее 10 конференций в год, в которых принимают участие ведущие педагоги, крупнейшие режиссеры страны: Васильев, Погребничко, Шапиро, Серебренников, Богомолов, Юхананов, Карбаускис, Мирзоев, Бутусов, Коляда, Волкострелов, ведущие критики и многие другие. Наши студенты последние десять лет работают на всех основных фестивалях: «Золотая маска», «Сезоны Станиславского», NET, «Территория». Они также много лет выпускали газету «Золотой маски» - весь театроведческий факультет ГИТИСа подключился к ее созданию - сейчас она существует в электронном виде. Наши студенты выигрывают театроведческие министерские конкурсы, олимпиады, ездят на всевозможные фестивали с нашими педагогами. И получают благодарности.

С другой стороны, у наших педагогов колоссальные нагрузки: доктора наук и профессора имеют по 800 лекционных часов в год - выпускают книги, пишут научные статьи, ездят по всей стране с лекциями, докладами, руководят экспертными советами, семинарами критиков, обсуждают спектакли российских театров, проводят круглые столы и прочее. Мы ведь каждый год отчитываемся по науке, и никогда к нам не было никаких претензий. Наоборот. К тому же на нашем небольшом факультете работают семь докторов наук - это высочайший класс! Послушайте, это же невероятно, а нам говорят, что педагоги исчерпали свой потенциал. Да, не верьте, друзья, это просто ошибка.

Ректор ГИТИСа Григорий Заславский

Григорий Заславский сказал, что за последний год на факультете защитили только одну диссертацию. Это правда?

Я специально провела исследовательскую работу по этому поводу. Все данные с сайта ГИТИСа. За последние 12 лет на театроведческом факультете было защищено 36 диссертаций, у нас были годы, когда по пять человек защищалось. Но после кризиса, конечно, количество защищающихся упало - разве возможно выжить на стипендию? Об этом и Григорий Анатольевич сказал.

У меня лично есть аспиранты, у которых готовы диссертации, но из-за того, что они вынуждены работать, у них просто нет времени сесть и доработать свой текст. Если говорить конкретно, то в 2016 году на театроведческом факультете было защищено три диссертации, а не одна, как сообщает постоянно Григорий Анатольевич. Для гуманитарного вуза, для театроведения - это серьезная цифра.

Дальше конкурс абитуриентов. Вот Алена Юрьевна [Карась] в этом году набирала курс и почти поставила рекорд: 5,75 человек на место. А за последние восемь лет средняя цифра поступающих - 4,365 человека на место. И это реальные цифры, потому что в Москве больше нет театроведческого факультета и у нас никто не забирает документы после первого экзамена, как это может произойти на других факультетах. Следовательно, утверждать, что у театроведов конкурс абитуриентов один человек на место - это, мне кажется…. ну, мягко говоря, как-то не соответствует реальности.

Григорий Анатольевич утверждает, что педагоги театроведческого факультета ничего не делали для преодоления жуткого кризиса. Кто же эти безумцы? На самом деле, мы думаем иначе. И за это отвечают заведующие кафедрами. Я им доверяю.

- А что насчет трудоустройства?

Заславский сказал, что у нас трудоустроены 10-12%. И здесь у меня возникает сразу несколько вопросов. Во-первых, так как у нас в стране теперь нет системы распределения, задавать выпускникам вопросы о том, где они работают, не вправе ни вуз, ни государство. Для контроля есть другие органы. Так я думаю. Но наши бывшие студенты нас любят, поэтому честно отвечают нам на все вопросы.

Обычно мы собираем сведения в сентябре-октябре: в этот момент кто-то может еще не работать, а в ноябре уже найти место, а кто-то устроился в сентябре, а в октябре уже уволился. Я посмотрела на списки студентов, начиная с 2004 года - мы-то их всех знаем в лицо и по фамилиям - и поняла, что у нас, как и во всем ГИТИСе, 80-90% трудоустроены. Кто-то работает внештатно, кто-то работает по договору, кто-то работает редактором на телевидении, редактором в музее, в театре. Не все из них «известные» люди, но и нельзя сказать, что мы каждый год получаем сто выдающихся актеров, десять выдающихся режиссеров. Смешно. Такого не бывает ни в одной профессии. На каждом курсе у нас есть один-два действующих критика, столько же занимаются наукой, остальные работают в системе культуры. И мне кажется, что это блистательно.

- Правильно ли я вас поняла: вы считаете, что кризиса нет?

Понимание кризиса как важнейшего, часто переломного состояния, которое требует деятельного самоанализа, - необходимо абсолютно всем. Только не нужно понимать кризис как призыв «мочить в сортире», лишения нас бюджетных мест и просто закрытия. Нет, мы еще поживем. Мне вообще кажется бессмысленным говорить о том, что один факультет станет донором другого. По мнению ректора, в обновлении кровеносной системы нуждается, конечно, театроведческий факультет. Да, все мы во многом нуждаемся. Но вампиром я отказываюсь быть.

- Представлял ли ректор конкретную программу объединения факультетов?

- Нет. Ректор обещал студентам, что представит им программу, которая будет широко обсуждаться всеми заинтересованными лицами, ведь и среди продюсеров есть масса людей, не поддержавших объединение. Но до сих пор этого не было сделано, и получается, что студенты будут чем-то вроде подопытных кроликов. Сам Григорий Анатольевич говорит, что может, через несколько лет, мы поймем, что это неправильный путь и опять разъединимся. Но ведь логичнее сразу понять, нужно ли объединяться. И здесь я верю, что здравый смысл восторжествует, а еще логика нашего ректора, который не захочет работать в конфликтной ситуации.

- То есть вы считаете, что после нового ученого совета решение об объединении факультетов будет отменено?

Я очень верю в то, что Григорий Анатольевич не пойдет на кардинальное меры, не позволит состояться браку по неволе, а мы сможем объяснить членам ученого совета необходимость отмены декабрьского решения.

- Можно ли сказать, что у вас с ректором личный конфликт?

Это, скорее, какие-то мелкие разногласия, на уровне фейсбучного поста. Мне кажется, что это абсолютная ерунда, если не считать наших мировоззренческих разногласий, но об этом я уже не раз говорила. Конечно, мы с ним - по разные стороны, если не баррикад, то отношения, восприятия многих политических, социальных и конечно, театральных процессов. И это нормально. Конституция позволяет. Но если институт - не место для выражения своих политических позиций, то хотелось бы, чтобы и эта ситуация не обострялась. Мы работаем ради студентов. И всем нам не безразлично, каково наше будущее.

- Вы видите возможность для дальнейшего взаимодействия?

- Безусловно. И очень надеюсь на то, что и Григорий Анатольевич понимает, что это необходимо. Для того чтобы продуктивно работать, нужно работать в команде. Возможно так и будет.

Перформанс студентов ГИТИСа

- Зачем все-таки Григорию Заславскому понадобилось объединять факультеты?

Мне не хочется вновь говорить о возможных причинах, все это для общества бездоказательно. Дело в другом - почему Заславский до сих пор не предложил всем своей программы по объединению - содержательной и концептуальной, в которой бы и объяснил всем нам подлинные причины.

Не удивлюсь, если идея объединения родилась в министерстве, кто-то подумал: надоели эти независимые театроведы. Хотя уверена, что до недавнего времени в министерстве о театроведческом факультете никто напряженно не думал.

- То есть эти независимые театроведы, о которых вы сказали, действительно мешают министерству культуры?

Ну, так уж и мешают. Но министерство культуры вообще ведь не скрывает своих приоритетов. Государственная культурная политика о многом сегодня говорит. Ее ведь очень давно просто не было - этой государственной культурной политики. Но теперь есть, а «цензуры нет». Цензуры нет, но политика появилась.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх