Можно ли православным есть продукты халяль. Можно ли православному христианину употреблять в пищу продукты, имеющие гриф «халяль», не грех ли это? Магазины с халяльной едой

От редакции : Эту статью протоиерей Андрей Новиков прислал нам в редакцию, сопроводив следующим письмом, которое важно для понимания обстоятельств появления публикуемой статьи, поэтому его стоит привести: «Ув. редакция " "! У Вас . В связи с тем, что на эту статью мною в свое время был дан о. Д. Дунаеву ответ, думаю, было бы честным дать и мою статью, на которую, кстати, сам о. Д. Дунаев прореагировал следующим образом: "Христос воскресе! Дорогой отец Андрей! Я по-своему рад, что Вы воскресили эту погребённую в архивах Форума тему! Но все, в том числе и я, давно уже поостыли и позабыли эту дискуссию! Евреи себе мирно хрумтят кошерной пищей, а мы, показывая им язык, прочитав "Отче наш", едим свинину! А Ваша статья очень интересна и заслуживает внимания! В ней ни к чему не придерёшься, но иногда в жизни не всё складывается канонически, ведь и кодификация канонов давно уже не проводилась, меня по канонам давно пора лишить сана за нарушения канонического возрастного ценза - рукоположения в иереи раньше 30 лет. Спасибо за хорошее обличение! С любовью о Господе, Д.Д."».

Прежде, чем рассматривать статью о. Дионисия Дунаева, с которым я знаком достаточно давно, считаю необходимым вспомнить о том, что такое «кошерная пища» в понимании современного талмудического иудаизма.

Именно так - современного. Ибо в древнем иудаизме, как справедливо замечает автор статьи «Как относиться к кошерной пище?», под кошерным подразумевалось «дозволенное в употребление для евреев», т.е. вся та пища, которая выделялась во времена Ветхого Завета как «чистая». Сюда входили различные виды животных, мясо которых израильтяне могли вкушать в отличие от мяса животных «нечистых». Но, к сожалению, автор упомянутой статьи, практически, совершенно игнорирует новый смысл кошерной продукции, придаваемый ей в наши дни. Лишь в самом последнем абзаце он замечает: «Пометка «кошерный продукт» стоит... из коммерческих соображений. Любая солидная компания хочет привлечь к своей продукции максимальное число покупателей, и с этой целью, возможно, даже платит синагоге, чтобы та признала упоминаемую продукцию пригодной в употребление иудеям...».

Итак, мы видим, что «кошерная» продукция сегодня - не просто определенные виды пищи, разрешенные в употребление Моисеевым Законом. Различие кошерной пищи от некошерной уже не заключается в различии «чистой» говядины от «нечистой» свинины. Бывает и говядина «нечистая», запрещенная, «некошерная».

Суть кошерной продукции состоит в том, что производящая ее компания платит с каждой проданной единицы своего товара налог в пользу разных иудаистских раввинистических организаций. В частности, 80% от мирового «кошерного» сбора поступает на содержание Союза Ортодоксальных Еврейских Конгрегаций. То есть любой кошерный продукт изначально направлен на поддержку талмудического иудаизма. В этом его суть. А это значит, что, уже хотя бы по этой причине, такой продукт религиозен. Деньги, заплаченные за него, являются заведомым пожертвованием на чужую, враждебную Православию, религию. Поэтому совершенно неуместно сравнение о. Дионисия: дескать, как проверишь бензин, который заливаешь в бак своей машины - а вдруг он из какой-нибудь исламской страны? Здесь на лицо явное нарушение законов логики, подмена предмета разговора. Ведь речь идет совсем не о вероисповедании производителя...

Но есть еще и другой аспект. Вот, что пишет американская газета «Truth at Last» (N 340) о контроле за производством кошерной продукции: «Группа раввинов-специалистов посещает завод-производитель и составляет подробный отчет относительно деталей производства по каждому из специально предусмотренных пунктов. При этом производителю иногда приходится изменить состав компонентов, чтобы обеспечить их соответствие кошерным нормам, иногда должно быть закуплено новое оборудование». Таким образом, даже сама технология производства кошерной пищи должна быть выдержана в строгих рамках талмудических предписаний. Думается, комментарии излишни - мы имеем дело с иудейским религиозным продуктом.

Насколько я понял о. Дионисия, он призывает православных христиан не испытывать никаких сомнений насчет употребления кошерной пищи - в этом нет никакого греха. Удивительно, что это звучит из уст православного священника, который первым должен оберегать своих чад духовных от всякого соблазна и быть блюстителем святых канонов Православной Церкви. Кстати, о канонах. Во всей рассматриваемой статье не найдешь ни одной ссылки ни на каноны, ни на слова или примеры святых отцов...

Есть ли в каноническом праве Святой Церкви какое-либо указание, которое могло бы дать четкий ответ на обсуждаемый вопрос? Да, есть. Вот что читаем в 70 правиле святых апостолов: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Понятно, что в апостольские времена не было кошерной пищи в современном понимании этого слова. Но дух правила ясен: под страхом извержения из сана (для священно- и церковно-служителей) и анафемы (для мирян) запрещается не только вкушать, но даже принимать (что делаем мы, если покупаем кошерное) любой религиозный иудейский продукт.

А 11 канон VI Вселенского Собора, под той же угрозой извержения-отлучения, запрещает не то что жертвовать на содержание талмудистов с их синагогами и антихристианскими учреждениями, но даже «вступать в содружество с ними»!

В начале статьи «Как относиться к кошерной пище?» ее автор сокрушается: как это могут по храмам Киева вывешивать объявления, осмеливающиеся не только запрещать верующим употреблять «кошерные продукты», но даже безграмотно именовать «кошерное» жертвенным? Более того, некоторые даже называют такие продукты идоложертвенными!

Безусловно, нельзя говорить о том, что кошерная продукция окропляется кровью жертвенных животных, а тем более, что она является идоложертвенной. Тут можно согласиться с автором рассматриваемой статьи. Но, с другой стороны, кошерную пищу в определенном смысле можно назвать жертвенной, потому что покупка ее - жертва на синагогу. Да и, в духовном смысле, продукцию эту можно сравнить с идоложертвенной. Что идольские жертвы, что нечестивые иудейские «плоды» - согласно святым канонам, одинаково оскверняют человека и ведут его в погибель. Но и с этим не согласен автор обсуждаемой статьи. Добрая половина ее посвящена доказательству того, что «вкушать можно любую пищу», в том числе и идоложертвенную.

Автор исходит из того, что «христианство лишено примитивных магических представлений, единственным субъектом этической жизни личности является совесть». С этим, разумеется, никто не спорит. Понятно, что оскверняет христианина не кусок мяса сам по себе, а его посвященность демонам: когда человек вкушает пищу, зная, что она идоложертвенна, он впадает в тяжкий грех и его совесть уже не может быть чиста ни перед Богом, ни перед теми людьми, губительный пример которым он подает.

Не к чему и приводить в подтверждение допустимости вкушения идоложертвенной пищи 8 и 10 главы 1 послания святого апостола Павла к Коринфянам. Они заключают очень тонкое богословие, и понимать их содержание как принципиальное одобрение вкушения идоложертвенного - значит уподобляться протестантам, именно так, прямолинейно и по собственному разумению, толкующим Священное Писание.

Толкованию указанных мест пришлось бы посвятить не одну страницу, т.е. написать отдельную работу. Сейчас же лишь хотелось бы заметить, что любое толкование любых отрывков из Библии должно находиться в контексте всего учения и традиции Святой Православной Церкви. Вот лишь два небольших примера, не оставляющих и тени сомнения относительно того, как христианин (а тем более священнослужитель) должен относиться к идоложертвенной пище и чем она является для него.

Прежде всего - голос Священного Писания. В 15 главе книги Деяний святых апостолов повествуется об Апостольском Соборе, созванном для решения вопроса о необходимости христианам из язычников соблюдать Закон Моисеев. В решениях этого Собора, в частности, говорится: «Ибо угодно Духу Святому и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда...» (Деян. 15, 28-29). Итак, воздержание от идоложертвенного перечисляется среди самого необходимого для христианина, а невоздержание, соответственно, приравнивается к блуду (ибо первое - блуд духовный)! Это является волей Господа Святого Духа, которую никто не может отменить. Очень ярко выражается великий отец и учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст в своем толковании приведенного текста книги Деяний: «Хотя это касается предметов телесных, но необходимо воздерживаться от них, потому что они производили великое зло».

Второй пример - житие святого великомученика Феодора Тирона. В нем описывается случай, произошедший во времена нечестивого императора Юлиана Отступника (361-363), возомнившего было реанимировать язычество в Римской Империи. Дадим слово житию:

«... Сей нечестивый царь замыслил тайно осквернить христиан. Он знал, что в первую седмицу великого поста христиане соблюдают особенную чистоту... И вот он призвал к себе константинопольского градоначальника и повелел ему, ежедневно в продолжение первой седмицы, осквернять припасы, продаваемые на торжищах, кровью идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны воздерживаться. Приказание царя было исполнено... Но Всеведущий Господь... послал к константинопольскому архиепископу... святого страстотерпца Своего Феодора, за много лет пред тем пострадавшего за Христа и пребывавшего во славе в небесном царствии. Святой Феодор явился... наяву и сказал:
«Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем православным, чтобы никто из них не покупал на торжищах яств, ибо они, по приказанию нечестивого царя, осквернены идоложертвенной кровью... Дай им коливо, ты избавишь их от затруднений!»».

Архиепископ так и поступил, и, таким образом, православные христиане были сохранены от осквернения.

Мы видим, что вкушение (даже невольное!) идоложертвенной пищи называется прямо осквернением, что такая пища является оскверненной, и что, принимая ее, христианин становится некоторым образом причастным к самим идольским жертвам, «от которых христиане всегда обязаны воздерживаться».

О всем великом значении описанного эпизода жития святого Феодора Тирона говорит следующее. Во-первых, для того, чтобы уберечь свое верное стадо даже от неведомого ему вкушения идоложертвенного, Господь сверхъестественным, чудесным образом воспрепятствовал осквернению христиан, послав к ним на землю Своего великого угодника (что, согласитесь, происходит не часто). А во-вторых, в память описанного события в Церкви был установлен особый чин освящения колива в каждую первую субботу Великого Поста. Чин этот совершается и поныне, о нем хорошо знают практически все православные христиане. Из года в год повторяя его, священник, если угодно, сакраментально отвергает идоложертвенное.

Подводя итог всему сказанному, с особой настойчивостью хочется повторить: любые построения и рассуждения, касаются ли они вопросов богословских, или церковной практики, необходимо строить на твердом фундаменте неповрежденного свято-отеческого Православия, ни на йоту не отступая от истинного понимания Священного Писания, от Божественных канонов, дорожа всей полнотой данной нам Богом Церковной Традиции.

Протоиерей Андрей Новиков , кандидат богословия, секретарь Одесского епархиального управления

Халяльной или кошерной пищей называется пища, которая разрешена для употребления соответственно в исламе или иудаизме. А вот можно ли ее есть православным христианам? Давайте разберемся.

Что такое «халяль» и «кошер»?

Слово «халяль» происходит от арабского «al-halal», что означает «разрешенное». В основном это понятие у мусульман относится к мясу. Например, ислам запрещает употреблять в пищу свинину, мясо с кровью, мясо животных, умерших своей смертью или тех, кого забивали, не произнося при этом имени Аллаха. Также нельзя есть мясо наземных хищников – например, тигра или волка, животных, которых задушили. Под запретом находится и употребление некоторых частей тел животных, таких, как гениталии, эндокринные железы, желчный пузырь.

Кошерной (кашерной) пищей в иудаизме называется еда, соответствующая кашруту – системе ритуальных правил, в свою очередь, соответствующих заповедям Торы. Так, в пищу разрешается употреблять мясо травоядных животных, являющихся одновременно жвачными и парнокопытными. Это, например, коровы, овцы, козы. А вот мясо свиньи, зайца или верблюда запрещено. Что же касается птицы, то по традиции иудеи употребляют в пищу только домашних птиц – кур, уток, гусей, индеек и голубей. Забой скота и птицы тоже должен производиться с соблюдением множества правил. Кровь употреблять в пищу запрещено, поэтому мясо перед использованием избавляют от крови. Рыба считается кошерной, если у нее есть чешуя и плавники. Поэтому некоторые виды рыб (сом, осетр, угорь, акулы) не кошерны, и их икра тоже. Не кошерны также киты и дельфины, так как они не имеют чешуи, любые моллюски и ракообразные, поскольку у них нет ни чешуи, ни плавников. Категорически запрещено есть насекомых, земноводных и пресмыкающихся (Тора называет их шерец – «нечисть»).

Сегодня в России нередко можно встретить в продаже продукты с маркировкой «кошер» или «халяль». Причем продаются они не только в специализированных торговых точках. Многих православных интересует, можно ли покупать и есть такие продукты.

«Идоложертвенное»

Вот мнение иерея Иоанна Севастьянова: «Те или иные

процедуры и обряды, которые совершаются при приготовлении этой ритуальной пищи, связаны с соответствующим вероисповеданием - исламским или иудейским. И то и

другое исповедание является крайне враждебным к христианству. Любая вражда ко Христу идет от диавола. Поэтому, все предметы, которые «освящаются» в этих

известно, что над ними были совершены те или иные нехристианские ритуалы, нам принимать в пищу нельзя... Но с другой стороны, если нам ничего не объявляется о происхождении продуктов, и мы не знаем, были ли над ними совершены те или иные ритуальные действия, то они

допускаются к употреблению христианами в пищу: «Все, продаваемое на торгу, ешьте»!

«Духовная опасность»

В свою очередь, иеромонах Иов (Гумеров) считает, что «предписания о кашерной пище… не более как исполнение ритуальных правил, основанных на ветхозаветных обрядах». «Новый Завет отменил все предписания относительно пищи, - констатирует священнослужитель. - Это было закреплено Апостольским Собором в Иерусалиме (см.: Деян. 15: 6–29). Запрещалось только употреблять в пищу кровь и удавленину. Запрещение христианам вкушать кровь подтвердил 67-м правилом VI Вселенский Собор (680–681)… Поскольку приготовление кошерной пищи не выходит за пределы ветхозаветных обрядов, для нас, христиан, вопрос о кашерности или некашерности той или иной пищи не имеет абсолютно никакого значения. Мы можем с молитвой вкушать ее, как и любую другую пищу.

Несколько иных взглядов придерживается протодиакон Димитрий Цыплаков: «Еврейский “кашрут” и исламский “халяль” не является идоложертвенной пищей… Я думаю, нет какого-то специального запрета на ее вкушение... Но в стремлении покупать эту пищу есть духовная опасность».

Цыплаков имеет в виду, что халяльные и кошерные продукты часто являются более качественными, чем обычные, считаются экологически чистыми, полезными для здоровья. И это может навести на мысль, что другая религия лучше христианской.

Большинство же священников придерживаются мнения, что православному христианину следует вкушать халяльную или кошерную еду, только если нет возможности приобрести другие продукты или он находится в гостях у мусульман (иудеев) и другой еды там нет. Также ему не следует покупать эти продукты в мечети или синагоге.

По этой же теме:

Почему евреям запрещено есть одновременно молочное и мясное Что запрещается есть православным даже не в пост Какое мясо запрещается есть православным даже не в пост

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 16.04.2015 12:26:26

Ирина, г. Липецк

Можно ли православному христианину употреблять в пищу продукты, имеющие гриф «халяль», не грех ли это?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте! Мой вопрос к вопросу «Можно ли православному христианину употреблять в пищу продукты, имеющие гриф «халяль», не грех ли это?». При производстве этих продуктов производится молитвенное возношение духовного представителя этой организации, не только единожды, возможно и каждый день.

Христос воскресе, Ирина. Комитет по стандарту «Халяль» при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан был создан в 2005 году для осуществления контроля производства и реализации халяльной продукции. В этот же год Комитетом были разработаны «Общие требования по производству и реализации продукции маркированной «халяль». В этом документе определены требования как к сырью, используемому при производстве продуктов «Халяль», так и к персоналу, производственным помещениям, транспортным средствам, инструменту, спецодежде, упаковке и маркировке, а также и требования к порядку освидетельствования на предмет соответствия продукта нормам Ислама.

21 сентября 2009 года Федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии России зарегистрировало «Систему добровольной сертификации продукции и услуг на соответствие канонам Ислама — Система Халяль (Halal)» (номер регистрации: РОСС RU.K587.04 ИХ01) и знак соответствия, которые разработали Комитет по стандарту «Халяль».

В этом стандарте ничего не говориться об молитвенном возношении духовного представителя организации ни единожды, ни, тем более, каждый день.

Моментом, который может вызвать спор, является момент забоя животного, который должен совершаться с произнесением слов: «Бисмиллях, Аллаху акбар» («С именем Аллаха, Аллах велик!»). Но, при этом, халяльное мясо идоложертвенным в библейском понимании не является. Мусульмане приносят в жертву животных в определённое для этого время, читая ряд молитв и выполняя ритуальные действия. При производстве халяльного мяса этих действий не совершается, как и не произносятся те молитвы, которые совершаются при жертвоприношении. Например, при жертвоприношении нужно, чтобы животное лежало на левом боку и направление его головы тоже определено. Для производства разрешенного мусульманам мяса этого не требуется.

Убой животных для производства халяльного мяса должен совершаться совершеннолетним, в здравом уме, как правило, мусульманином, независимо от национальности. Но допускается забивание животного и представителями других вероисповеданий, при условии, что они веруют в Единого Бога — т.е. иудеями и христианами.

Человек, осуществляющий забой животного или руководящий процессом забоя, одновременно с перерезанием основных шейных артерий должен произнести фразу: «Бисмиллях, Аллаху акбар» или более короткий вариант: «Бисмиллях», либо просто произнести по-русски: («С Богом!»). Каких-то молитвенных возношений не требуется.

На кондитерских изделиях пометка «халяль» означает, что при приготовлении не использовался свиной жир.

Чтобы совесть Ваша была чиста, лучше вкушать халяльную еду только, если нет возможности купить другую пищу (или если вы находитесь в гостях у мусульман), и еда не куплена в мечети (имеется в виду, что сам православный не должен покупать еду в мечети). И, конечно же, пища вкушается только после молитвы и крестного знамения (что принято для любой пищи). В подобных случаях не стоит смущаться и бояться вкушать данную еду.

На вопрос Можно ли халялльную продукция употреблять в пищу Христианам? заданный автором Просиять лучший ответ это Христианину можно все!
Тит. 1:15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
1Кор. 8:8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
Иоанн Христов
Просветленный
(27291)
Я еще раз отвечу:
1Кор.10:25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Можно ли халялльную продукция употреблять в пищу Христианам?

Ответ от работа.ру плиточников [гуру]
Можно, только-дорого.


Ответ от Носок [гуру]
не в пище Бог


Ответ от Невропатолог [гуру]
херня


Ответ от руслан закиров [активный]
да можна. Кушайте на здоровье


Ответ от Пользователь удален [гуру]


Ответ от Pohomius [гуру]


Ответ от Олег@тор [гуру]


Ответ от Андрей ® [гуру]


Ответ от Caид Нургали [гуру]


Ответ от Brevis [гуру]


Ответ от Joric Hixos [гуру]
в природе нет ничего запретного или недозволенного. Зечем обращать внимание на писанину каких то "теоретиков" прошлого?
Пища бывает полезной либо неполезной. полезная пища это - видовая пища (то бишь для приматов) Почитайте Шаталову или посмотрите и все станет ясно.
Все остальные доводы полнейшая ерунда.
PS В скором времени китайцы научат есть все "кроме луны и тени от луны" 😀


Ответ от Леaни [гуру]


Ответ от Ксения Романова [новичек]


Ответ от Куздра Нечуй-Левитский [гуру]
Руководствоваться словами апостола Павла об идоложертвенном.
Мы знаеи, что ислам и иудаизм - искаженные религии, халяль и кошер для нас ничто, всё освящать молитвой Христу и благословением крестом, но, если брат мой соблазняется от того, что я ем халяльные продукты, то лучше ради брата я не буду вкушать халяльное, чтобы он не подумал, что я мусульманин...


Ответ от хайас [гуру]
Все, что на торгу еште без страха. только с благодорением.
Нельзя лишь есть идоложертвенного, что б не совратить братьев по вере.


Ответ от Бек [гуру]


Ответ от Владимир Поболь [гуру]
КОШЕРНОЕ... мне как то это мало о чем говорит.. .
Упала на спину свинья, Копыта вытянула вверх: Глядите, я – кошерная, Такие формы не у всех. Геннадий Сергиенко БАРДЫ РУ Кошерная свинья
ьОн так мал, что, наверно, Написал все неверно, Сам не знал, что кошерно, Что запрещено! Раби Зрахия бен Ицхак гa-Леви Геронди (ХII век, Прованс) . Перевод Р. Торпусман


Ответ от Пан Философ [новичек]


Ответ от Brevis [гуру]
ну все... скоро на конфетах уже будут писать... только для мусульман....


Ответ от Олег@тор [гуру]
закусить айгуль коньячок будет самое То!


Ответ от Андрей ® [гуру]
христианам ничего нельзя! и даже нельзя - тоже нельзя


Ответ от Caид Нургали [гуру]
Можно. Питаясь халяльной пищей и с "Бисмиллах" - люди перестают кормить своего ненасытного демона. Никаких специальных диет не надо, чтоб похудеть.


Ответ от Пользователь удален [гуру]
конечно, можно, и даже полезно


Ответ от Pohomius [гуру]
Человека оскверняет то, что от него исходит, а не то, что он потребляет.


Ответ от работа.ру плиточников [гуру]
Можно, только-дорого.


Ответ от Алексейка [гуру]
не в пище Бог


Ответ от Инквизитор [гуру]
херня


Ответ от руслан закиров [активный]
да можна. Кушайте на здоровье


Ответ от Joric Hixos [гуру]
в природе нет ничего запретного или недозволенного. Зечем обращать внимание на писанину каких то "теоретиков" прошлого? Пища бывает полезной либо неполезной. полезная пища это - видовая пища (то бишь для приматов) Почитайте Шаталову или посмотрите

Ответ от Леaни [гуру]
Винопитие запрещено православием, именно поэтому церковь отделена от государства.


Ответ от Ксения Романова [новичек]
Фимоз и долбославие головного мозга.


Ответ от Куздра Нечуй-Левитский [гуру]
Руководствоваться словами апостола Павла об идоложертвенном. Мы знаеи, что ислам и иудаизм - искаженные религии, халяль и кошер для нас ничто, всё освящать молитвой Христу и благословением крестом, но, если брат мой соблазняется от того, что я ем халя


Ответ от Путник Путник [гуру]
В Евангелиях Иисус Христос учит, что ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его в глазах Бога. Человека оскверняет то, что исходит изнутри, потому что все, что исходит из уст – исходит из сердца, и подобные злые помыслы делают общение с Бог


Ответ от Пан Философ [новичек]
Вы христианка - сами и разбирайтесь, какая продукция халяльная, какая не халяльная. Меня больше интересует, в каком времени в артиссенциях употребляются тетраметрические аффирмации. Я понятно излагаю?


Ответ от Бек [гуру]
Нет, зарастёт последняя извилина.


Ответ от Владимир Поболь [гуру]
КОШЕРНОЕ... мне как то это мало о чем говорит.. . Упала на спину свинья, \Копыта вытянула вверх: \Глядите, я – кошерная, \Такие формы не у всех. Геннадий Сергиенко БАРДЫ РУ Кошерная свинья ьОн так мал, что, наверно, \Написал все неверно,


Ответ от хайас [гуру]
Все, что на торгу еште без страха. только с благодорением. Нельзя лишь есть идоложертвенного, что б не совратить братьев по вере.


Ответ от Путник Путник [гуру]
В Евангелиях Иисус Христос учит, что ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его в глазах Бога. Человека оскверняет то, что исходит изнутри, потому что все, что исходит из уст – исходит из сердца, и подобные злые помыслы делают общение с Богом невозможным.
Учение Христа приведено в контексте спора относительно иудейских законов о пище. Эти законы запрещают иудеям есть определенную пищу и принимать ее от не иудеев, потому что они считают их «нечистыми» . Но, сказав, что пища не может осквернить стоящего перед Богом, Иисус (согласно Мк. 7:19) объявил всякую пищу «чистой» . Его ученики могут есть любую пищу и это не осквернит их.
1 КОРИНФЯНАМ 8 – 10
В этих главах апостол Павел отвечает на споры, возникшие между христианами Коринфа относительно употребления в пищу идоложертвенного. Некоторые из них утверждали, что это поклонение другим богам. Другие заявляли, что иных богов нет, и поэтому они могут свободно участвовать в языческих празднованиях, во время которых совершалось жертвоприношение идолам.
Павел соглашается с тем, что «идол в мире ничто» и пища, преподносимая им, не имеет религиозного значения. Земля и все, что ее наполняет, принадлежит Богу, а значит и пища от Него и поэтому не может быть оскверненной.
Но Павел также говорит о конкретных случаях, когда нельзя употреблять в пищу идоложертвенное. Недопустимо участвовать в праздновании, если они проходят в языческом храме, так как подношение идолам на самом деле подразумевает подношение бесам, которые стоят за этим ритуалом. Вкушать пищу в подобной обстановке означает дружить с бесами.
На самом деле, ничто не может быть нечистым само по себе. Но если человек считает что-то нечистым, то для него это так и есть. Если, употребляя мясо, мы принуждаем других христиан делать то, что они считают неправильным, мы толкаем их к греху.
все, созданное Богом – хорошо, и, что Он позволяет принимать любую пищу с благодарением всем, кто знает истину. В нем также говорится, что ничто, полученное с благодарением, не должно быть отвергнуто, потому что освящено молитвой и Словом Божьим
Фоном для высказываний Иисуса были иудейские религиозные предписания. Он заложил принцип, согласно которому не пища оскверняет человека, а то, что внутри него самого. Таким образом, Он выступил против иудейской традиции различать пищу по религиозному признаку. Иисус Христос утверждает, что пища сама по себе не является негодной.
Павел подтверждает это в контексте язычества. Обычно мясо животного, убитого во время жертвоприношения в храме, поступало в открытую продажу на рынке и его мог купить кто угодно. И снова, Павел подтверждает принцип, что любая пища пригодна к употреблению.

Поводом для написания этой статьи стало удивление, вызванное объявлением-предупреждением, вывешенным на дверях одного из столичных православных храмов. На стандартном листе формата А-4 клир храма строго грозил отлучением от Церкви всех, кто будет покупать и употреблять в пищу кошерные продукты:

«Дорогие братья и сестры! В наших магазинах появилась продукция со знаком кошерности, а нам известно, что кошерные продукты — это продукты, освященные раввинами кровью жертвенных животных…». Далее следовали ссылки на правила святых отцов «О вкушении идоложертвенной пищи», согласно которым отведавших таковую отлучают от Церкви на срок от 4 до 6 лет.

Наверное, первое ощущение, возникающее у обывателя после прочтения этого воззвания — это растерянность и даже страх. У более сведущего человека — негодование и возмущение: вновь через обман, можно сказать «исподтишка» нас, православных, через осквернение от употребления «кошерных продуктов» хотят разлучить со Христом! И действительно, если бы всё написанное в листовке было истиной, инстинктивный гнев православного человека был бы справедлив. Но беда в том, что всё, что связано с инославием, а тем более с иудаизмом, большей части нашего населения мало известно. А если и есть какие-то базовые знания, то они зачастую не соответствуют действительности из-за сомнительности источников, из которых получены (В. В. Розанов, Л. И. Тихомиров, В. И. Даль и.т.д), вступая в противоречие со многими фактическими положениями иудаизма.

Чтобы прокомментировать удивление, сопровождавшее автора этой статьи при чтении вышеприведенного объявления, нужно заручиться терпением и вниманием нашего любезного читателя, т.к. для раскрытия затронутой темы необходимо некоторое погружение в историю еврейского народа и его традицию.

Институт раввинов. Могут ли раввины священнодействовать?

Начнем с раввинов. Прежде всего надо подчеркнуть, что раввин в еврейской традиции это не священник в нашем христианском понимании, который уполномочен священнодействовать, т.е. совершать Таинства. Раввин — это звание, присваемое иудею по получении высшего еврейского религиозного образования. Оно дает право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве (религиозном учебном заведении для юношей) и быть членом религиозного суда.

Во времена Христа Спасителя раввин был толкователем Священного Писания, религиозным наставником, причем почти всегда он зарабатывал на жизнь какой-нибудь другой работой.

Становление института раввинов происходило в средние века и связывалось с упадком Вавилонского гаоната и эксилархата — центральных институтов еврейской диаспоры, производивших назначения раввинов в местные общины. С конца Х века общины стали самостоятельнее и сами избирали себе духовного руководителя. Раввином мог стать ученый, высокоморальный авторитетный человек, обладающий мудростью судьи, способностью руководить общественными делами и духовной жизнью общины.

Подчеркиваем: в обязанности раввинов не входили функции священнослужителя, он не должен был вести синагогальное богослужение, благословлять членов конгрегации и т.п. Лишь позднее раввины стали заключать браки и совершать разводы, и только потому, что эти церемонии требовали досконального знания религиозного закона и соблюдения судебной процедуры.

Иерусалимский Храм (Х в. до Р.Х. — 70 г. по Р.Х.) единственное место жертвоприношений Ветхозаветной Церкви.

Что касается жертвенных животных, кровью которых якобы окропляются кошерные продукты, то здесь просматривается искажение действительности и элементарное невежество по отношению к такому «точному предмету» (термин, предложенный церковным историком В.В. Болотовым) как история.

70-й год по Рождестве Христовом вошел в историю Святой Земли не только как год подавления римлянами четырехлетнего иудейского восстания (годом полного усмирения Иудеи является 73-й), но и как год разрушения Иерусалима и его главной святыни — Иерусалимского Храма. Подавление восстания было поручено императором Веспасианом своему сыну Титу. О серьезности войны Рима и Иудеи говорит тот факт, что Веспасиан оставил Титу три легиона (1 легион насчитывал 6000 воинов), к которым сам Тит добавил ещё три, из Сирии и Египта, а также призвал войска из подчиненных Риму царств, в частности из Эмесы. Общее число солдат приближалось к 40 000.

В феврале 70-го года армия Тита осадила Иерусалим. Осада продолжалась почти полгода и 28 августа, перед последним штурмом города, Тит, по свидетельству еврейского историка Иосифа Флавия, отдал приказ не разрушать Иерусалимский Храм, так как в будущем он будет «служить украшением Империи». Но война есть война: отчаяние и ярость, с какой сражались иудеи, нарушили все стратегические планы римлян и ситуация вышла из под контроля… Храм погиб.

Надо сказать, что для евреев Иерусалимский Храм был не просто культовым зданием — это было единственное место постоянного присутствия Самого Творца. Помимо Иерусалимского Храма практически в каждом населенном пункте Святой Земли были синагоги (места изучения и толкования Писания), но они не могли заменить Храм и Храмовое богослужение, неразрывно связанное с жертвоприношениями.

Каждый иудей по самым разным поводам в жизни (сбор урожая, рождение детей, смерть близких и т.д.) должен был прийти в Храм и принести жертву. Но 70-й год изменил многое. Вместе с уничтожением Храма была разрушена и вся система жертвоприношений, которая насчитывала не одно столетие. Да и сам институт священников (коганим), которые совершали ритуал, без Храма потерял свой смысл.

До сегодняшнего дня священников в иудаизме нет, как и не существует кровных жертвоприношений — их некому, да и негде приносить (с VII века на месте Иерусалимского Храма находится третья по значимости святыня исламского мира Мечеть Скалы или Мечеть Омара). Тем не менее в еврейских общинах до сих пор с благоговением относятся к носителям священнических фамилий, как представителям духовной аристократии. Как правило, большинство евреев по фамилии Коган, Раппопорт, Кац являются потомками древних священников и поэтому не могут вступать второй раз в брак или жениться (выходить замуж) на вдовствующих.

Отношение к крови в еврейской традиции

Несколько слов об отношении иудеев к крови. В еврейской традиции кровь — это материальная оболочка души животного. Кровь несет в себе «нефеш» — жизненную энергию, «животную душу», которая содержит все вещества, необходимые для функционирования организма, и доставляет их ко всем органам тела. Она наполняет и пронизывает весь организм, который строится из её элементов и зависит от её состава. И пока животное живо «нефеш» — жизненная энергия — находится в его крови, и наоборот — кровь животного — в его душе. Другими словами не душа животного растворена в его крови, а наоборот — кровь как бы «впитана» душой.

Именно этим в еврейской традиции объясняется запрет на употребление в пищу любых продуктов, содержащих кровь животного. Так, если религиозный еврей решит приготовить яичницу и при разбитии куриного яйца обнаружит среди белка и желтка кровинку, он немедленно должен выбросить это яйцо и заменить его другим. Что тут говорить о тех нелепых домыслах, провоцировавших массовые погромы в начале ХХ века, в России, Украине, Белоруссии, Молдавии и т.д., по которым евреи якобы добавляли в состав своей пасхальной мацы кровь христианских младенцев?!

1913-й год был ознаменован очень шумным судебным процессом, который проходил в Киеве. Он вошел в историю отечественной юриспруденции как «Дело Бейлиса». 39-летний Мендель Бейлис обвинялся в ритуальном убийстве 13-летнего Андрея Ющинского, причем экспертом обвиняющей стороны выступал католический священник Иустин Пранайтис. Нелепость и фальсификацию этого дела удалось вскрыть нашему православному священнику Александру Глаголеву, профессору кафедры Древнееврейского языка и Библейской археологии Киевской Духовной Академии. Отец Александр — прекрасный знаток Священного Писания и Ветхозаветного законодательства — доказал суду присяжных о невозможности совершения иудеями ритуальных жертвоприношений после разрушения Иерусалимского Храма, а также о недопустимости употребления крови не только в пищу, но и вообще в каких-либо других целях.

Итак, утверждение вышеупомянутого объявления о том, что раввины освящают кошерную пищу кровью жертвенных животных является полным невежеством и нелепостью!!!

Что же такое «кошерная пища»?

В наших магазинах действительно появилось большое количество продуктов стран, с которыми Украина поддерживает торговые связи. Среди этих стран находится и ближневосточное государство Израиль, продукция которого так широко представлена сегодня в наших магазинах. Это и детское питание, цитрусовые, соки, зелень и многое другое. Как правило, продукция израильских производителей маркируется знаком кошерности. Хотя не только израильский производитель ставит знак кошерности на своих продуктах, так многие западноевропейские производители также сообщают на своих упаковках, что их продукция не противоречит правилам кошрута. Мало того, сегодня уже многие украинские производители наравне со знаком качества своей продукции помещают и логотип кошерности.

Что же такое кошерная пища? Как нам к ней относится? Являются ли продукты со знаком кошерности идоложертвенными? Вот ряд вопросов, волнующих многих православных. Попытаемся на них ответить.

Этимологически слово «кашер» не связано с пищей, на иврите оно буквально переводится как «подходящий». Этот термин можно употреблять в отношении правильного поведения человека: «Это кошерный человек» и использовать, говоря о чем-то положительном: «Это кошерная книга» и т.д.

В настоящее время слово «кашер» или «кошер» (первоначально вариант с гласной «о» появился в английском языке из-за особенности произношения ашкеназийских евреев, а затем перекочевал в русский язык) чаще употребляется в отношении пищи. Единственным критерием пригодности в пищу продуктов являются не соображения гигиены, а то, как Священное Писание (Пятикнижие Моисеево) к этой пище относится. То есть обычное значение слова «кашер» — это «пища, разрешенная для еды».

Законы кашрута гласят, что иудеям запрещено есть всё подряд, и даже разрешенная пища должна быть приготовлена должным образом.

Например, единственные разрешенные Священным Писанием животные — это парнокопытные, жвачные. Самые обычные из них — корова и овца, но даже они могут забиваться лишь специалистом — шойхетом (резником).

Мясо животных убитых на охоте по законам кашрута запрещено. Запрет на охоту (которому в еврейской традиции несколько тысяч лет) привел к тому, что даже среди нерелигиозных евреев сегодня мало охотников.

Как говорилось выше, в корпусе книг Священного Писания Ветхого Завета есть много мест запрещающих употребление в пищу крови животных (; ). Поэтому при забое, по правилам кашрута, кровь спускается и прикрывается землей, а мясо просаливается и вымачивается до тех пор, пока вся кровь не будет удалена.

Среди рыб кашерными считаются только породы, имеющие плавники и чешую (; ). Это ничем не мотивируется.

Запрещены все моллюски, включая популярные сегодня креветки и лангусты.

Среди птиц разрешены только куры, индейки, утки, гуси и некоторые другие.

Как правило, все разрешенные животные травоядны. Птицы, поедающие других птиц запрещены наряду со всеми хищными животными.

Поскольку у нас нет цели описать всю строгость предписаний о пище в еврейской традиции, ограничимся вышеперечисленным.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что всякий раз когда вы возьмете в руки упаковку с маркировкой машгиаха (эксперт, который гарантирует соответствие продукта правилам кашрута) вы должны знать, что именно этот продукт полностью соответствует предписаниям Библии о пище. И ни какие мистические действия над продуктом не проводились!

Если это пучок зелени в упаковке (лук, базилик, петрушка и т.д.), значит, машгиах проверил эту зелень на наличие насекомых — их там нет.

Если это упаковка муки, значит, мука просеяна под наблюдением машгиаха через сито, где на 1 см2 должно быть не менее 70 дырочек (эксперт обязан проверить количество дырочек кончиком иглы), во избежание попадания жучков и прочих насекомых в пищу, ведь употребление насекомых в пищу запрещены Библией!

Если маркировка кошерности стоит на молочном продукте, это означает, что данный продукт не вступал в контакт с животными жирами и приготовлен в стерильной посуде.

Знак кошерности — это констатация и гарантия того, что продукт приготовлен и упакован в стерильной обстановке и в соответствии с древними правилами Библии о «чистой» пище.

Как христианину относиться к кошерным продуктам?

Всякий раз когда очередная группа наших православных паломников отправляется на Святую Землю для поклонения местам связанных с земной жизнью нашего Спасителя, мало кто из паломников задумывается, чем их угощают и кормят во время паломничества. Трапеза в монастыре или же это обыкновенный завтрак в гостинице, здесь в Израиле всюду присутствуют кошерные продукты. Да других продуктов в магазинах Израиля просто нет, а если есть, то они продаются в некошерных магазинах которые не так легко найти. И православные, живущие на Святой Земле даже не обращают внимания на то кошерный тот или иной продукт или нет, в первую очередь потому, что этот знак адресован для соблюдающих кашрут. А для людей, которые не являются религиозными евреями, это только гарантия того, что продукт приготовлен в атмосфере повышенной степени стерильности.

Нам, православным христианам ХХІ века, следует почаще обращаться к опыту первохристианских общин (а их быт, особенно на Ближнем Востоке и в Малой Азии, очень тесно переплетался с соседями язычниками и иудеями), для которых слова Спасителя: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» () были главным критерием сохранения святости и внутренней чистоты.

А настороженность и подозрительность к продуктам питания наблюдалась ещё два тысячелетия назад. Именно это побудило святого апостола Павла обратить своё слово назидания и утешения к жителям античного Коринфа — экономического мегаполиса древнего мира, известного своими лавками, рынками и базарами: «Всё что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (). Эти слова пастырской заботы мы должны расслышать и в наш неспокойный век.

В завершении необходимо заметить, что кошерные продукты не являются идоложертвенными. Думающих и читающих верных чад нашей Церкви хочу отослать к книге профессора МДА протодиакона Андрея Кураева «Почему православные такие?» (М. 2008), в этом труде есть замечательная статья «Вредят ли христианину «подброшенные» нечистоты?», где автор делает подробный и аргументированный анализ соответствия пищи наименованию идоложертвенной, и отношению к ней христианина по учению апостола Павла и святоотеческого наследия.

«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» () — это увещевание апостола Павла не всегда бывает понимаемо нашими православными современниками. И как следствие появляются разного рода кривотолки и религиозные предрассудки, которые мешают реально жить согласно Евангелия и святоотеческого учения.

Дай Бог, чтобы ничто в жизни не могло заслонить Голгофу, Крестную Смерть Спасителя и Его Славное Воскресение — к этому мы должны стремиться в первую очередь. А слова апостола «Для чистых все чисто» () должны нам помочь в том, чтобы вокруг нас, благодаря нашей духовной и нравственной чистоте, мы вовремя обнаруживали и разоблачали реальный подлог, который действительно может повредить нашей христианской совести.

Протоиерей Олег Скнарь, кандидат богословия, «Православіє в Україні»



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх