Можно ли православным есть продукты халяль. Можно ли православному христианину употреблять в пищу продукты, имеющие гриф «халяль», не грех ли это? Магазины с халяльной едой
От редакции : Эту статью протоиерей Андрей Новиков прислал нам в редакцию, сопроводив следующим письмом, которое важно для понимания обстоятельств появления публикуемой статьи, поэтому его стоит привести: «Ув. редакция " "! У Вас . В связи с тем, что на эту статью мною в свое время был дан о. Д. Дунаеву ответ, думаю, было бы честным дать и мою статью, на которую, кстати, сам о. Д. Дунаев прореагировал следующим образом: "Христос воскресе! Дорогой отец Андрей! Я по-своему рад, что Вы воскресили эту погребённую в архивах Форума тему! Но все, в том числе и я, давно уже поостыли и позабыли эту дискуссию! Евреи себе мирно хрумтят кошерной пищей, а мы, показывая им язык, прочитав "Отче наш", едим свинину! А Ваша статья очень интересна и заслуживает внимания! В ней ни к чему не придерёшься, но иногда в жизни не всё складывается канонически, ведь и кодификация канонов давно уже не проводилась, меня по канонам давно пора лишить сана за нарушения канонического возрастного ценза - рукоположения в иереи раньше 30 лет. Спасибо за хорошее обличение! С любовью о Господе, Д.Д."».
Прежде, чем рассматривать статью о. Дионисия Дунаева, с которым я знаком достаточно давно, считаю необходимым вспомнить о том, что такое «кошерная пища» в понимании современного талмудического иудаизма.
Именно так - современного. Ибо в древнем иудаизме, как справедливо замечает автор статьи «Как относиться к кошерной пище?», под кошерным подразумевалось «дозволенное в употребление для евреев», т.е. вся та пища, которая выделялась во времена Ветхого Завета как «чистая». Сюда входили различные виды животных, мясо которых израильтяне могли вкушать в отличие от мяса животных «нечистых». Но, к сожалению, автор упомянутой статьи, практически, совершенно игнорирует новый смысл кошерной продукции, придаваемый ей в наши дни. Лишь в самом последнем абзаце он замечает: «Пометка «кошерный продукт» стоит... из коммерческих соображений. Любая солидная компания хочет привлечь к своей продукции максимальное число покупателей, и с этой целью, возможно, даже платит синагоге, чтобы та признала упоминаемую продукцию пригодной в употребление иудеям...».
Итак, мы видим, что «кошерная» продукция сегодня - не просто определенные виды пищи, разрешенные в употребление Моисеевым Законом. Различие кошерной пищи от некошерной уже не заключается в различии «чистой» говядины от «нечистой» свинины. Бывает и говядина «нечистая», запрещенная, «некошерная».
Суть кошерной продукции состоит в том, что производящая ее компания платит с каждой проданной единицы своего товара налог в пользу разных иудаистских раввинистических организаций. В частности, 80% от мирового «кошерного» сбора поступает на содержание Союза Ортодоксальных Еврейских Конгрегаций. То есть любой кошерный продукт изначально направлен на поддержку талмудического иудаизма. В этом его суть. А это значит, что, уже хотя бы по этой причине, такой продукт религиозен. Деньги, заплаченные за него, являются заведомым пожертвованием на чужую, враждебную Православию, религию. Поэтому совершенно неуместно сравнение о. Дионисия: дескать, как проверишь бензин, который заливаешь в бак своей машины - а вдруг он из какой-нибудь исламской страны? Здесь на лицо явное нарушение законов логики, подмена предмета разговора. Ведь речь идет совсем не о вероисповедании производителя...
Но есть еще и другой аспект. Вот, что пишет американская газета «Truth at Last» (N 340) о контроле за производством кошерной продукции: «Группа раввинов-специалистов посещает завод-производитель и составляет подробный отчет относительно деталей производства по каждому из специально предусмотренных пунктов. При этом производителю иногда приходится изменить состав компонентов, чтобы обеспечить их соответствие кошерным нормам, иногда должно быть закуплено новое оборудование». Таким образом, даже сама технология производства кошерной пищи должна быть выдержана в строгих рамках талмудических предписаний. Думается, комментарии излишни - мы имеем дело с иудейским религиозным продуктом.
Насколько я понял о. Дионисия, он призывает православных христиан не испытывать никаких сомнений насчет употребления кошерной пищи - в этом нет никакого греха. Удивительно, что это звучит из уст православного священника, который первым должен оберегать своих чад духовных от всякого соблазна и быть блюстителем святых канонов Православной Церкви. Кстати, о канонах. Во всей рассматриваемой статье не найдешь ни одной ссылки ни на каноны, ни на слова или примеры святых отцов...
Есть ли в каноническом праве Святой Церкви какое-либо указание, которое могло бы дать четкий ответ на обсуждаемый вопрос? Да, есть. Вот что читаем в 70 правиле святых апостолов: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Понятно, что в апостольские времена не было кошерной пищи в современном понимании этого слова. Но дух правила ясен: под страхом извержения из сана (для священно- и церковно-служителей) и анафемы (для мирян) запрещается не только вкушать, но даже принимать (что делаем мы, если покупаем кошерное) любой религиозный иудейский продукт.
А 11 канон VI Вселенского Собора, под той же угрозой извержения-отлучения, запрещает не то что жертвовать на содержание талмудистов с их синагогами и антихристианскими учреждениями, но даже «вступать в содружество с ними»!
В начале статьи «Как относиться к кошерной пище?» ее автор сокрушается: как это могут по храмам Киева вывешивать объявления, осмеливающиеся не только запрещать верующим употреблять «кошерные продукты», но даже безграмотно именовать «кошерное» жертвенным? Более того, некоторые даже называют такие продукты идоложертвенными!
Безусловно, нельзя говорить о том, что кошерная продукция окропляется кровью жертвенных животных, а тем более, что она является идоложертвенной. Тут можно согласиться с автором рассматриваемой статьи. Но, с другой стороны, кошерную пищу в определенном смысле можно назвать жертвенной, потому что покупка ее - жертва на синагогу. Да и, в духовном смысле, продукцию эту можно сравнить с идоложертвенной. Что идольские жертвы, что нечестивые иудейские «плоды» - согласно святым канонам, одинаково оскверняют человека и ведут его в погибель. Но и с этим не согласен автор обсуждаемой статьи. Добрая половина ее посвящена доказательству того, что «вкушать можно любую пищу», в том числе и идоложертвенную.
Автор исходит из того, что «христианство лишено примитивных магических представлений, единственным субъектом этической жизни личности является совесть». С этим, разумеется, никто не спорит. Понятно, что оскверняет христианина не кусок мяса сам по себе, а его посвященность демонам: когда человек вкушает пищу, зная, что она идоложертвенна, он впадает в тяжкий грех и его совесть уже не может быть чиста ни перед Богом, ни перед теми людьми, губительный пример которым он подает.
Не к чему и приводить в подтверждение допустимости вкушения идоложертвенной пищи 8 и 10 главы 1 послания святого апостола Павла к Коринфянам. Они заключают очень тонкое богословие, и понимать их содержание как принципиальное одобрение вкушения идоложертвенного - значит уподобляться протестантам, именно так, прямолинейно и по собственному разумению, толкующим Священное Писание.
Толкованию указанных мест пришлось бы посвятить не одну страницу, т.е. написать отдельную работу. Сейчас же лишь хотелось бы заметить, что любое толкование любых отрывков из Библии должно находиться в контексте всего учения и традиции Святой Православной Церкви. Вот лишь два небольших примера, не оставляющих и тени сомнения относительно того, как христианин (а тем более священнослужитель) должен относиться к идоложертвенной пище и чем она является для него.
Прежде всего - голос Священного Писания. В 15 главе книги Деяний святых апостолов повествуется об Апостольском Соборе, созванном для решения вопроса о необходимости христианам из язычников соблюдать Закон Моисеев. В решениях этого Собора, в частности, говорится: «Ибо угодно Духу Святому и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда...» (Деян. 15, 28-29). Итак, воздержание от идоложертвенного перечисляется среди самого необходимого для христианина, а невоздержание, соответственно, приравнивается к блуду (ибо первое - блуд духовный)! Это является волей Господа Святого Духа, которую никто не может отменить. Очень ярко выражается великий отец и учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст в своем толковании приведенного текста книги Деяний: «Хотя это касается предметов телесных, но необходимо воздерживаться от них, потому что они производили великое зло».
Второй пример - житие святого великомученика Феодора Тирона. В нем описывается случай, произошедший во времена нечестивого императора Юлиана Отступника (361-363), возомнившего было реанимировать язычество в Римской Империи. Дадим слово житию:
«... Сей нечестивый царь замыслил тайно осквернить христиан. Он знал, что в первую седмицу великого поста христиане соблюдают особенную чистоту... И вот он призвал к себе константинопольского градоначальника и повелел ему, ежедневно в продолжение первой седмицы, осквернять припасы, продаваемые на торжищах, кровью идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны воздерживаться. Приказание царя было исполнено... Но Всеведущий Господь... послал к константинопольскому архиепископу... святого страстотерпца Своего Феодора, за много лет пред тем пострадавшего за Христа и пребывавшего во славе в небесном царствии. Святой Феодор явился... наяву и сказал:
«Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем православным, чтобы никто из них не покупал на торжищах яств, ибо они, по приказанию нечестивого царя, осквернены идоложертвенной кровью... Дай им коливо, ты избавишь их от затруднений!»».
Архиепископ так и поступил, и, таким образом, православные христиане были сохранены от осквернения.
Мы видим, что вкушение (даже невольное!) идоложертвенной пищи называется прямо осквернением, что такая пища является оскверненной, и что, принимая ее, христианин становится некоторым образом причастным к самим идольским жертвам, «от которых христиане всегда обязаны воздерживаться».
О всем великом значении описанного эпизода жития святого Феодора Тирона говорит следующее. Во-первых, для того, чтобы уберечь свое верное стадо даже от неведомого ему вкушения идоложертвенного, Господь сверхъестественным, чудесным образом воспрепятствовал осквернению христиан, послав к ним на землю Своего великого угодника (что, согласитесь, происходит не часто). А во-вторых, в память описанного события в Церкви был установлен особый чин освящения колива в каждую первую субботу Великого Поста. Чин этот совершается и поныне, о нем хорошо знают практически все православные христиане. Из года в год повторяя его, священник, если угодно, сакраментально отвергает идоложертвенное.
Подводя итог всему сказанному, с особой настойчивостью хочется повторить: любые построения и рассуждения, касаются ли они вопросов богословских, или церковной практики, необходимо строить на твердом фундаменте неповрежденного свято-отеческого Православия, ни на йоту не отступая от истинного понимания Священного Писания, от Божественных канонов, дорожа всей полнотой данной нам Богом Церковной Традиции.
Протоиерей Андрей Новиков , кандидат богословия, секретарь Одесского епархиального управления
Халяльной или кошерной пищей называется пища, которая разрешена для употребления соответственно в исламе или иудаизме. А вот можно ли ее есть православным христианам? Давайте разберемся.
Что такое «халяль» и «кошер»?
Слово «халяль» происходит от арабского «al-halal», что означает «разрешенное». В основном это понятие у мусульман относится к мясу. Например, ислам запрещает употреблять в пищу свинину, мясо с кровью, мясо животных, умерших своей смертью или тех, кого забивали, не произнося при этом имени Аллаха. Также нельзя есть мясо наземных хищников – например, тигра или волка, животных, которых задушили. Под запретом находится и употребление некоторых частей тел животных, таких, как гениталии, эндокринные железы, желчный пузырь.
Кошерной (кашерной) пищей в иудаизме называется еда, соответствующая кашруту – системе ритуальных правил, в свою очередь, соответствующих заповедям Торы. Так, в пищу разрешается употреблять мясо травоядных животных, являющихся одновременно жвачными и парнокопытными. Это, например, коровы, овцы, козы. А вот мясо свиньи, зайца или верблюда запрещено. Что же касается птицы, то по традиции иудеи употребляют в пищу только домашних птиц – кур, уток, гусей, индеек и голубей. Забой скота и птицы тоже должен производиться с соблюдением множества правил. Кровь употреблять в пищу запрещено, поэтому мясо перед использованием избавляют от крови. Рыба считается кошерной, если у нее есть чешуя и плавники. Поэтому некоторые виды рыб (сом, осетр, угорь, акулы) не кошерны, и их икра тоже. Не кошерны также киты и дельфины, так как они не имеют чешуи, любые моллюски и ракообразные, поскольку у них нет ни чешуи, ни плавников. Категорически запрещено есть насекомых, земноводных и пресмыкающихся (Тора называет их шерец – «нечисть»).
Сегодня в России нередко можно встретить в продаже продукты с маркировкой «кошер» или «халяль». Причем продаются они не только в специализированных торговых точках. Многих православных интересует, можно ли покупать и есть такие продукты.
«Идоложертвенное»
Вот мнение иерея Иоанна Севастьянова: «Те или иные
процедуры и обряды, которые совершаются при приготовлении этой ритуальной пищи, связаны с соответствующим вероисповеданием - исламским или иудейским. И то и
другое исповедание является крайне враждебным к христианству. Любая вражда ко Христу идет от диавола. Поэтому, все предметы, которые «освящаются» в этих
известно, что над ними были совершены те или иные нехристианские ритуалы, нам принимать в пищу нельзя... Но с другой стороны, если нам ничего не объявляется о происхождении продуктов, и мы не знаем, были ли над ними совершены те или иные ритуальные действия, то они
допускаются к употреблению христианами в пищу: «Все, продаваемое на торгу, ешьте»!
«Духовная опасность»
В свою очередь, иеромонах Иов (Гумеров) считает, что «предписания о кашерной пище… не более как исполнение ритуальных правил, основанных на ветхозаветных обрядах». «Новый Завет отменил все предписания относительно пищи, - констатирует священнослужитель. - Это было закреплено Апостольским Собором в Иерусалиме (см.: Деян. 15: 6–29). Запрещалось только употреблять в пищу кровь и удавленину. Запрещение христианам вкушать кровь подтвердил 67-м правилом VI Вселенский Собор (680–681)… Поскольку приготовление кошерной пищи не выходит за пределы ветхозаветных обрядов, для нас, христиан, вопрос о кашерности или некашерности той или иной пищи не имеет абсолютно никакого значения. Мы можем с молитвой вкушать ее, как и любую другую пищу.
Несколько иных взглядов придерживается протодиакон Димитрий Цыплаков: «Еврейский “кашрут” и исламский “халяль” не является идоложертвенной пищей… Я думаю, нет какого-то специального запрета на ее вкушение... Но в стремлении покупать эту пищу есть духовная опасность».
Цыплаков имеет в виду, что халяльные и кошерные продукты часто являются более качественными, чем обычные, считаются экологически чистыми, полезными для здоровья. И это может навести на мысль, что другая религия лучше христианской.
Большинство же священников придерживаются мнения, что православному христианину следует вкушать халяльную или кошерную еду, только если нет возможности приобрести другие продукты или он находится в гостях у мусульман (иудеев) и другой еды там нет. Также ему не следует покупать эти продукты в мечети или синагоге.
По этой же теме:
Почему евреям запрещено есть одновременно молочное и мясное Что запрещается есть православным даже не в пост Какое мясо запрещается есть православным даже не в пост
Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.
Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.
Дата: 16.04.2015 12:26:26
Ирина, г. Липецк
Можно ли православному христианину употреблять в пищу продукты, имеющие гриф «халяль», не грех ли это?
отвечает протодиакон Дмитрий Половников
Здравствуйте! Мой вопрос к вопросу «Можно ли православному христианину употреблять в пищу продукты, имеющие гриф «халяль», не грех ли это?». При производстве этих продуктов производится молитвенное возношение духовного представителя этой организации, не только единожды, возможно и каждый день.
Христос воскресе, Ирина. Комитет по стандарту «Халяль» при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан был создан в 2005 году для осуществления контроля производства и реализации халяльной продукции. В этот же год Комитетом были разработаны «Общие требования по производству и реализации продукции маркированной «халяль». В этом документе определены требования как к сырью, используемому при производстве продуктов «Халяль», так и к персоналу, производственным помещениям, транспортным средствам, инструменту, спецодежде, упаковке и маркировке, а также и требования к порядку освидетельствования на предмет соответствия продукта нормам Ислама.
21 сентября 2009 года Федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии России зарегистрировало «Систему добровольной сертификации продукции и услуг на соответствие канонам Ислама — Система Халяль (Halal)» (номер регистрации: РОСС RU.K587.04 ИХ01) и знак соответствия, которые разработали Комитет по стандарту «Халяль».
В этом стандарте ничего не говориться об молитвенном возношении духовного представителя организации ни единожды, ни, тем более, каждый день.
Моментом, который может вызвать спор, является момент забоя животного, который должен совершаться с произнесением слов: «Бисмиллях, Аллаху акбар» («С именем Аллаха, Аллах велик!»). Но, при этом, халяльное мясо идоложертвенным в библейском понимании не является. Мусульмане приносят в жертву животных в определённое для этого время, читая ряд молитв и выполняя ритуальные действия. При производстве халяльного мяса этих действий не совершается, как и не произносятся те молитвы, которые совершаются при жертвоприношении. Например, при жертвоприношении нужно, чтобы животное лежало на левом боку и направление его головы тоже определено. Для производства разрешенного мусульманам мяса этого не требуется.
Убой животных для производства халяльного мяса должен совершаться совершеннолетним, в здравом уме, как правило, мусульманином, независимо от национальности. Но допускается забивание животного и представителями других вероисповеданий, при условии, что они веруют в Единого Бога — т.е. иудеями и христианами.
Человек, осуществляющий забой животного или руководящий процессом забоя, одновременно с перерезанием основных шейных артерий должен произнести фразу: «Бисмиллях, Аллаху акбар» или более короткий вариант: «Бисмиллях», либо просто произнести по-русски: («С Богом!»). Каких-то молитвенных возношений не требуется.
На кондитерских изделиях пометка «халяль» означает, что при приготовлении не использовался свиной жир.
Чтобы совесть Ваша была чиста, лучше вкушать халяльную еду только, если нет возможности купить другую пищу (или если вы находитесь в гостях у мусульман), и еда не куплена в мечети (имеется в виду, что сам православный не должен покупать еду в мечети). И, конечно же, пища вкушается только после молитвы и крестного знамения (что принято для любой пищи). В подобных случаях не стоит смущаться и бояться вкушать данную еду.
На вопрос Можно ли халялльную продукция употреблять в пищу Христианам? заданный автором Просиять
лучший ответ это Христианину можно все!
Тит. 1:15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
1Кор. 8:8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
Иоанн Христов
Просветленный
(27291)
Я еще раз отвечу:
1Кор.10:25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
Ответ от 22 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Можно ли халялльную продукция употреблять в пищу Христианам?
Ответ от работа.ру плиточников
[гуру]
Можно, только-дорого.
Ответ от Носок
[гуру]
не в пище Бог
Ответ от Невропатолог
[гуру]
херня
Ответ от руслан закиров
[активный]
да можна. Кушайте на здоровье
Ответ от Пользователь удален
[гуру]
Ответ от Pohomius
[гуру]
Ответ от Олег@тор
[гуру]
Ответ от Андрей ®
[гуру]
Ответ от Caид Нургали
[гуру]
Ответ от Brevis
[гуру]
Ответ от Joric Hixos
[гуру]
в природе нет ничего запретного или недозволенного. Зечем обращать внимание на писанину каких то "теоретиков" прошлого?
Пища бывает полезной либо неполезной. полезная пища это - видовая пища (то бишь для приматов) Почитайте Шаталову или посмотрите и все станет ясно.
Все остальные доводы полнейшая ерунда.
PS В скором времени китайцы научат есть все "кроме луны и тени от луны" 😀
Ответ от Леaни
[гуру]
Ответ от Ксения Романова
[новичек]
Ответ от Куздра Нечуй-Левитский
[гуру]
Руководствоваться словами апостола Павла об идоложертвенном.
Мы знаеи, что ислам и иудаизм - искаженные религии, халяль и кошер для нас ничто, всё освящать молитвой Христу и благословением крестом, но, если брат мой соблазняется от того, что я ем халяльные продукты, то лучше ради брата я не буду вкушать халяльное, чтобы он не подумал, что я мусульманин...
Ответ от хайас
[гуру]
Все, что на торгу еште без страха. только с благодорением.
Нельзя лишь есть идоложертвенного, что б не совратить братьев по вере.
Ответ от Бек
[гуру]
Ответ от Владимир Поболь
[гуру]
КОШЕРНОЕ... мне как то это мало о чем говорит.. .
Упала на спину свинья, Копыта вытянула вверх: Глядите, я – кошерная, Такие формы не у всех. Геннадий Сергиенко БАРДЫ РУ Кошерная свинья
ьОн так мал, что, наверно, Написал все неверно, Сам не знал, что кошерно, Что запрещено! Раби Зрахия бен Ицхак гa-Леви Геронди (ХII век, Прованс) . Перевод Р. Торпусман
Ответ от Пан Философ
[новичек]
Ответ от Brevis
[гуру]
ну все... скоро на конфетах уже будут писать... только для мусульман....
Ответ от Олег@тор
[гуру]
закусить айгуль коньячок будет самое То!
Ответ от Андрей ®
[гуру]
христианам ничего нельзя! и даже нельзя - тоже нельзя
Ответ от Caид Нургали
[гуру]
Можно. Питаясь халяльной пищей и с "Бисмиллах" - люди перестают кормить своего ненасытного демона. Никаких специальных диет не надо, чтоб похудеть.
Ответ от Пользователь удален
[гуру]
конечно, можно, и даже полезно
Ответ от Pohomius
[гуру]
Человека оскверняет то, что от него исходит, а не то, что он потребляет.
Ответ от работа.ру плиточников
[гуру]
Можно, только-дорого.
Ответ от Алексейка
[гуру]
не в пище Бог
Ответ от Инквизитор
[гуру]
херня
Ответ от руслан закиров
[активный]
да можна. Кушайте на здоровье