История самогоноварения. Откуда взялся самогон и стоит ли его пить

С чего начинается история самогона и кому первому пришла в голову мысль варить перебродившую массу, наверное, уже никто не знает. По этому поводу существует большое количество легенд у самых разных народов мира.

С незапамятных времен человек занимался заготовкой даров природы, чтобы впоследствии употреблять их в пищу. Из ягод и фруктов делали соки, которые хранились довольно долго. Иногда настои на основе ягод или фруктов начинали бродить, и поначалу считалось, что такая пища непригодна для употребления. Однако в скором времени люди поняли всю «ценность» испорченного напитка, и стали специально подвергать его к сбраживанию.

Вино на Руси ценилось издавна — пить его любили, но позволить это себе могли не все. Поэтому большинство занималась варением меда и пива. Человечество давно искало способ, с помощью которого можно было повысить крепость вина и возможность дольше его сохранять. На этой почве и возникло винокурение, оно пришло к нам из южных регионов, в которых процветало виноделие и виноградарство. Винокуры не жалели ни сырья, ни времени, и поэтому однажды был получен уникальный напиток, который обладал несравнимо более высокой крепостью, при этом разительно отличался от «заморских» вин.

История самогоноварения в нашей стране, как и по всему миру, насчитывает много столетий. Термин «самогон» по-разному употребляется во многих языках стран Восточной Европы и России, и с некоторого времени стал означать — самодельный алкоголь большой крепости.

Много веков назад, когда еще не была введена первая в России алкогольная монополия 1474 года, самогон варили лишь зажиточные и уважаемые люди, причем самогонка предназначалась лишь для собственного употребления и для приема гостей. Во многих знатных домах существовали свои фирменные рецепты, которые передавались из поколения в поколение. Простой люд, который не мог позволить себе столь затратный и длительный процесс, в основном, занимался пивоварением и приготовлением медовухи — «курить вино» для них было очень накладно, да и хлопот с этим занятием было хоть отбавляй.

Немного позже на территории Древней Руси появился термин «кормчество», который обозначал процесс изготовления алкогольных напитков в домашних условиях. Причем данное определение было введено уже после того, как все изготовление крепких спиртных напитков было под введением государства или приближенной к верхушке власти знати. Если спиртные напитки предназначались для реализации в питейном заведении, то в этом случае использовали термин «шинкарить», означавший — являться хозяином шинка.

Постепенно в сфере производства алкоголя становились намного строже — однако штрафы и конфискации предназначались лишь для тех случаев, когда спиртосодержащие жидкости производились для продажи. Выработка же самодельных спиртных напитков для личного потребления было вполне обыденным делом, к тому же власти это дело не запрещали. Стоит иметь в виду, что в те времена найти и наказать корчемника на территории огромной и труднопроходимой России было делом практически невозможным.

Ближе к началу восемнадцатого века термин «шинкарство» начинает приобретать смысл нелегальной продажи алкоголя, а понятие»кормчество» применяется к запрещенному производству самогона. Эти явления (незаконное изготовление и нелегальная продажа алкоголя) стали широко распространены на территории всей России. Власти предпринимали самые различные меры для искоренения этих явлений, однако в те времена добиться результата в этих сферах было крайне затруднительно.

На рубеже XIX — XX веков государственная винная монополия дает хорошие результаты — винокурение на большей части России практически исчезает. Исключением становится только Сибирь, ведь благодаря большой удаленности от мест легальной реализации водок на Руси самогоноварение не прекращало процветать.

Введенный запрет на торговлю спиртным вначале первой мировой войны позволил корчемству и шинкарству снова приобрести большую популярность: практически каждая семья занималась выгонкой домашних водок. И это можно вполне объяснить: издавна существовало неписанное правило оплачивать труд наемных работников не наличными, а спиртным — именно этот обычай старалось искоренить правительство Руси еще с XVII века.

После февраля 1917 года, когда произошла революция, самогоноварение стало очень распространенным явлением, и даже специально сформированные отряды, которые были призваны бороться с самогонщиками не могли исправить ситуацию — как только солдаты покидали населенный пункт процесс выгонки различных косорыловок, первачков и самоплясов начинался с новой силой. Существовали и боле»гуманные» способы воздействия на самогонщиков — создавались целые комитеты по борьбе с самогоноварением, но и это тоже не давало ожидаемого результата, так как в рядах этих комитетов зачастую состояли те, кто этим и промышлял.

После того, как отгремела гражданская война, новоявленная советская власть принимается яростно бороться с самогонщиками, причем методы выбирались отнюдь не самые мягкие — в те лихие годы изготовление и торговля самогоном могло быть приравнено к контрреволюционной деятельности, и за это нередко грозил расстрел. Спустя несколько лет власти смягчили приговор, и вместо высшей степени наказания давали10 лет тюрьмы с лишением имущества.

Спустя некоторое время после окончания Второй мировой войны советские граждане снова активно занялись выработкой крепких домашних напитков, а КПСС приходилось изобретать все новые и новые способы борьбы с ними — появилась уголовная статья за процесс производства и торговли самогоном. В период так называемой «оттепели» народ продолжал гнать самогонку, хотя уже не в таких больших масштабах, а правительство проводило регулярные рейды в «профилактических» целях.

Во время правления Л.И.Брежнева существовала статья, в которой предусматривалось лишение свободы сроком от 1 до 2 лет за изготовления самогона для личного потребления. Срок тюремного заключения мог значительно увеличиться, если обнаруживался факт торговли суррогатом. Естественно, это не могло остановить тех, кто занимался самогоноварением в крупных масштабах — многие гнали не только для себя, но и в качестве выражения протеста действующему режиму.

В середине восьмидесятых годов прошлого столетия появился Указ «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом» — на территории Советского Союза началась беспрецедентная антиалкогольная компания. Приобретение алкоголя стало большой проблемой, магазины ликероводочных изделий работали всего по несколько часов в день, да и стоимость самого алкоголя значительно выросла. В результате «сухого закона» перегонкой занялись даже трезвенники и история самогоноварения получила новый виток своего развития.

Демократические преобразования 90-х годов или так называемая «перестройка» больно сказались на жизни простых граждан, да и всей страны в целом. Исчезла некогда великая страна, вместе с ней рушилась и экономика, производство, сельское хозяйство… На рынок хлынуло огромное количество поддельного низкокачественного алкоголя — даже в отдаленных уголках стали торговать спиртом, который оказался намного дешевле самогона.

Те, кто не спился в начале 90-х, стали снова гнать — к 1992 году производство самодельной водки увеличилось в разы во всех республиках бывшего СССР без исключения. Однако это явление уже не носило форму «социального протеста» — многие люди просто выживали за счет изготовления и реализации самогона, который гнали у себя дома. В некоторых странах, как например в Украине, выработка домашней горилки стала считаться вполне легальным занятием.

Новейшая история самогона

Главная проблема низкого качества самогонки современных винокуров заключается в том, что собирается вся выгоняемая жидкость, в том числе так называемые «головы», а также низко градусные «хвосты». А ведь именно первая и последняя фракции наделяют продукт не очень приятным запахом, да и вкус такого первача становится на несколько порядков ниже. Но, именно об этом мы и хотим поговорить в последующих статьях.

Кроме этого, процесс дистилляции не должен идти очень быстро — чем медленнее будет процедура перегона, тем выше будет качество конечного продукта. Хотя, хочется заметить, каким бы ни был продукт приготовленный и сделанный своими руками и для себя любимого, он всегда в разы будет превосходить спирт, полученный гидролизным путем, который потом идет на производство контрафактной водки.

Изготавливая самогон для себя Вы точно знаете компоненты, которые используете при настаивании браги, в производстве же спирта используются различные кислоты и химические соединения, что в конечном счете не самым лучшим образом сказывается на здоровье человека.

Самогон – крепкий алкогольный напиток, знакомый, пожалуй, всем. Напиток получают из забродившего сахарного сиропа или любых осахаренных продуктов: зерновых , свеклы, картофеля, фруктов, ягод. Производство его – процесс интересный и даже увлекательный. Самогонный аппарат – это, по сути, самый настоящий дистиллятор. История их уходит далеко вглубь веков.

Как только человечество научилось отделять жидкости друг от друга путем испарения и сбора конденсата, люди начали изобретать специальное оборудования для упрощения данного процесса. Основной принцип дистилляции прошел сквозь века и остался неизменным. Претерпели же изменения сами приспособления, обрастая удобными «примочками», делавшими получаемый продукт все крепче, чище и мягче.

Древние египтяне, римляне и греки занимались дистилляцией, в основном, воды и эфирных масел . Пользовались для этого керамическими или глиняными сосудами и трубками из металла. Почему-то никому долго не приходило в голову забросить в аппарат перебродивший виноград, чтобы добыть, наконец, загадочный эликсир, производящий на человека удивительный эффект опьянения.

Арабы переняли технологию, когда проходили обучение в Александрийском университете и внесли в ее усовершествование действительно значимый вклад. Именно они придали форму особым разновидностям перегонных аппаратов аламбику и алькитаре , а потом подарили их жадной до нововведений Европе. Подробнее об истории медных самогонных аппаратов можно прочитать в статье «Аламбик: история возникновения». Арабы стали сооружать весь аппарат из меди – металла, известного не только равномерным нагреванием, безопасностью при контакте с продуктами питания, но и даже удивительным свойством абсорбировать нежелательные примеси из жидкостей.

Ученые и врачи постоянно совершенствовали аппарат для производства ценных масел и лекарственных эссенций. Так, в IX веке Авиценна усовершенствовал строение конденсатора – значительно удлинил трубку и свернул ее в змеевик.

Повсеместное использование самогонного аппарата в Европе началось в средние века. Важнейшей наукой в те времена была мистическая алхимия, в центре которой стояла проблема получения философского камня. Естественно, такие, сказочные по сути, задачи не были выполнены учеными, монахами и лекарями, но зато они достигли поразительного прогресса в прочих науках и в дистилляции.

Именно в своих алхимических исканиях монах Валентиус, перегнав через аппарат вино, сделал удивительное открытие – аквавита (лат. aqua vitae – вода жизни). Прозрачная жидкость обладала множеством целительных свойств. Согласно одному письменному источнику, аквавиту лекари прописывали простудившимся, от зловонного дыхания; обрабатывали ею раны, порезы и укусы. Кроме того, в средневековье уже было подмечено свойство волшебного дистиллята, при употреблении в разумных количествах, питать новыми силами, снимать боль, приободрять в часы уныния и увеличивать веселье во время празднеств.

В XV веке самогонную установку разительно совершенствует Базиль Валентин. Он советует погружать трубы с испарениями в емкость с холодной водой, которую по возможности необходимо менять. Конденсация за счет этого ускоряется в разы. Кроме того, Базиль начал проводить повторные перегонки полученного конденсата и отметил, что аквавита получается при этом крепче.

XVI век – поистине век расцвета самогоноварения. Разнообразные виды аппаратов распространяются повсеместно. Где-то используют медные аламбики , где-то применяют различные сплавы в конструкции самогонного аппарата. Во Франции, например, для перегонки винного спирта изобретен новый вид аламбика – шарантский . Он отличается от своего прародителя тем, что имеет дополнительную промежуточную емкость, в которой предварительно нагревается вино и дополнительно охлаждаются пары. В странах, где виноград не растет, спиртное начинают перегонять из перебродивших зерна, ягод и фруктов. Напитки разных стран получают все более и более ярко выраженные отличия.

Самогоноварение на Руси изначально было воспринято настороженно. Но вскоре население знакомится и с лечебными, и с хмельными качествами напитка, появляется традиционная русская водка на зерновом и картофельном сырье. Изначально водка гналась монахами в качестве целительного эликсира, широкое применение она получила во всевозможных настойках.

Промышленные масштабы производство алкоголя приобретает повсеместно с XVII века, потому что уже тогда устройство самогонного аппарата позволяло получать достаточно большое количество готового продукта. Для Руси XVII-XVIII века знаменуются поисками в области рецептур и ароматизации водки. Делался напиток, в основном, для личных нужд в каждой семье. Большинство помещиков завели домашние винокурни и всячески экспериментировали с облагораживанием напитка – добавляли травы , ягоды, орехи . Первые самогонные аппараты на Руси представляли собой деревянные или глиняные емкости с металлическими трубками.

А вот XIX век отмечен настоящей технологической революцией в самогоноварении, как по всему миру, так и в России. Совершенствуется способ нагрева – он становится более равномерным и щадящим, что позволяет организовать беспрерывную перегонку. Главным открытием становится, безусловно, ректификационная установка– это колонна, в которой пар разделяется на летучие и тяжелые фракции. С помощью такого устройства можно получить спирт высочайшего качества: очень большой крепости (96 %) и без посторонних примесей, что делает его удивительно мягким.

История самогоноварения не обходится без темных пятен. Изначально наличие самогонного аппарата дома было признаком высокого статуса хозяина. Затем начали появляться питейные заведения. Когда производство алкогольной продукции приобрело промышленный масштаб, повсеместно власти начали практиковать запрет на домашнее изготовление алкоголя, чтобы получить монополию и пополнить казну. К XX веку, благодаря работе правительства, в России «самогонщик» становится бранным словом.

К 2002 году все возвращается на круги своя. Теперь любой человек может заняться самогоноварением. К тому же, это имеет актуальность – в наше время невозможно стопроцентно доверять продукции из магазина. А вот дома из продуктов, в качестве которых есть уверенность, вполне реально выгнать крепкий алкогольный напиток для собственного употребления и угощения гостей.

В наше время самогоноварение перешло в высшую лигу замысловатых хобби. Если хорошенько разобраться во всех тонкостях такого занимательного процесса, становится ясно, что даже перегонка обычного зернового самогона – это определенная, достаточно высокая, степень кулинарии. А ведь помимо простого самогона, любой желающий при наличии энтузиазма и стремления может в домашних условиях приготовить самодельные виски, граппу, коньяк. С разрешением на самогоноварение обыватели получили эксклюзивную возможность реализовать себя творчески, окунуться в загадочный мир всевозможных рецептов и особенностей приготовления крепкого алкоголя , удивить своих друзей и близких. А высокое качество предлагаемых нынче на рынке ингредиентов и оборудования отметает все последние сомнения в престижности такого занятия, как домашнее изготовление крепких напитков.

Сейчас существует множество самогонных аппаратов , которые позволяют перегнать спиртное в домашних условиях максимально комфортно. Это и аламбики с алькитарами из чистой меди, и самогонные аппараты с ректификационными установками из безопасных нержавеющих сплавов. А некоторые умельцы даже умудряются создавать самогонные установки своими руками. Кстати, такой опыт был распространен на территории России еще в советские времена, когда как раз запрет на алкоголь заставлял людей проявлять изобретательность.

Следует обратить внимание на то, что подходить к домашнему самогоноварению нужно всегда с ответственностью и строго соблюдая технологию и рекомендации по безопасности – тогда качество полученного продукта обязательно будет на высоте.

Сегодня многие люди считают самогон напитком исконно славянским, существовавшим и развивавшимся только на этой территории. Такое мнение более чем ошибочно – первооткрыватели данного напитка неизвестны, но наиболее вероятно, что появился он в Европе Средневековья. Произошло это усилиями алхимиков, тщетно пытавшихся создать философский камень, живую воду и другие мифические артефакты. Например, технология дистилляции точно была открыта монахами в ходе подобных экспериментов.

Сегодня во многих странах мира легко найти аналоги перегоночного алкоголя – это шотландский виски, чача, другие напитки. Название «самогон» имеет интересную версию происхождения – некий Йосиф Самог первым стал «гнать» алкоголь, используя пшеницу, картофель, свеклу и дрожжи, за что его уезд получил название Самогонный. Других обоснованных версий нет, поэтому преимущественно в данном контексте используют эту. Отметим, что название полностью описывает используемый способ получения алкоголя, сравнительно с его предшественником.

Интересно! Хотя название «русское», сама технология изготовления алкоголя изначально была холодно встречена нашими предками. Она считалась крайне грубой, и не подходила под стандарты изготовления алкоголя того времени.

Если сравнивать периоды, когда появился самогон на Руси и в Европе, они существенно отличаются, равно как и момент рассвета такой «промышленности». В европейских странах технология начала распространяться в конце XIV века – причиной стали уже упомянутые исследования алхимиков (неудачи в поисках «волшебных» средств не мешали использовать побочные результаты с удовольствием) и сравнительная простота приготовления алкоголя по предложенному рецепту. Сегодняшнее устройство самогонных аппаратов было изобретено в XV веке, когда были добавлены трубки и ёмкость с холодной водой. В Центральной Европе расцвет варения самогона пришёлся на середину XVI столетия, после чего напитки в различных странах продолжили развиваться далее, с усовершенствованием технологий и повышением качества и вкусовых показателей.

На Руси данный вид алкоголя был принят почти враждебно – традиционно здесь алкоголь только варили специально обученные профессионалы, и он не употреблялся по собственному желанию. Для этого обязательно нужен был веский повод в виде большого праздника. Всего несколько дней в году имея доступ к медовухе или браге, наши предки вели здоровый и трезвый образ жизни в остальное время. Когда в России появился самогон как более приемлемый алкоголь, шёл уже XV век. Вообще, изначально его наливали в единственном кабаке (в Кремле) только опричникам при Иване Грозном. Далее, количество данного напитка также не впечатляло объёмами. Хотя сегодня каждый может позволить себе такое производство, тогда иметь самогонный аппарат могли только зажиточные трактирщики.

Во второй половине XIX века производство самогона стало чересчур дорогим, поэтому его стали заменять на более дешевые аналоги. Отметим также, что тогда это не считалось проблемой – до 20-х годов ХХ в. население Российской Империи считалось одним из наименее пьющих в мире. Почти весь производимый здесь алкоголь уходил на экспорт, поскольку в большинстве западных стран считался наиболее качественным и существенно превосходил местные напитки (за исключением только пива). Данный феномен трудно воспринять, учитывая сегодняшнее положение дел, но тогда в России пить было просто не принято – это было нечто, выходящее за приличные пределы. Конечно, кабаки и трактиры были, но откровенно выпивали немногие – официальная статистика это подтверждает.

Можно сказать, что до пятидесятых годов прошлого века вообще алкоголь не был темой для обсуждения или проблемой – его особо не было, а большинство населения было занято восстановлением после войны. Однако дальнейшее ужесточение политики государства в продовольственном плане, сухой закон и отсутствие возможности купить качественное спиртное изменили ситуацию в корне.

Новейшая история алкоголя в России

Новый период в развитии самогоноварения наступил в шестидесятых годах – тогда аппараты для перегонки алкоголя начали повсеместно изготавливаться и продаваться. Постоянное совершенствование рецептуры помогло практически полностью заменить другие виды алкогольных напитков, а легкость изготовления привела к тому, что это стало существенной проблемой для государства – население имело практически бесконечный доступ к горячительным напиткам, учитывая, что рецептов невероятно много.

Интересно! Для перегонки подходят практически все обычные на первый взгляд продукты. Это картофель, фрукты, свёкла и даже хлеб – причём большого количества не требуется. Аппараты в большинстве кустарные – их сделать также нетрудно.

В советское время существовала уголовная ответственность за любую форму изготовления самогона – для продажи или личного употребления – но проблемы это не решило. Слишком тяжело отслеживать процесс кустарного производства, а отсутствие альтернативных и соизмеримых вариантов в то время сделало самогон частью обычной жизни людей.

Сегодняшнее законодательство России по-другому смотрит на данный вопрос и относится к изготовлению алкоголя более лояльно. Разграничение происходит по принципу определения предпринимательского подтекста – личное употребление вообще не является сферой государственного контроля, и ограничений нет. Если хочется заработать – нужно оформить документы на предпринимательскую деятельность и платить налоги.

Сегодня существует даже день самогона в России – он празднуется 19 марта, но это, скорее, шуточный праздник – всё-таки, сегодня варение данного напитка в домашних условиях не считается проблемой или достоянием – это лишь факт. Вы можете спокойно делать это самостоятельно, главный совет один – используйте современные аппараты, «дедовские» варианты уже будут опасны для вашей жизни и здоровья.

Любовь к природе у человека закладывается, как известно, с самого его рождения. С каждым днем, познавая все больше и больше окружающий мир, наши предки стремились как можно дольше продлить свою в нем жизнь и насладиться всеми предоставленными этим миром прелестями и благами.

Еще в древности люди начали заготавливать продовольствие, включая и разнообразные напитки из соков фруктов и ягод. Имея достаточно большое число детей в своем доме, хозяин старался припасти как можно больше продуктов для семьи. И не раз случалось, что со временем хранимые в укромном месте напитки подвергались сбраживанию и во избежание возможного отравления уничтожались.

Впоследствии человек научился понимать толк в «испорченном» временем продукте и уже намеренно ставил подобные напитки. Но вино того времени не содержало в себе такой спиртовой крепости, как сегодняшнее, и приравнивалось к напиткам, украшающим стол для именитых гостей или семейных праздников.

Но в мире бытует одна весьма сказочная и отличная от всех других легенда о происхождении «туманного» напитка, которая часто вызывает улыбку у людей, слышащих о ней впервые.

Давным-давно в неизвестной никому до сих пор стране наступила страшная жара. Сочные мягкие травы высыхали на глазах, а звери и птииы, жившие до этого в мире и согласии, стали убивать друг друга, чтобы утолить свою жажду кровью «брата». И из-за этого стихийного бедствия быстро зревшие плоды деревьев и кустарников падали в образовавшиеся на некогда плодородной земле ямы и овраги.

Постепенно перегнивая, они превращались в зловонную кашу и засыхали. Но однажды северный ветер пригнал в эту страну черные налитые тучи, и проливные муссонные дожди не заставили себя долго ждать. Ямы и овраги мгновенно наполнились водой, а когда дожди прошли, перегной плодов и ягод стал вступать в естественную химическую реакцию с отстоями влаги.

Измученный жаждой охотник, укрывшийся во время дождей в пешере, решил, наконец, выйти из своего укрытия и вдоволь насладиться соком вновь появившихся плодов. Но, проходя мимо одной из успевших уже забродить лужиц, он унюхал приятный винный запах и, жадно припав губами к отстоявшемуся чистому напитку, получил от его вкуса огромное удовольствие. Так, говорят, и началась эпоха рождения уникального и во все времена уважаемого людьми напитка под простым названием «вино».

На Руси вино всегда ценили и зачастую пили его в больших количествах, и многие пытались найти всевозможные способы для его крепления. Постепенно на смену простому виноделию пришло технологическое производство самогона и других крепких алкогольных напитков, изготавливаемых домашним способом.

Перегоняя мало в себе содержащую спиртовых веществ брагу (по сравнению с получаемым итогом), винокуры не жалели своего времени и сырья для достижения единственной цели: получить крепкий напиток наивысшего качества. Именно поэтому произведенное на русской земле «доброе зелье» стало резко отличаться от иностранных напитков.

Великий царь земли русской Петр I в свое время даже издал указ, в котором выдвигалось требование к капитанам российских кораблей, уходящих в дальнее плавание, чтобы на территориях иностранных государств матросам «не дозволялось потреблять вин заморских вместо горькой русской, дабы не затуманивать головы свои светлые бесовским напитком, от которого, кроме болезней и дури, ожидать нечего…»

А вот князь Орлов, некогда прославившийся как «амурный обожатель прекрасного пола», часто любил повторять своим друзьям, что «прозрачный и крепко пахнуший самогон, словно ангел дел любовных» всегда помогал ему в интимных отношениях с женщинами: «…Стопки три опрокину, а желания - на иелую четверть выходит! Да и в голове мысли все ясные: абсолютно понимаю, чего жаждет моя дама… даже без слов!..»

Но с приходом Советской власти существующие еще с XV в. многочисленные способы изготовления самогона постепенно стали искореняться: запрет на его производство развязал руки многим лжемастерам, которые ничего не понимали в настоящем деле и при этом незаслуженно «присвоили» доброму древнерусскому напитку славу мутной и дурно пахнущей настойки. Как тут не вспомнить «великого комбинатора» Остапа Бендера с его умением изготавливать самогон из чего угодно, вплоть до табурета.

Однако в последнее время в нашей стране снова стали появляться производители высококачественной продукции, поднимающие со «дна» все российское самогоноварение. С помощью их советов многие начинающие «винокуры» смогут не только избежать всяческих отравлений, возможных при несоблюдении технологического процесса изготовления напитка, но и сэкономить массу сырья.

Самогоноварение - одно из самых древних занятий. И самых нужных тоже. Пожалуй, ни в одной стране мира этот вид производства спиртных напитков не является таким востребованным, как у нас. Душа русского человека отличается особой широтой. Если появилось желание чего-нибудь выпить, то это желание просто необходимо немедленно удовлетворить.

Ландшафты российских просторов так же широки, как и русская душа. Чтобы страстно возжелавшему горячительного напитка не пришлось натягивать лыжи и шагать через всю тайгу, и существует такая профессия, как самогоншик.Чтобы стать настоящим самогонщиком, нужно многому научиться. Самогоноварение не
обойдется без знаний физики и химии. Да и математика пригодится, чтобы произвести нужные расчеты. Кроме того, настоящий самогонщик должен обладать изрядной долей смекалки. Потому что соорудить самогонный аппарат из самых непригодных, на первый взгляд, предметов - дело, прямо скажем, не из легких.

Не помешает самогонщику отменное чувство юмора и умение пофилософствовать. Ведь к нему, к самогонщику, приходит огромное количество людей. А значит, коммуникабельность и умение общаться - неотъемлемые атрибуты человека, решившего посвятить себя такому нелегкому и нужному делу, как самогоноварение.

Обычно при слове «самогон» в сознании возникает некая мутноватая жидкость, после принятия которой обычно люди себя дурно чувствуют. И еще слово «самогон» у многих ассоциируется с серией портретов под рубрикой «Их разыскивает милиция». Словом, самогон для многих - нечто вульгарное и недостойное внимания.

Подобные негативные представления возникают исключительно в тех случаях, когда к процессу самогоноварения относятся самым неподобающим образом. Представьте себе такую ситуацию. Бабушка, ничего не понимающая ни в винах, ни в настойках, вдруг решила подработать. Соорудила она, не обладая даже самыми скудными знаниями по физике и химии, некое подобие самогонного агрегата. К процессу самогоноварения отнеслась без души. Получилось у бабушки дурно пахнущее варево, которое и самогоном-то назвать невозможно. Просто не самогон, а «сивуха». И продает бабуля эту сивуху человечишкам с синими лицами и красными носами. Потому что человек с благородным цветом лица не осрамит свою личность приемом такого скверного напитка.

Люди, подобные вышеописанной бабушке, и создали слову «самогон» дурную славу. На самом деле самогоноварение уходит своими корнями в глубокое и замечательное прошлое. В основе процесса самогоноварения лежит вполне приличное и не вызывающее таких дурных ассоциаций, как слово «самогон», слово «брага».

Еше в иудейском Талмуде есть письменное доказательство того, что даже в те времена было весьма популярно приготовление сладкого и дурманяшего напит- \ ка, который представлял собой не что иное, как про-дукт брожения, т. е. брагу. Шли годы, а дурманяший j напиток, который у древних иудеев назывался, конечно, не брага, а несколько иначе, становился все более популярным.

На Руси всегда запасались самыми разными напитками, не только соками. Люди быстро поняли, что соки, подвергшиеся сбраживанию, значительно дольше сохраняются. Кроме того, перебродившие соки вызывали приподнятое настроение, чего о квасе и чае сказать было нельзя. Так появились вина.

Постепенно людская привязанность к браге становилась все крепче и крепче. Со временем у людей появилось желание, чтобы брага стала такой же крепкой, как и само желание ее пить. Так стала зарождаться технология перегонки слабых спиртосодержащих продуктов в более крепкие и сильные. Со времен изобретения самогоноварения интерес к винам несколько ослаб.

Самогон вполне можно считать традиционным русским напитком. Первое упоминание о нем встречается в летописях, датированных XV в. Вкусовой диапазон самогона совершенно уникален. Существует огромное количество настоек, изготовленных на основе самогона. И многие из них, особенно настоянные на травах, имеют целительный эффект. Некоторые рецепты очень стары и имеют свою историю, поскольку веками сохранялись и передавались из поколения в поколение.

В отличие от нынешнего извращенного понимания смысла самогоноварения, раньше считалось, что чем
меньше и медленнее происходит перегонка, тем лучше качество. В старину для перегонки использовали не более 50 % всего объема имеющейся браги. Этот принцип соблюдался не только для начального перегона, но и для повторного.

В старину с легкостью относились к потере сырья, чего не скажешь о современных самогонщиках. Вероятно, поэтому качество самогона значительно снизилось. Можно привести простой пример. Чтобы приготовить 1 л хорошего самогона, винокурам требовалось около 30 л браги. При вторичной перегонке получалось ровно вполовину меньше водки. Но качество было отменное. Именно с той поры пошла слава о русской водке. Ее предпочитали заморским винам и французским коньякам. Русскую водку вывозили наравне с пушниной и платили за нее русским купцам исключительно золотом.

Приготовление самогона - процесс сложный и очень ответственный. Для этого требуется соблюдать сложнейшую технологию. Кроме того, нужно строго следовать рецептам. Только если вы будете соблюдать основной принцип самогоноварения, вы получите качественный самогон.

Если вы решили приготовить не сивуху-бормотуху, а настоящий, кристальной чистоты самогон, непременно придется соблюсти все этапы самогоноварения. Первое, с чего вы должны начать, - с выбора нужного сырья. Второй этап - брожение. Третий - перегонка. Четвертый - очищение. На последнем этапе вы придаете самогону желаемый цвет, запах, вкус, т. е. здесь происходит своего рода «облагораживание» продукта.

Чтобы не получилось мутной жидкости, от вида которой сразу возникает тошнота, не относитесь небрежно к правилам самогоноварения.

Итак, с чего же начать? Конечно, с выбора подходящего сырья. Тут вам необходимо подключить все свои
знания о химическом составе продуктов. Чтобы приготовить самогон высшего качества, вам потребуются крахмалосодержашие или сахаросодержашие продукты. Что лучше и что выбрать - сказать трудно. Многолетние наблюдения показывают, что доморощенные винокуры предпочитают для самогоноварения продукты относительно дешевые и доступные.

Если вы деревенский житель, с большой долей вероятности для производства самогона вы предпочтете зерновые культуры, сахарную свеклу. Если вы горожанин, но склонны проводить все свое свободное время на приусадебном участке, то для самогона скорее всего вы соберете различные плодовые выжимки, ягоды или фрукты. Гражданин, не имеющий дачного участка, отдаст предпочтение сахару. Хотя эти продукты - далеко не все, из чего можно сделать самогон.

При выборе исходного сырья главное, о чем вы должны помнить, - это о качестве готового питья. Поэтому гнать его из табуретки, пожалуй, не стоит. «Табуре-товка» у вас все равно не получится, а вот отравление с последующим отвращением ко всему, «что горит», вам гарантировано.

Но самогон тоже появляется не на пустом месте - он производится из браги, история которой весьма интересна и также заслуживает пристального рассмотрения. Помните ту частушку про Колумба? «Он лучше бы открыл на нашей улице пивную…». К сожалению, Колумб на нашей улице пивной не открывал, но почему бы самим не готовить дедовским способом бодрящие напитки? Утолим жажду, будет на нашей улице и без Колумба праздник.

Некоторых смущает уже одно слово «самогон». Что ж, самогона можно смущаться в особых случаях, которые мы оговорим отдельно, в остальном это нормальный напиток. В слове «брага» тоже нет ничего предосудительного, оно легло в основу названия процесса брожения - одного из самых обычных процессов в живой природе наравне с окислением (дыханием). А дабы сомнений у вас не оставалось, предлагаем вам небольшой экскурс в историю, который позволит выяснить, что же такое брага.

История приготовления сего напитка уходит корнями в глубокое прошлое. Как гласит крылатое выражение, искусство пивоварения настолько же старо, как и история человечества. Да пусть не смушает скептиков-самогоншиков слово «пивоварение». Брага ведь и есть домашнее пиво, и вся история спиртных напитков началась именно с этого домашнего пива. В широких масштабах пивоварение бытовало уже в Древнем Египте. Причем готовое пиво ценилось государственными чиновниками Египта как особо ценный продукт. В Талмуде, иудаистском дополнении Библии, приводится история о том, как плененные в Вавилоне евреи избежали проказы, употребляя пиво, приготовленное из хмеля. Надо отметить, что жители Месопотамии, в том числе и Вавилона, особо почитали пиво. Они повторяли, что не знаюший пива не знает счастья. За разбавление пива водой пивоваршицу (пиво варили женщины) казнили. К началу нашей эры все европейские варварские племена освоили пивоварение. Потом производство пива стало отраслью промышленности. Редко какой народный праздник проходил без употребления «крепленых напитков».

Словом, пока китайцы изобретали дешевую и легко приготавливаемую пишу, остальные народы соревновались в способах изготовления и поисках компонентов для самогона. В дело, т. е. в производственный процесс, шло все, особенно злаки - ячмень, прочее зерно; каждый народ выбирал то, что легче культивировать. Японцы, например, готовили свою водку сакэ из риса - культуры, освоенной на Дальнем Востоке более шести тысячелетий тому назад. С тех пор сакэ, которую, между прочим, пьют горячей, остается любимым напитком японцев. Дурной пример заразителен, и герой детской японской песенки, который «на речке пил сакэ», перекочевал в Россию, превратившись в Чижика-Пыжика.

В «лечебных» целях испытали и мед. Сразу предупредим, что наши предки для напитков типа медовухи брали обычные сорта меда, но не пьяный мед. Несмотря на такое провоцирующее название, этот мед можно употреблять лишь после специальной обработки. Это разновидность пчелиного меда, содержащая ядовитое вещество, - гликозид андромедотоксин. Мед этот пчелы получают из нектара азалии, багульника болотного, вереска, рододендрона и других вересковых. Пьяным мед назвали за то, что съевший его становился похожим на пьяного: у него начиналось головокружение, сменявшееся тошнотой и судорогами, открывалась рвота. Из истории известно, что пьяный мед однажды свалил с ног легион римских солдат.

Медоварение на Руси известно с XII в. К XVI в. были построены в Кремле Малый государев, Малый боярский и Малый походный погреба. В этих погребах готовили и меды (медовины), различные сорта пива и многое другое. Иностранцы, посещавшие Россию в те времена, недоверчиво относились к напиткам наших медо- и пивоварен, но познакомившись с медом и пивом поближе, утверждали, что ничего вкуснее не пробовали.

Иностранные путешественники, посетившие Россию в XVII в., были удивлены большим количеством людей, доживавших до весьма преклонных лет, что по сравнению с Западной Европой того времени казалось просто невозможным. Один заезжий иностранец так и записал в своем дневнике, что русские люди признают в качестве лекарства только водку, настоянную на порохе, которую они выпивают, после чего отпариваются в бане и тем самым избавляются от всех болезней.
Для вкуса и остроты в самодельные спиртные напитки добавлялись всевозможные пряности. Именно поэтому они в Европе ценились на вес золота и являлись основным предметом торговли Европы с Востоком. На Востоке пряности были обычным явлением. В восточных манускриптах возрастом 5000 лет говорится об использовании пряностей в разных целях, в том числе и для настаивания горячительных напитков. Основными странами-торговиами пряностями были Индия и государства Малайского архипелага.

Собственно говоря, если бы не пряности, входящие в состав напитков, которым посвящена наша книга, то контакты европейцев с азиатами начались бы гораздо позднее, равно как и европейский колониализм. Обилие пряностей в Америке, особенно новых сортов перца, двинуло конкистадоров на покорение этих земель. Конечно, были еше золото и серебро, но они долгое время казались европейцам миражом, а вот пряности - вполне реальный предмет торговли. И большинство европейцев мечтали о вполне ощутимых вешах - пиве с рыбой. Мифическая страна, где они мечтали каждый день есть рыбу (дорадо) и пить пиво (эль), получила название Эльдорадо. Именно ее искали уставшие от неудач и сражений люди.

Но пиво способствовало и способствует не только международной торговле, но также развитию… умственных способностей! Например, известный всем по школьному учебнику великий английский физик Джеймс П. Джоуль (1818-1889) был пивоваром. А бывает и так, что размышления над кружкой пива приводят к научному открытию в области ядерной физики, как это произошло с одним американским ученым, который, глядя на стоящую перед ним кружку с пенистым напитком, думал, почему бы не использовать пиво - жидкость, образующую пузырьки, - в детекторе радиации Гейгера-Мюллера. Разумеется, на трезвую голову он понял, что ничего из этой затеи не выйдет, но зато размышления о пиве помогли ему прийти к другим важным умозаключениям.

Позиции пива с далеких времен фараонов и путешествующих купцов только укрепились. Например, в старой доброй Англии пиво - это напиток нации, английские пабы (по-русски - пивнушки) известны всему миру; пиво в Англии уступает первое место одному лишь классическому британскому чаю. И это несмотря на то, что английская же поговорка гласит: жизнь - это не только пироги и пиво. Что верно, то верно: не только пиво, но еше и его приготовление. Впрочем, современное пиво - и английское, и любое другое - готовится только промышленным способом, дома его, как правило, не варят. Дорожки браги и пива разошлись. А произошел этот раскол в 1516 г., когда герцог Вильгельм IV принял закон о чистоте пива. С тех пор и по сей день пиво в Европе варят из одних и тех же компонентов, в то время как брагу (на то она и самогон) готовят из всего, что окажется под рукой.

Где-где, а на Руси брагу оценили по достоинству. Долгое время «зелье» ставили на меду. На больших княжеских пирах мед подавали в больших чарах. Каждому в его черед предназначалась чара с медом; обнести чарой, т. е. не подать гостю мед в порядке очереди, считалось оскорблением со стороны хозяина. Хмельной мед был довольно крепким напитком, поэтому в чистом виде его пили не всегда, а обычно разбавляли водой. Разбавленный мед назывался сытой, а от того, что сыту подавали в конце обеда, и пошло гулять выражение «наесться досыта». Но кроме меда, пили на пирах в старину зелено вино и пиво пьяное, причем первым подавалось вино, за ним шло пиво и лишь затем следовал мед. Вино обычно подавалось с первыми блюдами или даже до еды, так сказать, для улучшения аппетита. Основными напитками поэтому были пиво-брага и завершавший трапезу мед, что и привело к появлению расхожей концовки в сказках и былинах - «мед, пиво пил, по усам текло, в рот не попало».

Выпивающий свою чарку говорил здравицу доброму хозяину и всем его домочадцам, а если случай был подходящим, то и честным гостям. Во многих странах в былые времена говорящему здравицу хозяин подносил жареный ломтик хлеба для закуски. Поскольку жареный кусок хлеба - это по-английски «тост», то от того обычая и повелось «произносить (говорить) тост» на застольях.

Когда человечество освоило брагу - неизвестно, но хорошо известно, с чего начиналось это освоение. Разумеется, с брожения. Освоение брожения было первой и на долгие столетия единственной победой человека над природой. Брожением называется процесс разложения сахара на этиловый спирт, воду и углекислый газ. Процесс этот осуществляется дрожжевыми грибками, которые, подобно остальным грибам, обладают способностью превращать сложные органические вещества в простые. Кстати, спирт - это продукт жизнедеятельности дрожжей. Все вокруг древнего человека портилось, гнило, бродило. Возможности выяснить, отчего это происходит, ни у кого не было, но выручили длительные наблюдения. Сейчас можно рассказать о дрожжах необычайно много. В пивоварении используются две разновидности дрожжевых грибков - сахаромицетов, описанных в 1883 г. датским ученым Эмилем Кристианом Хенсеном.

Главные требования, предъявляемые к разным сортам дрожжей из этих основных разновидностей, - это скорость брожения и количество образующихся хлопьев, выпадающих в осадок и после сгущения выводящихся из посуды (жбана), в которой готовится напиток. По степени завершенности брожения выявляют недобро-жение, нормальное (полное) переброжение и чрезмерное переброжение. От степени завершенности брожения зависит количество спирта и карбогидрата в напитке. В домашних условиях рекомендуется доводить напиток до нормального брожения. В производстве напитки доводят до разных степеней брожения, например многочисленные виды немецкого пива получаются при не-доброжении. Портер и английский эль изготавливаются в процессе чрезмерного переброжения.

Найден был дрожжам и заменитель. Это хмель, точнее, его шишечки, которые заливают водой и варят. Хмель обыкновенный - растение семейства коноплевых, произрастающее в европейской части России и в Западной Сибири. Растет он по оврагам, в сырых лесах-березняках. Шишки хмеля, его соплодия образуются при созревании женских соцветий, напоминающих колоски с листочками, покрывающими их, словно черепица. Созревание шишек в плоды происходит в августе-сентябре. В природе хмель встречается не так часто, как хотелось бы некоторым любителям спиртного, поэтому его выращивают на специальных плантациях, чтобы снабжать его «шишками» пивоваренную промышленность.

Растение используют в пивоварении, поскольку именно оно придает пиву специфический вкус, повышает его активность (крепит), т. е. делает пиво пивом: само по себе оно - очень слабый напиток. Удивительно, но при всем при этом никаким «хмельным» действием хмель не наделен.

А можно вместо дрожжей обойтись и простым горохом. Способы, как видите, разнообразны. У древних таковые способы были еше разнообразнее: хмель распространился по Европе благодаря его активному применению русскими пивоварами, а до того разные народы использовали другие травы: вереск, будру, пижму.

Виноделие также началось с изготовления домашних плодово-ягодных наливок. Существует красивая легенда о том, как впервые было приготовлено вино. Полубог Вакх, бродя по пустыне по каким-то своим делам, случайно натолкнулся на чахлое растеньице, погибавшее от засухи. Пожалел Вакх растение и взял с собой. А чтобы оно не погибло, воткнул его в птичью кость, подобранную неподалеку. Но растение стало расти у бога прямо в руках, и ему пришлось посадить его в большую львиную кость, найденную им в пути. Но чудесное растение все росло и росло, и тогда, обнаружив огромную кость осла, Вакх посадил в нее росток.

Наконец, путь завершен, Вакх оказался на родных плодородных землях. Там он хотел посадить свое растение и вдруг обнаружил, что корни ростка оплели кости птицы, льва и осла. Пришлось посадить росток вместе с костями. Прошло время, росток стал кустом, на нем появились ягоды. Вакх изготовил из этих ягод напиток и дал попробовать друзьям. Каково же было удивление бога, когда его друзья, выпив немного этого напитка, начинали петь, как птицы. Выпив больше, они осмелели и начали похваляться своей силой, как львы. Выпив еше больше, друзья глупели и низко опускали головы, как ослы.

Эта легенда пришла из древнегреческой мифологии. Древние греки были отличными виноделами, их вино сохранялось столетиями. Но сохранялось не для нас, конечно. Веселые изобретатели демократии любили хорошо выпить. Любимым занятием древнегреческой интеллигенции было устраивать симпозиумы. Так в те времена называли дружеские философские беседы в послеобеденное время. Друзья удобно располагались в тени портика, слушали хорошую музыку, обсуждали вопросы философии в компании с молодыми образованными женшинами и не забывали все это сопровождать возлияниями вина.

Платон, великий древнегреческий философ, написал о правилах употребления вина. Он считал, что начинать пить вино следует не ранее 20 лет, но весьма умеренно; после 60 лет можно пить без меры. А вот как закончилась жизнь Эпикура, верившего, что смысл бытия в наслаждениях: чувствуя приближение смерти, Эпикур выпил кубок вина, чтобы встретить смерть весело и без боли. Знатоки виноградарства и виноделия, греки презирали пиво, называя его варварским напитком. Такой же позииии по этому вопросу придерживались древние римляне, хотя и относились к пиву терпимее. Например, они посвятили пиво богине Церере, а потому называли пиво Ceres, откуда и произошли названия пива в испанском Cerveza и итальянском Cervisia.

Римляне известны своими оргиями с возлияниями вина - вакханалиями, праздниками, посвященными богу Вакху, которого объявили богом виноделия. Из Древнего Рима пришло крылатое выражение «In vino veritas» («Истина в вине»). Не будем выяснять, где же она, истина, но лучше запомним, что пить до превращения в осла не нужно. Впрочем, как говорил один веселый алкоголик: «Но если истина в вине, то часть ее уже во мне…»

Во времена племенной жизни пьянство считалось позором, как и обжорство. Человек должен во всем знать меру. Поэтому не поймите, читатель, превратно наши слова о чрезвычайной любви к крепким напиткам древних народов. Поклонялись в те далекие времена как раз не «зеленому змию», а еше одному полезному пищевому продукту и лекарственному препарату. Все полезное воспринималось в древнем мире с уважением, порождало культы. Пиво почиталось древними как сильнодействующее лекарство. Шумеры пять тысяч лет назад лечили пивом зубную боль. В средние века пиво рекомендовалось для выведения камней из почек и для приготовления косметических масок, омолаживающих кожу лица. А в XVIII-XIX вв. пивом запивали почти все лекарства по настоянию врача. Так что пиво, лаже самодельное, можно и нужно уважать.

Раз уж зашла речь о культуре пития, которой очень многим из нас недостает, то необходимо напомнить, что древние строго соблюдали застольные традиции, а пили всего-навсего домашний самогон. Шумеры, например, пили пиво через соломинку, как мы сегодня - коктейль. Большинство современных домашних пивоваров уверены: самодельные напитки не заслуживают серьезного отношения. Это связано с ужасаюше низким качеством самодельной бражки. Но в этой книге вы найдете рецепты изготовления в домашних условиях первоклассных напитков, не уступающих по вкусу заводскому «жидкому золоту». Таковыми были и предшественники нынешних самогонов - самодельные домашние настойки, которые различались на пищевые (ими запивали еду), сладкие (такими угощали друзей) и лекарственные (с добавлением полезных для здоровья компонентов). Качество этих напитков несомненно было очень высоким. Об этом свидетельствуют и дошедшие до нашего времени старинные рецепты, об этом же говорит и пристрастие древних к здоровому образу жизни.

Вещества.

Основные этапы технологического процесса

Самогон и водка

С точки зрения технологического процесса самогон является продуктом кустарной дистилляции браги. Современная водка дистиллятом не является, так как производится из спирта, полученного методом ректификации в колонне, в отличие от напитка, изготавливавшегося с XVI до конца XIX - начала XX века в перегонных кубах и называвшегося в те времена хлебным вином, простым вином, трехпробным вином, горячим вином, пенником, полугаром .

Слово самогон

До революции 1917 г. нелегально производимые напитки назывались «корчма» . Впервые слово «самогон» в значении кустарно произведенного в домашних условиях дистиллята в письменных источниках появилось в 1917 году. Ещё в середине 19 века слово «самогон» означало добычу зверя погоней, преследованием самим охотником, лесником, на ногах или на лыжах (не собаками, не верхом) . После революции произошла подмена понятий и «корчму» стали называть «самогонкой». Поэтому слово «самогон» в современном понимании этого слова довольно молодое.

Разновидности самогонных аппаратов

Принцип работы их заключается в дистилляции, при которой в одной ёмкости (перегонный куб) брага нагревается, а смесь пара, которая выделяется при этом, конденсируется посредством охлаждения и оседает в другой ёмкости в виде готового продукта. Для того чтобы получить чистый спирт в домашних условиях, классического самогонного аппарата недостаточно, поскольку для этого необходим процесс ректификации при помощи ректификационных колонн.

Опасность кустарного производства

Получение в домашних условиях качественных и условно безопасных для здоровья перегонных алкогольных напитков не всегда возможно в силу следующих причин:

  1. При нагреве браги в процессе перегонки происходит термический крекинг тяжёлых органических веществ - сахаров , белков и т. д., в результате чего образуется множество лёгких летучих органических соединений, в том числе и ядовитых, таких как метиловый спирт . Для полного удаления из браги тяжёлых веществ необходимо неукоснительное соблюдение технологии дистилляции, которое нельзя заменить, например, многократным вымораживанием и химическим осаждением в кустарных условиях. Рекомендуется избавляться от первой фазы перегонки (2-8 % всего объёма) (в народе «первак» или «первач ») ввиду повышенного содержания в ней метанола.
  2. Хотя температура кипения вещества при заданном давлении строго определена, его активное испарение происходит и при меньших температурах. Так что даже если поддерживать температуру браги равной температуре кипения спирта, всё равно вместе с ним испарится немало таких компонентов, как сивушные и эфирные масла. Очищения добиваются повторной дистилляцией или ректификацией. Метод многоступенчатой дистилляции частично устраняет описанные выше проблемы.

Юридические аспекты самогоноварения

Во многих странах мира изготовление и сбыт самогона запрещены, а также преследуются законом . Так, в СССР Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1948 года за изготовление и хранение самогона с целью сбыта, а также изготовление и сбыт с целью промысла аппаратов, служащих для изготовления самогона, была введена уголовная ответственность - заключение в исправительно-трудовой лагерь на срок от 6 до 7 лет с конфискацией имущества; за изготовление самогона без цели сбыта - лишение свободы на срок от одного до двух лет с конфискацией самогона и предметов его изготовления .

Действующее законодательство Российской Федерации не запрещает изготовление самогона, равно как и других алкогольных напитков, для личного потребления. Из числа административных правонарушений самогоноварение было исключено в 2002 году. Более того, самогонные аппараты производятся для нужд населения в промышленных масштабах и находятся в легальной продаже .

Изготовление же спиртных напитков для продажи, в том числе и самогона, подлежит лицензированию согласно Закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Поэтому продажа самогона без лицензии является нарушением части второй статьи 14.1 КоАП РФ от 30.12.2001 «Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно».

Самогон в разных странах и на разных языках

См. также

Напишите отзыв о статье "Самогон"

Примечания

Литература

  • Крепкие напитки. Ред.-сост. Е. Г. Малёнкина, 2003. ISBN 5-17-020789-1

Отрывок, характеризующий Самогон

Генерал Компан двинется чрез лес, чтобы овладеть первым укреплением.
По вступлении таким образом в бой будут даны приказания соответственно действиям неприятеля.
Канонада на левом фланге начнется, как только будет услышана канонада правого крыла. Стрелки дивизии Морана и дивизии вице короля откроют сильный огонь, увидя начало атаки правого крыла.
Вице король овладеет деревней [Бородиным] и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Морана и Жерара, которые, под его предводительством, направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками армии.
Все это должно быть исполнено в порядке (le tout se fera avec ordre et methode), сохраняя по возможности войска в резерве.
В императорском лагере, близ Можайска, 6 го сентября, 1812 года».
Диспозиция эта, весьма неясно и спутанно написанная, – ежели позволить себе без религиозного ужаса к гениальности Наполеона относиться к распоряжениям его, – заключала в себе четыре пункта – четыре распоряжения. Ни одно из этих распоряжений не могло быть и не было исполнено.
В диспозиции сказано, первое: чтобы устроенные на выбранном Наполеоном месте батареи с имеющими выравняться с ними орудиями Пернетти и Фуше, всего сто два орудия, открыли огонь и засыпали русские флеши и редут снарядами. Это не могло быть сделано, так как с назначенных Наполеоном мест снаряды не долетали до русских работ, и эти сто два орудия стреляли по пустому до тех пор, пока ближайший начальник, противно приказанию Наполеона, не выдвинул их вперед.
Второе распоряжение состояло в том, чтобы Понятовский, направясь на деревню в лес, обошел левое крыло русских. Это не могло быть и не было сделано потому, что Понятовский, направясь на деревню в лес, встретил там загораживающего ему дорогу Тучкова и не мог обойти и не обошел русской позиции.
Третье распоряжение: Генерал Компан двинется в лес, чтоб овладеть первым укреплением. Дивизия Компана не овладела первым укреплением, а была отбита, потому что, выходя из леса, она должна была строиться под картечным огнем, чего не знал Наполеон.
Четвертое: Вице король овладеет деревнею (Бородиным) и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Марана и Фриана (о которых не сказано: куда и когда они будут двигаться), которые под его предводительством направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками.
Сколько можно понять – если не из бестолкового периода этого, то из тех попыток, которые деланы были вице королем исполнить данные ему приказания, – он должен был двинуться через Бородино слева на редут, дивизии же Морана и Фриана должны были двинуться одновременно с фронта.
Все это, так же как и другие пункты диспозиции, не было и не могло быть исполнено. Пройдя Бородино, вице король был отбит на Колоче и не мог пройти дальше; дивизии же Морана и Фриана не взяли редута, а были отбиты, и редут уже в конце сражения был захвачен кавалерией (вероятно, непредвиденное дело для Наполеона и неслыханное). Итак, ни одно из распоряжений диспозиции не было и не могло быть исполнено. Но в диспозиции сказано, что по вступлении таким образом в бой будут даны приказания, соответственные действиям неприятеля, и потому могло бы казаться, что во время сражения будут сделаны Наполеоном все нужные распоряжения; но этого не было и не могло быть потому, что во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено.

Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut ete changee. [и облик мира изменился бы.] Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека – Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека – Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26 го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно.
Ежели от воли Наполеона зависело дать или не дать Бородинское сражение и от его воли зависело сделать такое или другое распоряжение, то очевидно, что насморк, имевший влияние на проявление его воли, мог быть причиной спасения России и что поэтому тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24 го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России. На этом пути мысли вывод этот несомненен, – так же несомненен, как тот вывод, который, шутя (сам не зная над чем), делал Вольтер, говоря, что Варфоломеевская ночь произошла от расстройства желудка Карла IX. Но для людей, не допускающих того, чтобы Россия образовалась по воле одного человека – Петра I, и чтобы Французская империя сложилась и война с Россией началась по воле одного человека – Наполеона, рассуждение это не только представляется неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому. На вопрос о том, что составляет причину исторических событий, представляется другой ответ, заключающийся в том, что ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное.
Как ни странно кажется с первого взгляда предположение, что Варфоломеевская ночь, приказанье на которую отдано Карлом IX, произошла не по его воле, а что ему только казалось, что он велел это сделать, и что Бородинское побоище восьмидесяти тысяч человек произошло не по воле Наполеона (несмотря на то, что он отдавал приказания о начале и ходе сражения), а что ему казалось только, что он это велел, – как ни странно кажется это предположение, но человеческое достоинство, говорящее мне, что всякий из нас ежели не больше, то никак не меньше человек, чем великий Наполеон, велит допустить это решение вопроса, и исторические исследования обильно подтверждают это предположение.
В Бородинском сражении Наполеон ни в кого не стрелял и никого не убил. Все это делали солдаты. Стало быть, не он убивал людей.
Солдаты французской армии шли убивать русских солдат в Бородинском сражении не вследствие приказания Наполеона, но по собственному желанию. Вся армия: французы, итальянцы, немцы, поляки – голодные, оборванные и измученные походом, – в виду армии, загораживавшей от них Москву, чувствовали, что le vin est tire et qu"il faut le boire. [вино откупорено и надо выпить его.] Ежели бы Наполеон запретил им теперь драться с русскими, они бы его убили и пошли бы драться с русскими, потому что это было им необходимо.
Когда они слушали приказ Наполеона, представлявшего им за их увечья и смерть в утешение слова потомства о том, что и они были в битве под Москвою, они кричали «Vive l"Empereur!» точно так же, как они кричали «Vive l"Empereur!» при виде изображения мальчика, протыкающего земной шар палочкой от бильбоке; точно так же, как бы они кричали «Vive l"Empereur!» при всякой бессмыслице, которую бы им сказали. Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l"Empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве. Стало быть, не вследствие приказания Наполеона они убивали себе подобных.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх