Пигменты в лакокрасочной промышленности

Органические красители

Основные понятия

Красителями называются органические соединения, обладающие способностью интенсивно поглощать и преобразовывать энергию электромагнитных излучений (световую энергию) в видимой и ближних ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра и сохраняющие эту способность при нанесении на различные тела. Поглощая часть световых лучей определенной длины волны в видимой области спектра, эти соединения становятся цветными. От характера преобразования поглощенной энергии зависит специфика практического использования красителей.

Красители, преобразующие поглощенную световую энергию в тепловую и передающие ее в окружающую среду в виде тепла, используются именно как красители (в узком смысле этого слова).

Красители, преобразующие поглощенную световую энергию в энергию химического процесса превращения веществ (например, галогенидов серебра в фотоэмульсии), используются в производстве кинофотоматериалов в качестве оптических сенсибилизаторов — веществ, повышающих чувствительность фотопленки к световым лучам определенной части спектра.

Красители, преобразующие частично поглощенную световую энергию в тепловую, а частично излучающие ее в виде световых лучей иной (большей) длины волны, используются в качестве люминофоров и флуоресцентных (оптических) отбеливателей.

Термин «краситель» был введен А.Е. Порай-Кошицем в 1908 г. взамен ранее применявшихся терминов «краска» и «пигмент», которым в настоящее время придается иное, более ограниченное значение.

История красителей

Красители растительного и животного происхождения

Применение веществ, способных придавать тот или иной цвет различным предметам (тканям, одежде, посуде и пр.), было известно в самые отдаленные эпохи. Для этого использовались цветные глины, оксиды металлов, а также органические вещества, которые добывали из растений (деревья, травы, лишайники) и животных (насекомые, моллюски). Природные красители использовались несколько тысячелетий, но не более десятка из них сохранили свое значение до настоящего времени, т. к. большая часть этих красителей давала неяркие цвета, прочность окрасок была невысокой, а процесс крашения — длительным и сложным.

Наиболее прочный и яркий из природных красителей — Индиго. Само слово «индиго» происходит от «индикус», что значит индийский. В Индии и Египте краситель был известен более 4000 лет назад, о чем свидетельствуют образцы тканей, найденных археологами в египетских пирамидах и при разных раскопках.

В VIII в. Индиго был завезен в Европу арабскими купцами. Этот синий краситель добывали из стеблей и листьев растений рода индигофера (Indigofera tinctoria L.), произрастающих в странах жаркого и влажного климата (Индия, Индонезия и др.). Для получения 3 кг красителя необходимо было переработать 100 кг листьев растений.

В Англии этот же краситель, но менее интенсивного цвета и худшего качества, добывали из местного растения вайды.

Наиболее распространенным и значимым красителем красного цвета был Ализарин (другое название — Марену), который добывали из корней растения марена (корни растения Rubia tinctoria, известные под названием alizari). Этот краситель использовался для крашения обмундирования во французской и английской армиях.

В XIX в. Луи Филипп одел свою пехоту в рейтузы, окрашенные Ализарином, но наиболее знамениты были английские красные плащи. Сам Ализарин имеет желтый цвет и образует красную окраску только после протравы ткани солями алюминия. Обычно для этого применялись алюминиевые квасцы. С солями других металлов Ализарин образует иные цвета, например, с солями железа — фиолетовый, с солями хрома — коричневый.

Другие красители красного цвета были животного происхождения. Алый краситель Кармин (другое название — Кошениль) добывали из высушенных тел самок червеца карминоносного (Coccus cacti) — насекомого, живущего на одном из видов мексиканского кактуса (для получения 1 кг красителя необходимо было высушить 150 тысяч насекомых). Другой краситель красного цвета Кермес извлекали из высушенных самок червеца кермессового (Coccus ilicis) — насекомого, поражающего кермесовый дуб.

Главным желтым красителем древности был Шафран, извлекаемый из цветов растения шафрана (Crocus sativus). Чтобы получить 1 кг красителя, надо было переработать свыше 40 тысяч цветков. В средние века наиболее известным желтым красителем был Резеда — краситель, получаемый из семян, стеблей и листьев растения резеда (Reseda luteola L.). Использовались и другие природные красители желтого цвета: Кверцитрон — краситель, содержащийся в экстракте коры североамериканского дуба (Guercus tinctoria nigra), Сафлор — краситель, извлекаемый из высушенных лепестков сафлора красильного (Carthamus tinctorius). В желтый цвет ткани окрашивали также экстрактом незрелых плодов крушины.

Для получения черного цвета использовали экстракт древесины кампешевого дерева (Haematoxylon campechiancum L.). Природный краситель — Кампешевый черный был известен еще в XV в., однако приобрел свою настоящую ценность лишь в 1812 г., когда французский химик Шеврель открыл его свойство образовывать с солями металлов окрашенные лаки.

Некоторые красители были дороже золота, например, Тирийский (античный) пурпур. Его добывали из особой улитки-багрянки, обитающей в Средиземном море. Сама улитка не окрашена в пурпурный цвет. Обычно ее измельчали с водой и полученным соком пропитывали ткань, которую развешивали на воздухе. При окислении кислородом воздуха сок багрянки и окрашивался в пурпурный цвет. Из 10 тысяч улиток удавалось получить только 1 г красителя. Название Тирийского пурпура происходит от древнего средиземноморского города Тира, в котором начиналось и развивалось производство этого красителя. Окрашенные пурпурные изделия ценились очень дорого еще в Древнем Риме.

Многие из естественных красителей растительного и животного происхождения добывались в значительных количествах, удовлетворявших потребности общества. Фактически до конца XIX в. преимущественно использовались красители, добытые из природных источников.

Первые синтетические красители

Бурное развитие текстильной промышленности в XVIII в. и переход к машинному производству текстильных изделий резко повысили спрос на дешевые красители. Становилась неотложной задача замены дорогих природных красителей дешевыми и доступными синтетическими красителями.

В XIX в. на мировом рынке было единственное синтетическое красящее вещество (пикриновая кислота), открытое Вульфом в 1771 г., и его производство составляло лишь 1 % от мирового производства красителей.

Первый синтетический краситель был получен в 1855 г. польским ученым Я. Натансоном. Работая в г. Юрьев (ныне г. Тарту), он, нагревая анилин с дихлорэтаном в запаянной трубке, получил соединение красного цвета, способное окрашивать шерсть и шелк в более красивый красный цвет, чем Кармин. В 1858 г. французский химик Верген получил то же вещество окислением технического анилина (содержащего примесь толуидинов) и назвал его Фуксином, т. к. краситель напоминал окраской цветок фуксии.

В 1856 г., полугодом позже Натансона, английский химик В. Перкин, окисляя технический анилин хромовой смесью, получил красновато-фиолетовое вещество, интенсивно окрашивающее шелк. Позднее краситель получил название Мовеина за сходство с окраской цветка мальвы. Шелк цвета мальвы пользовался большим спросом, и в короткий срок было организовано промышленное производство красителя. Так возникла новая отрасль химического производства — анилино-красочная промышленность, названная так потому, что все первые синтетические красители были получены либо из анилина, либо из его технических смесей с аналогичными продуктами.

Первые синтетические красители были получены случайно. Лишь после создания А.М. Бутлеровым в 1861 г. теории строения органических соединений — теоретического фундамента органической химии — стал возможным целенаправленный синтез красителей. Синтез Ализарина был первым направленным синтезом промышленно важного красителя. Краситель синтезировали немецкие химики Гребе и Либерманн после того, как в 1868 г. они исследовали структуру Ализарина, извлеченного из корней марены, и определили, что он является 1,2-дигидроксиантрахинином.

Истории о цветах и оттенках

Аделаида - красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета?).

Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.

Адского пламени - лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.

Алебастровый - бледно-желтый с матовым оттенком.

Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил.

Альмандиновый - темно-вишневый.

Акажу - цвет "красного дерева", от франц. аcajou.

Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.

Амиантовый - цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего - о цвете неба.

Бакановый (баканный) - от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.

Багор - густо-красный с синеватым оттенком.

Бедра испуганной нимфы - оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский "ляжкой испуганной Машки".

Берилловый - по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.

Берлинская лазурь - художественный термин. До ее изобретения в 1704 году мир не знал ярких синих цветов. Все выглядело тускло, бледно - в общем, совсем не лазорево. С изобретением этой краски эстеты позволили себе синие стены и мебель. Другие названия этого соединения: «железная лазурь», «прусский синий», «парижская лазурь», «прусская лазурь», «гамбургская синь», «турнбулева синь», «нейблау», «милори».

Бисквитный - нежный серовато-зеленый.

Бискр - цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.

Бисмарк-фуриозо - коричневый с красный отливом.

Бисной - седой, серебристый.

Бистровый - цвет бистра, густой коричневый, бурый.

Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc - белый) - кремовый оттенок белого. У Даля - тельный, т.е. телесный цвет.

Блокитный - сине-голубой. По-украински «блакитный» именно голубой.

Блондовый - то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).

Бордоского вина - красно-фиолетовый.

«Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.

Брауншвейгская зелень - сложный сине-зеленый оттенок, бирюзово-зеленый.

Бристольский голубой - ярко-голубой.

Брусничный - когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).

Брусьяный, брусвяный - красный, багряный, цвета брусники.

Буланый - серо-бежевый.

Бурнастый - то же, что бурый.

Бусый - темный голубо-серый или серо-голубой.

Вайдовый - синий. Вайда использовалась вместо индиго.

Веселая вдова - оттенок розового.

Вердепешевый - желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).

Вердигри - зелено-серый, от франц. vert-de-gris.

Вермильон - ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermillion.

Викторианский красный - английская классика. Популярным этот цвет стал не при королеве Виктории, а намного раньше, при

Елизавете, которая обожала темную помаду и румяна, контрастировавшие с бледным цветом ее лица. С тех пор темно-красный оттенок - любимый у англичан, часто в сочетании с темно-зеленым. Его традиционно выбирают для гостиных. А если хочется и красного викторианского, и зеленого георгианского, то клеят красно-зеленые обои в полоску.

Винный - желтовато-красный.

Влюбленной жабы - зеленовато-серый.

Вощаный - цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.

Гавана - серый с оттенком коричневого или наоборот.

Гаити - или розовый, или ярко-синий.

Гвоздичный - серый.

Гелиотроповый - цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.

Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.

Голова негра - с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.

Голубиной шейки - оттенок серого.

Гороховый - серый или грязно-желтый.

Гортензия - нежно-розовый.

Гридеперливый - жемчужный оттенок серого.

Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как "розового".

Гуммигут - ярко-желтая краска. Делалась на основе сока растения камбоджа гута с острова Цейлон. Этот цвет любил, в частности, английский художник Рейнольдс. В других странах гуммигут принято называть «драконовой кровью».

Гусиного помета (мердуа) - желто-зеленый с коричневым отливом.

Двуличневый - с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.

Дети Эдуарда - оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)

Джало санто - желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.

Дикий, дикенький - светло-серый.

Драконьей зелени - очень темный зелёный.

Драконьей крови - см. Гуммигут.

Дроковый - желтый, цвет краски из цветка дрока.

Дымный - устаревшая форма слова «дымчатый»

Жандарм - оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.

Жаркий - оранжевый, насыщенно-оранжевый.

Железный - примерно то же, что нынешнее «стальной».

Жженная сиена - красивая красно-коричневая краска, без которой не может обойтись ни один художник, пишущий маслом. До прокаливания она имеет желтый оттенок и называется «сиенская земля», поскольку в чистом виде добывается близ итальянского города Сиена. Вообще, у художников есть целая палитра разных «земель»: зеленая, умбрская, кассельская, кельнская. Под этими поэтическими названиями скрываются, как правило, вполне рядовые коричневатые оттенки.

Жженого кофе - сложный оттенок коричневого.

Жженого хлеба - сложный оттенок коричневого.

Жиразол - молочный с радужным отливом, жиразол - старое название благородного опала.

Жирафовый - желто-коричневый.

Жонкилевый - цвет нарцисса.

Зекрый - темный / светло-синий, сизый.

Индиго - натуральный краситель, дающий синий цвет. Мощное его использование относится к эпохе наполеоновских войн, когда Франции требовалось море синей краски для военных мундиров. В принципе во Франции на тот момент существовал другой синий краситель - вайда, но он надежд не оправдал. Сейчас синюю краску получают искусственно, но название осталось.

Инкарнатный - цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.

Испуганной мыши - нежно-серый цвет.

Иудина дерева - ярко-розовый (У Иудина дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).

Какао-шуа - цвет горячего шоколада.

Камелопардовый - желтовато-коричневый.

Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").

Кармазинный, кармезинный - насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.

Карминный, карминовый - оттенок ярко-красного.

Кармелитовый, капуциновый - чистый оттенок коричневого.

Касторовый - темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.

Кастрюльный - красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.

Киноварь - художественный термин. Это ярко-красный цвет, а сама краска была известна с давних времен под римским названием «минимум». Найти ее можно было практически в любой точке земного шара, стоила она дешево, но под воздействием света чернела раз и навсегда. Вернее так: если картина, написанная киноварью, стояла в помещении, то ночью почерневшая краска опять возвращала свой красный оттенок. А если выставлялась на солнцепек, то все, прости-прощай. Многое зависело от грунта, который использовал художник. Рубенс писал на клеевом, поэтому у него сочные красные краски. Другим повезло меньше. Киноварь до сих пор производится в разных странах, особенно в Китае - стране, замеченной в особом пристрастии к красному цвету.

Кипенный, кипенно-белый - белоснежный, цвет кипеня, белой пены, образующейся при кипении воды.

Мурамный, муаровый - травянисто-зеленый.

Накаратовый, накаратный - оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. nacarat.

Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) - темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, ичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» коричневый. вет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.

Нефритовый - насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.

Облакотный - цвета облака.

Оброщеный - багряный.

Орлецовый - красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.

Пукетовый - (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский".

Пунцовый - ярко, густо или темно-алый (червчатый).

Пюсовый - бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи (от французского puce - "блоха"). Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и врут, наверное, про цвет "блохи в родильной горячке").

Ранжевый - то же, что оранжевый.

Резвая пастушка - оттенок розового.

Рвота императрицы - оттенок коричневого.

Редрый - бурый, рыжий, красноватый.

Розовый пепел - нежно-серый цвет, отливающий в розовый.

Савоярский - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.

Семги - оттенок розового.

Селадон - так звали волокиту из французского любовного романа XVII века, щеголявшего в костюме с лентами серовато-голубовато-зеленого цвета. Сейчас этот оттенок ассоциируется не с любовными похождениями, а с классическим китайским фарфором, покрытым глазурью «цинцы», который был известен с 1000 года. Селадоновая керамика повлияла не только на все прикладное искусство Востока, но и на саму чайную традицию: в те времена цвет чая должен был сочетаться с цветом посуды, следовательно, успех имели «голубоватые» сорта. Отголоски этой традиции остались во многих языках. Многие азиаты на вопрос, какой чай они пьют, скажут «голубой» вместо «зеленый». Нашим декораторам работать с селадоном трудно: чуть ошибся, и вот уже получился не селадон, а цвет стены в советской поликлинике. Зато на правильном селадоновом фоне отлично смотрятся гобелены, светлая мебель и фарфоровая посуда с розовым рисунком.

Сомо - розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".

Сомон - французское название лосося. Лососевый цвет был популярен в конце XIX века и страшно популярен в 50-е годы XX века. Впрочем, в то время с ним успешно соревновался ядреный пинк (англ. pink - розовый), введенный в моду Эльзой Скьяпарелли, вечной соперницей Шанель. XX век вообще оказался поклонником розового. Хотя в интерьере с сомоном работать очень трудно. Дэвид Хикс называл этот цвет в ряду пяти самых дисгармоничных оттенков.

Старой розы - грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.

Стризовый - ярко-красный.

Сюрприз дофина, он же "цвет детской неожиданности". По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария-Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".

Танго - оранжевый с коричневым оттенком.

Таусинный - синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю - темносиний, согласно Новому словарю русского языка - темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.

Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.

Турнбулева синь - то же, что и Берлинская лазурь, но полученная другим способом. Название происходит от шотландской фирмы "Артур и Турнбуль".

Турмалиновый - темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.

Умбра - художественный термин. Это старая коричневая краска, известная со времен древних римлян. Добывали ее в итальянской провинции Умбрия. Краска активно используется во всех видах живописи, в жженном виде у нее красно-коричневый оттенок.

Фернамбук - изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.

Фисташковый - грязновато-зеленый.

Французская зелень - см. Ярь-медянка.

Французский серый - ведет свое происхождение от картин в серых тонах (гризайлей) и панорамных обоев Жана Зубера (начало XIX века), прорисованных серой краской. Французы питают к серому особую любовь: часто выбирают этот цвет для стен, строят дома из серого камня. Максимилиан Волошин в свое время совершенно справедливо назвал Париж «серой розой». Но чем отличается французский серый от просто серого, ни один из производителей красок сказать не может.

Фрез, фрезовый - цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка - розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.

Фуксии - насыщенный розовый.

Цинковый - цвета цинка, синевато-белый.

Червчатый - смесь багряного с синим, ярко-малиновый.

Чермной - искрасна-рыжий.

Чесучовый - цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.

Шампань - прозрачно-желтый, цвета шампанского.

Шамуб - светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.

Шанжан - цвет с переливающимися оттенками

Шарлах - ярко-красный, от названия краски.

Шартрез - жёлто-зелёный.

Шмальтовый - голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).

Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.

Элегантное семейство светло-бежевых и беловатых оттенков со сплошь французскими именами.

Шампань (цвет шампанского), крем (сливочный цвет), экрю (цвет небеленого льна) - именно этими оттенками пользуются профессионалы, если им нужно оформить помещения, где мало солнца, или ввести большое количество светлых поверхностей. Просто белила - это не выход. У производителей красок давно разработаны тончайшие градации оттенков: белый для потолка, белый для стен, белый теплый, белый холодной. Потолок кремового цвета - правильное решение, особенно если вы сделали яркие стены.

Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.

Электрон - ярко-голубой с прозеленью.

Юбагрый (убагрый) - багровый, светло-багряный; светло-синий.

Юфтевый - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.

Ярь-медянка - у художников носит более куртуазное название «французская зелень» (vert-de-gris). Если вы хотите узнать, на что она похожа, посмотрите на старые медные крыши. Нереальный зелено-голубой цвет получается путем окисления меди, поэтому краска страшно ядовита и даже вроде бы повинна в смерти Наполеона Бонапарта. Известно, что в его спальне были обои с рисунком, выполненным такой краской, содержащей большую долю мышьяка. Во Франции ярь-медянку получали из виноградных выжимок, на свету она сильно чернела, и многие полотна XVI-XVII веков почернели именно по этой причине. Сейчас такого цвета можно достичь без всякого мышьяка. Есть даже любители, которые специально выкрашивают новенькие крыши этой краской - чтобы было похоже на старые медные!

Стадиальное сходство искусства круга «Скорпиона», «Весов» и «Грифа» с английским декадентским эстетизмом подчеркивается еще одной любопытной общей чертой – исключительной последовательностью в выборе желтого цвета как цветовой декларации эстетических предпочтений. Особое пристрастие к оттенкам желто-оранжевой палитры непосредственно связано с саморепрезентацией декаданса и декадентского эстетизма (а десятилетие спустя – и первых авангардных течений).
В качестве цветовой декларации нового движения желтый цвет впервые был использован во Франции: в оформлении французского журнала «Декадент», издаваемого Анатолем Байу с 1886 по 1889 год, и романа Ж.-К. Гюисманса «Наоборот» (1884). Роман Гюисманса, ставший, по выражению Оскара Уайльда, «кораном декаданса», в богемных и художественных кругах часто именовался «желтой книгой». Именно роман «Наоборот» подразумевался под «отравляющей» желтой книгой, которую в романе «Портрет Дориана Грея» лорд Генри дает прочитать Дориану. Скандальность этих изданий намеренно подчеркивалась продуманными ассоциациями с желтыми обложками французских бульварных романов. В Англии существовал устойчивый термин «yellow-back» – желтая обложка, – подразумевающий дешевые французские книжки фривольного содержания, которые «за Ла-Маншем» возбуждали одновременно подозрение и любопытство.
Неудивительно, что символом английского декадентского эстетизма стал журнал «The Yellow Book» («Желтая книга»), оформленный в «скандальном» цвете. Дизайн журнала, издававшегося Джоном Лэйном с 1894 по 1897 год, был придуман Бердслеем, а его ярко-желтая обложка с черным силуэтом стала эмблемой десятилетия, получившего в Англии устойчивое название «желтые девяностые». «Ничего подобного “Желтой книге” никогда не появлялось прежде. Это была новизна в ее превосходной степени: новизна обнаженная и бесстыдная. Люди были и озадачены, и шокированы, и восхищены, а желтый стал цветом эпохи, символом духа времени. Он стал ассоциироваться со всем странным и эксцентричным в искусстве и в жизни, со всем, что было вызывающе современным» , – писал Холбрук Джексон, именно с этого легендарного журнала начиная свой обзор «искусства и идей» в Англии конца XIX века.
Выбор желтого цвета в качестве цветовой эмблемы новой эстетики был, конечно, не случаен. В культурном обиходе XIX века желтый оставался наиболее одиозным цветом, со времен Средневековья сохранявшим и провоцировавшим преимущественно отрицательные ассоциации. Цвет измены, греховности, скандала – такова неизменная эмоциональная окраска желтого, на протяжении веков «откладывающаяся» в культурной памяти.
«Относительно желтого цвета существовало устойчивое предубеждение», – замечает Р.М. Кирсанова. Тем не менее в первой трети XIX века в моду вошли бесчисленные оттенки желтого; пристрастие к различным оттенкам желто-оранжевой гаммы отличало и эпоху Регентства в Англии. Интерес к этому времени, характерный для английского искусства конца XIX века, привел, в числе прочего, и к возобновлению моды на палитру желтого. «Когда мы говорим “желтый”, мы подразумеваем все возможные оттенки: шафранный, оранжевый, соломенный, темно-желтый, “блондиновый”, желто-сапфировый, лимонный, и так далее», – писал об излюбленной гамме десятилетия Ричард Ле Гальен, английский поэт-декадент и эссеист, посвятивший эссе «Бум желтого» повальной моде на желтый цвет в английской культуре конца века.
В этом отношении цвет журнала Бердслея и Лейна апеллировал одновременно и к новой декадентской моде на эпоху Регентства, воспитавшую склонность к утонченным оттенкам желтого, и к скандальной репутации яркой французской «желтой обложки». «Цвет “Желтой книги” был самым точным отражением “желтых девяностых”, десятилетия, когда викторианство отступало перед вкусами времен Регентства и французскими влияниями; желтый был в равной мере “декором” знаменитого довикторианского дендизма и цветом порочных французских романов».
За пределами Англии именно Уайльда чаще всего считали законодателем моды на желтое. Критик Зинаида Венгерова в очерке, посвященном Уайльду, писала: «Его костюм, введенная им мода на желтый цвет, на подсолнечники, на все парадоксальное в манерах, суждениях и в жизни, служили постоянным предметом насмешек со стороны здравомыслящего большинства, враждебного всякому новаторству».
Текст: Екатерина Вязова


Цвет пищевого продукта имеет для потребителя огромное значение: это не только показатель свежести и качества продукта, но и необходимая характеристика его узнаваемости. За цвет продукта ответственны присутствующие в нём красители. Они могут содержаться в нём естественным образом (свёкла, морковь, яичный желток и т.д.) или могут быть добавлены в процессе переработки.

Восстанавливают природную окраску, утраченную в процессе обработки и хранения; повышают интенсивность природной окраски; окрашивают бесцветные продукты, например безалкогольные напитки, придавая им привлекательный вид и цветовое разнообразие. Красители делят на органические и неорганические; на жиро-, водорастворимые и пигменты (нерастворимые ни в воде, ни в жире). Красителями не считаются окрашенные пищевые продукты (томатный и другие соки, шпинат, молотые сухие свёкла, морковь и т.п.).

Красители подразделяют на натуральные и синтетические.

Натуральные красители выделяют физическими способами из растительных и животных источников. Иногда их подвергают химической модификации для улучшения технологических и потребительских свойств. Ряд красителей получают не только их выделением из природного сырья, но и синтетически. Например, р-каротин, выделенный из моркови, по своему химическому строению соответствует р-каротину, полученному микробиологическим или химическим путём. При этом натуральный р-каротин существенно дороже и поэтому редко используется в пищевой промышленности как краситель.

Сырьём для натуральных пищевых красителей могут быть ягоды, цветы, листья, корнеплоды и т.п., в том числе в виде отходов переработки растительного сырья на консервных и винодельческих заводах. Содержание красящих веществ в растительном сырье зависит от климатических условий произрастания и времени сбора, но в любом случае оно относительно невелико (обычно несколько процентов или доли процента).

Количество других химических соединений - сахаристых, пектиновых, белковых веществ, органических кислот, минеральных солей и т.д. – может превышать содержание красящих в несколько раз.

Синтетические пищевые красители – это органические соединения, не встречающиеся в природе, то есть искусственные. С химической точки зрения их можно разделить на азокрасители, триарилметановые, ксантановые, хинолиновые, индигоидные. Все они применяются обычно в форме натриевых солей. Прекрасная растворимость в воде позволяет вносить их в продукт в виде водных растворов или растворов в жидких компонентах продукта. Если необходим нерастворимый краситель, например для окрашивания драже, используют пигменты или алюминиевые лаки, которые получают взаимодействием натриевых солей соответствующих красителей с гидроксидом алюминия.

Синтетические пищевые красители обычно дешевле натуральных, менее чувствительны к условиям технологической переработки и хранения, дают более яркие и легче воспроизводимые цвета. Области применения: производство кондитерских изделий, напитков, молочных продуктов, консервов, мясных и рыбных продуктов, продуктов быстрого приготовления, чипсов, соусов.

Красители, разрешённые к применению при производстве пищевых продуктов в РФ .

Натуральные: Е100 куркумин, E101(i) рибофлавин, E101(ii) натриевая соль, Е120 кармины, Е140 хлорофилл, E141(i) хлорофилла комплекс медный, E141(ii) медного комплекса хлорофиллина натриевая и калиевая соли, Е150а сахарный колер I простой, E150b сахарный колер II, полученный по "щелочно-сульфитной" технологии, Е150с сахарный колер III, полученный по "аммиачной" технологии, E150d сахарный колер IV, полученный по "аммиачно-сульфитной" технологии, Е152 уголь, Е153 растительный уголь, Е160а каротины, Е160Ь экстракты аннато, Е160с масло-смолы паприки, E160d ликопин, Е160е бета-апокаротиновый альдегид, E160f метиловый или этиловый эфиры, Е161а флавоксантин, E161b лютеин, Е161с криптоксантин, Е161 d рубиксантин, Е161 е виолоксантин, Е1 б 1 f родоксантин, E161g кантаксантин, Е162 красный свекольный, Е163 антоцианы, красный рисовый, Е182 орсейл, орсин. Синтетические: Е102 тартразин, Е104 желтый хинолиновый, Е107 жёлтый 2G, Е110 желтый "солнечный закат", Е122 азорубин, кармуазин, Е124 понсо 4R, пунцовый 4 R, Е128 красный 2G, Е129 красный очаровательный AC, Е131 синий патентованный V, Е132 индигокармин, Е133 синий блестящий FCF, Е142 зеленый S, Е143 зелёный прочный FCF, Е151 черный блестящий BN, Е155 коричневый НТ, красный для карамели № 1, красный для карамели № 2, красный для карамели № 3, ультрамарин. Пигменты: , Е171 диоксид титана, Е174 серебро, Е175 золото. Красители, не имеющие разрешения к применению при производстве пищевых продуктов в РФ. Е127 эритрозин, Е154 коричневый FK, Е173 алюминий, картамус, кроцин, кроцетин, зеаксантин, санталин, цитранаксантин.

Красители, запрещённые к применению при производстве пищевых продуктов в РФ. Е123 амарант, Е121 цитрусовый красный 2.

Источник информации: 1. "Энциклопедия. Пищевые добавки." Л.А. Сарафанова

I. Введение

II. Органические красители

2.1 История создания

2.2 Классификация

2.3 Характеристики отдельных красителей и их использование

2.4 Санитарные требования использования красителей

III. Заключение

Список используемой литературы


І. Введение

Понятие «красящее вещество» подразумевает возможность окрашивания любого субстрата. # хранения волокон, подкрашивание пищевых продуктов (пищевые пасты, сливочное масло и т.д.) все окрашенные химические вещества можно назвать красящими веществами однако пока не существует универсальных красителей одни пригодны для одних целей, другие для других. К примеру каротином моркови можно окрашивать пищевые продукты но он не годится для хранения текстильных волокон. Тем не менее когда мы говорим о крашение какого либо субстрата то имеем виду стабильность окрашивания, т.е. стойкое к определенным испытаниям на прочность. Таким образом принимая во внимание практическую сторону вопроса, понятие «красящее вещество», которое по своей природе способно устойчиво сохраняться на субстрате. В идеальном случае мы хотим, чтобы окрашенное изделие сохраняло свой первоначальный цвет, пока оно существует.


II. Органические красители

Для изготовления окрашенных пластмасс и резины применяют органические красители двух классов - органические пигменты и растворимые красители.

Отечественная номенклатура органических красителей не всегда отражает их химическое строение. Часто в названии красителя указывают лишь его цвет и приводят букву характеризующую оттенок («Ж» – «желтоватый», «З» – «зеленоватый», «С» - «синеватый» усиление оттенка обозначают цифрой например 2К, 4Ж.

Полимерные материалы можно окрашивать органическими красителями в различные цвета, обладающие яркостью и чистотой тона. Высокая красящая способность позволяет вводить органические красители в полимерные материалы в небольших количествах (0,01-0,1 %) которые не вызывают изменения механических или электрических свойств готовых изделий.

2.1 История создания

Мовеин и диазиновые красители. Строение открытого в 1856 г. Перкиным мовеина можно представить двумя мезо-мерными структурами (1, а и 1, б) в зависимости от положения положительного заряда. В формуле, как и во всех последующих формулах катионного типа, не показано строение аниона, так как оно не имеет большого значения для свойств красителя.

Мовеин, хотя и открытый вслед за пикриновой и розоловой кислотами, по праву считается первым синтетическим красителем. Его промышленное производство было начато в Лондоне уже в 1857 г., тогда как пикриновая кислота (получена Вульфом окислением натурального индиго азотной кислотой), из-за высокой стоимости производства, и розоловая кислота (синтезирована Рунге окислением сырого фенола), из-за низких колористических показателей, таки остались «бедными родственниками мовеина без славы и богатства». Мовеин применяли для крашения хлопка по оловянной протраве, шерсти и главным образом шелка, о Именно на шелке наиболее полно проявлялись красота, живость и яркость его окраски. Он очаровал восторженных покупателей и сразу же стал необычайно популярным.Рассказывают (быль или легенда?), что само название красителя связано с первым появлением в магазинах Лондона шелков, окрашенных красителем Перкина: толпа покупателей на улицах была настолько велика, что затрудняла уличное движение, и лондонская полиция, пытаясь навести порядок, непрерывно подгоняла толпу: «проходите, проходите» (Move on, Move on).

Мовеин относится к классу диазиновых (азиновых) красителей, содержащих пиразиновое кольцо а точнее, ядро дибезпиразина (феназина), который и является хрономером:

Это типичные основные красители, которые при сульфировании образуют кислотные красители. Сами по себе феназины бесцветны, но их четвертичные соли окрашены достаточно интенсивно. Технология азиновых красителей была разработана в период 1880-1900 г.г. усилиями Витта, Каро, Штраубе, Герпа и других. В результате этих работ появились эуродин и сафранин (N-алкил- и фенилпроизводные феназинов), а также более сложные по строению индулины и нигрозины. Химическая структура этих красителей была выяснена значительно позже, в 20-х годах нашего столетия, благодаря исследованиям Керманна, но сама технология не претерпела существенных изменений со времени первооткрывателей, за исключением некоторых новых красителей, полученных уже 1900-х годах. До настоящего времени многие из этих красителей имеют важное техническое и коммерческое значение. Достаточно сказать, что в США производство только одного нигрозина, применяемого для типографских красок, лент пишущих машин, кремов для обуви и т. д., достигает 4 тыс. т в год. -Строение самого простого сафранинового красителя ярко-красного цвета, сафранина Б, показано формулой.

Этому красителю (1878) предшествовал сафранин Т. Из-за низкой светостойкости эти, как и другие сафранины, не применяются сейчас для окраски тканей, но иногда используются для крашения бумаги.

К технически важным азиновым красителям более сложного (строение многих окончательно не установлено) состава относятся индулины и нигрозины, модификацией которых получают красители, пригодные для крашения тканей, дерева, производства чернил, лаков, кремов и др.

К диазинам относится также группа черных анилиновых красителей, получаемых непосредственно на субстрате (хлопок, мех) окислением различных анилинов бихроматом, хлоратом или перекисью водорода. Такова вкратце химия диазиновых красителей.

Фуксин и трефенилметановые красители. В исторический год открытия мовеина Танансоном, а затем и другими химиками был синтезирован фуксин. Он появился на рынке в 1859 г. под названием маджента - в память о победе французов над австрийцами в битве при Мадженте.

Фуксин является представителем большой группы трифенилметановых красителей, среди которых существуют кислотные, основные, протравные пигменты и красители для растворителей. Их отличает чистота и яркость окрасок, хотя прочность, в том числе светостойкость, часто оставляют желать лучшего. Строение трифенилметановых красителей отвечает общей формуле, где в зависимости от заместителей (количество и положение амино- и оксигрупп) намечается три ряда красителей, охватывающих почти всю цветовую гамму:

а) ряд фиолетового Дейбнера: Х=Н, У=МН 2 , y"=NH 2 , Z=H; малахитовый зеленый: Х=Н, У=М(СН 3) 2 , У"=М(СН 3) 2 . Z=H;

б) ряд фуксина: Х=У=МН 2 , y=NH 2 , Z=H, CH 3 ;

в) ряд аурина (розоловая кислота): Х=У=ОН| У"=0, Z=H.

Из этих трех красители ряда фуксина были получены значительно раньше остальных. Первый представитель ряда фиолетового Дейбнера, малахитовый зеленый, был открыт О. Фишером только в 1877 г. Сам фуксин, учитывая способ его получения (совместное окисление анилина и толуидинов), представляет собой смесь соединений, глазными компонентами которой являются парарозанилип (Z=H) и розанилин (Z=CH 3). Специальным синтезом эти компоненты могут быть получены в чистом виде.

Во всех трифенилметановых красителях хромофором является паpa-хиноидное бензольное ядро, обведенное в формуле пунктиром. Красители первых двух рядов по способу применения являются основными, последнего ряда - протравными.

Дальнейшие исследования в ряду фуксина были направлены на изменение свойств красителей с целью расширения области их применения (получение новых оттенков, возможность окрашивания шерсти). Этого удалось добиться введением алкильных групп по атомам азота (фиолетовый Лаута, кристаллический фиолетовый) и сульфированием. Сульфирование фуксина проводили Гоффманн (1858), Жирар и Де Лер (1861) и Николсон (1862). Первым кислотным красителем этого ряда оказался анилиновый синий (трисульфокислота N, N", N"" - трифенилфуксина). В дальнейшем многие сульфопроизводные были получены и в других рядах, что привело к выпуску кислотных красителей зеленого, синего (в ряду фиолетового Дейбнера) и фиолетового (в ряду фуксина) цветов. При использовании в синтезе трнфенилметановых красителей N-этил-N-бензиланилина были получены ценные кислотные красители фиолетового, синего и зеленого цветов. Светостойкость трифинилметановых красителей может быть улучшена введением в молекулу остатков индола или пиразолона (1932). Известны также красители, содержащие, в отличие от фенильных, другие (например, нафтильные) ароматические остатки. В ряду аурина наибольший интерес представляют красители, содержащие остаток салициловой кислоты. К ним относятся хромоксаны, которые при обработке солями хрома на ткани образуют прочные окраски.

Хинолиновый синий и полиметиновые красители. Хинолиновый синий (цианин Вильямса, 1856) - первый представитель цианиновых красителей, принадлежащих к классу полиметиновых, содержащих этиленовые связи, В 80-х гг. были получены хилолиловый красный (Якобсен, 1882) и этиловый красный (Хоогенфорфф и Ван Доорс, 1883).

Все эти красители, несмотря на яркие окраски, не представляли интереса для кремния из-за низкой светостойкости и неустойчивости к кислотам. Интерес к ним возник значительно позже, когда Фогель обнаружил способность хинолинового синего повышать чувствительность (сенсибилизировать) фотоэмульсии с галогенидом серебра к красно-оранжевым лучам. Далее было установлено, что этиловый красный и панацианол из той же группы цианинов повышают чувствительность бромида серебра в зонах 520-570 нм и 570-660 нм соответственно. Исследования, вызванные опытами Фогеля, продолжали развиваться по мере того, как обнаружилось, что многие другие цианины способны сенсибилизировать фотоэмульсии. Благодаря исследованиям Кёиига, Фишера, Кауфмана, Милса, Хоумера, Брукера, Мана, Ван Дормеля, Ниса, японских авторов Фунзи, Тахакаши, а также работам в последние десятилетия советских химиков Бабичева, Левкоева, Кип-приянова, Свешникова и других химия цианинов получила блестящее развитие как в теоретическом аспекте, так и в практическом. В настоящее время существуют соединения, которые сенсибилизируют ко всем областям спектра, включая инфракрасную область, в результате чего стали возможными цветная фотография и фотография в инфракрасных лучах, что ранее казалось довольно сложной задачей.

В структуре цианинов содержится полиметиновая цепочка, имеющая на концах атомы азота, входящие в одинаковые или разные гетероциклы.


Здесь п=0 или четному числу, пунктиром обозначены гетероциклические кольца. Один из атомов азота несет положительный заряд и является электроноакцепторным. Таким образом, через систему сопряженных двойных связей осуществляется донорно-акцепторное взаимодействие с другим донорным атомом азота.

К полиметиновьш красителям принадлежат мероциа-нины, гемицианины и стириловые красители. С практической стороны интересны астрафлоксин ФФ - гемицианин на основе индола, астразоны, применяемые для крашения ацетатного щелка, и стириловые красители, используемые как дисперсные.

Некоторые цианины обладают антигельминтной активностью, а также бактерицидными и химиотерапевтичее-лк-ми свойствами. Определенные цианины нашли применение в лазерной технике.

Такова коротко история метинозых красителей, которая на этом не кончается, если задуматься о их важной роли в современной технике.

Анилиновый желтый и азокрасители.

Первый азокраситель n-аминоазобензол анилиновый желтый или n-фенилазоаншшн) впервые получен Мене в 1861 г. Но сама реакция диазотировання, благодаря которой стало возможным получение азокрасителей, была открыта в 1858 г. Грисом, которого мы вправе считать великим отцом этого самого обширного класса красителей. Число азокрасителей, зарегистрированных в Color Jndex, составляет свыше 2000, тогда как антрахиноновых не более 600, трифенилметановых 180 и около 120 индигоидных наряду с 350 красителями других классов. Такое весомое представительство обусловлено прежде всего большим разнообразием азокомпонентов - диазотируемых аминов азосоставляющих, прежде всего производных нафталина. Азокрасители с момента их появления всегда являлись технически важными, современными, конкурентоспособными и исключительно многообразными. Среди азокрасителей - кислотные, основные, прямые, протравные красители, красители, образующие окраски на волокне, дисперсные красители, пигменты и красители для растворителей. Хромофором в азокрасителях является азогруппа -N=N-. Многие азокрасители содержат несколько азогрупп (дисазокрасители, трисазокрасители, полиазокрасители). Азокрасители, пожалуй, больше, чем другие, носят порой фантастические названия, что связано часто с рекламными аспектами. Один мой друг и коллега, специалист по синтезу азокрасителей, который, как фокусник, развлекался их. изобретением, рассказывая мне правду и неправду об азокрасителях, часто спрашивал: «Скажи, а тебе не кажется, что эти названия - эриохром, супранол, хлорантин, сириус, хлорамин несут в себе нечто зачаровывающее и заставляют вспоминать о мифах и сказках с гномами и нимфами, которые нам рассказывали в детстве?» У него было достаточно оснований так говорить, поскольку он был хорошим химиком, знающим колористом, отчасти поэтом.

После анилинового желтого был открыт коричневый Бисмарка - первый дисазокраситель (1863), затем хризоидин (1875) анилин – м – фенилендиамин (условное словесное обозначение азокрасителей, в котором стрелка идет в направлении от диазотируемого амина к азосоставляющей), желтый для растворителей 2 и некоторые основные красители. В период 1870-1880 гг. начинается «бум» азокрасителей, на длинном пути развития которых были и неожиданности.

Основные (катионные) азокрасители, хотя и используются достаточно широко, не очень многочисленны; многие из них имеют умеренные показатели прочности. Наряду с ними некоторый интерес представляют азофенилсафранины. Для крашения полиакрилнитроила (ПАН) важную роль играют основные азокрасители типа, содержащие четвертичный атом азота. Наиболее распространенные названия этих красителей: базакрилы, астразоны и максилоны.


С 1875 г. начинают появляться кислотные азокрасители на основе фенолов и нафтолов с карбоксильными или суль-фогруппами.

Один из первых сульфосодержащих азокрасителей, оранжевый 2 (8), был получен в 1876 г., в то же время синтезирован первый водорастворимый дисазокраситель алый Бибриха. Не содержащие сульфогрупп азокрасители на основе фенолов, например суданы, используют как пигменты или как красители для растворителей.

Важнейшими полупродуктами для синтеза кислотных азокрасителей являются нафтиламины, нафтолы, сульфированные аминонафтолы, среди которых наибольшее значение имеют хромотроповая кислота и аш-кислота. На основе этих кислот получают большое количество технически важных дисазокрасителей. В качестве примера приведем строение сине-черного красителя на основе аш-кислоты.


С открытием тартразина азокрасители пополнились группой азо-пиразолоновых красителей, которые выпускались в разных странах под названиями супранолы, супрамины, поляры, розантрены и др.

С 1880 г. появились протравные азокрасители, которые являются комплексными солями (лаками) исходных кислотных красителей. Обычно в качестве протрав употребляют соли хрома, реже меда, алюминия, никеля, кобальта. Протравные красители довольно многочисленны, их технология постоянно развивалась, они и сегодня играют важную роль в крашении тканей.

Первые протравные азокрасители были получены в 1878 г. на основе салициловой кислоты. В 90-х годах появились протравные красители, содержащие оксигруппу в opтo-положении к азогруппе, среди которых наиболее интересны О, О"-диоксиазокрасители. Затем появились уже содержащие металл протравные красители (неоланы, палатины), что избавляло красильщиков от необходимости протравливать ткань. Крашение ими проводят как обычными кислотными красителями. Позднее, в 1919 г. фирмой «Циба» были выпущены металлкомплексные азокрасители 1:1, а в 1951 г. - металлкомплексы 1:2 (фирма «Гейги»), которые дают особенно ровные и прочные окраски. Строение этих красителей в общем виде показано формулами.

В 1884 г. Беттигер обнаружил, что натриевая соль конго красного непосредственно окрашивает хлопок из водно-солевого раствора. Такими же свойствами обладали и многие другие красители на основе бензидина. Так были открыты прямые красители (субстантивные) и начаты интенсивные исследования в этой области.

Дальнейшие работы привели к появлению красителей на основе И-кислоты (16, звездочкой на рисунке показано положение вступающей азогруппы), производных стильбена и др.


С 1870 по 1890 г. были получены нерастворимые в воде азокрасители (пигменты, азоидные красители типа анилин - (в-нафтол (Трипке, 1877). Последующее открытие пара красного стало началом более широкого применения азокрасителей, образующих окраски прямо на волокне (пропитка хлопка щелочным раствором нафтола с последующей обработкой раствором диазотированного амина). В дальнейшем группа проявляемых на волокне красителей пополнилась желтыми пигментами на основе ацетоацетарилидов, способных к сочетанию по метиленовой группе (Ar-NH- СО-СН 2 -СО-СН 3), а также арилидов 2-окси-З-нафтойной кислоты. Все эти азосоставляющие для образования красителей на волокне выпускаются под общим (неправильным) названием нафтолы.

Проявляемые на волокне азокрасители находят широкое применение для печати узорчатых расцветок. Для облегчения применения этих красителей химики разработали более удобные формы, в том числе стабильные диазотированные амины (диазоли, диазотаты, диазомины, диазосульфонаты), а также полные красочные составы, содержащие обе компоненты азосочетания, которые вступают в реакцию при соответствующей обработке на волокне (рапиды, рапидогены, рапидозолы).

В заключении этого раздела нельзя не отметить еще раз огромного технического значения азокрасителей и связанного с этим высокого уровня их технологии, которая прошла путь от деревянных чанов с ручным перемешиванием до непрерывных, современных технологических схем с автоматизированным управлением.


Областях спектра и применяемые для придания этой способности другим телам. Само слово «краситель» происхождением своим обязано А. Е. Порай-Кошицу.

Отличительная особенность красителя - способность пропитывать окрашиваемый материал (например текстиль, бумагу, мех, волосы, кожу, древесину, пищу - пищевые красители) и давать цвет по всему его объёму.

Виды красителей

Технологи, занимающиеся крашением, классифицируют красители по способу применения . Специалисты-химики, занимающиеся синтезом красителей и изучающие взаимосвязи между структурой и свойствами веществ, классифицируют красители по химической структуре .

по способу применения

В текстильной промышленности обычно используются красители восьми основных классов. Первые четыре класса красителей (прямые, сернистые, активные и кубовые) используются в основном для крашения целлюлозных волокон, например хлопковых и вискозных. Кислотные и активные используются для крашения шерсти и полиамида, дисперсные для окраски полиэфирных материалов, катионные -основные используют для окраски полиакрилонитрила. Другие классы красителей используются для окрашивания растворителей пластмасс,прозрачных лаков, например жирорастворимые красители используются для окраски бензина, масел и полистирола, также имеются спирто- и ацетонорастворимые красители используемые для окрашивания прозрачных лаков. Отдельно стоят пигменты, хотя они могут быть близки к красителям по структуре и методам получения, но они отличаются очень плохой растворимостью в окрашиваемой среде, поэтому они требуют измельчения до размера частиц неболее нескольких микрометров. Красящая сила пигментов зависит от их размера частиц и резко возрастает с уменьшением среднего размера частиц дисперсии. Пигменты могут быть органическими и неорганическими

по химической структуре

Красителей и пигменты имеют разнообразное строение. Однако свыше половины всех красителей можно классифицировать как азокрасители и антрахиноновые красители.

  • Акридиновые красители, производные акридина
  • Антрахиноновые красители, производные антрахинона
  • Арилметановые красители
    • Диарилметановые красители, основанные на дифенилметане
    • Триарилметановые красители, производные трифенилметана
  • Азокрасители , основанные на группе -N=N-
  • Цианиновые красители, производные фталоцианина
  • Диазонидные красители, производные солей диазония
  • Нитро красители, основанные на -NO 2 нитрогруппе
  • Нитрозо красители, основанные на -N=O нитрозной группе
  • Фталоцианиновые красители, производные фталоцианина
  • Хинон-иминовые красители, производные хинона
    • Азиновые красители
      • Юрходиновые красители
      • Сафраниновые красители, производные сафранина
    • Индамины
    • Индофеноловые красители, производные индофенола
    • Оксадиновые красители, производные оксазина
    • Оксазоновые красители, производные оксазона
    • Тиазиновые красители, поизводные тиазина
  • Тиазоловые красители, производные тиазола
  • Ксантеновые красители, производные ксантена
    • Флуореновые красители, производные флуорена
      • Пирониновые красители
    • Флуороновые красители, основанные на флуороне
      • Родаминовые красители, производные родамина

Источник

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Энциклопедия Кольера

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

КРАСИТЕЛИ ОРГАНИЧЕСКИЕ.

ПИГМЕНТ ЗЕЛЕНЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ГОСТ 4579-79

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Дата введения 01.01.81

Настоящий стандарт распространяется на органический краситель пигмент зеленый, однородный порошок зеленого цвета, предназначенный для производства искусственной кожи и пленочных материалов на основе поливинилхлорида (марка А), для лакокрасочной промышленности и производства карандашей (марка Б).

1. ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТНОГО ОБРАЗЦА

1.1. Стандартный образец для каждой марки пигмента утверждают в установленном порядке сроком на 5 лет. Красящую способность (концентрацию) стандартного образца принимают за 100 %. 1.2. Устойчивость окраски пигмента к свету, свету и погоде в баллах приведена в табл. 1.

Таблица 1

Массовое соотношение пигмента и цинковых белил в масляном покрытии

Массовое соотношение пигмента и двуокиси титана в ПВХ пленке

Степень устойчивости окраски пигмента, баллы

к свету и погоде

(Измененная редакция, Изм. № 2). 1.3. Устойчивость пигмента к воздействию реагентов, связующих и пластификаторов, в баллах, составляет: Дистиллированная вода......................................................................... 4 Раствор с массовой долей соляной кислоты 5% ................................. 4 Раствор с массовой долей гидроокиси натрия 5% .............................. 4 Раствор с массовой долей хлористого натрия 5 % .............................. 4-5 Этиловый спирт...................................................................................... 3 Ацетон...................................................................................................... 3 Бензол....................................................................................................... 4-5 Толуол...................................................................................................... 4-5 Бутилацетат............................................................................................. 3-4 Уайт-спирит (нефрас С4-155/200) ........................................................ 5 Нсфрас С2-80/120 или СЗ-80/120 .......................................................... 5 Этилацстат............................................................................................... 3 Дибутилфталат........................................................................................ 5 Касторовое масло.................................................................................... 5 Льняное масло......................................................................................... 5 Натуральная олифа................................................................................. 5 (Измененная редакция, Изм. № 1). 1.4. Миграционная устойчивость пигмента в баллах должна быть следующей: в масляном покрытии - 5; в алкидном связующем - 4. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2) 1.5. Устойчивость окраски пигмента марки А в поливинилхлоридной пленке к воздействию температуры 170 ° С в течение 30 мин и 180 ° С в течение 10 мин составляет 3-4 балла. 1.6. Устойчивость окраски пигмента марки Б в карандашных стержнях к воздействию температуры 120 ° С в течение 5 ч - не ниже 4 баллов; в лакокрасочных связующих к воздействию температуры 140 ° С в течение 1 ч - не ниже 4 баллов. 1.5, 1.6. (Измененная редакция, Изм. № 2). 1.7. Маслоемкость пигмента марки Б должна быть не более 60 г связующего на 100 г пигмента.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Пигмент должен быть изготовлен в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту и образцу, утвержденным в установленном порядке. 2.2. По физико-химическим показателям пигмент должен соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 2 .

Таблица 2

Наименование показателя

Норма для марок

ОКП 24 6341 7033

ОКП 24 6341 7034

1. (Исключен, Изм. № 2).
2. Относительная красящая способность (концентрация), %
3. Оттенок и чистота окраски
4. Массовая доля остатка после мокрого просеивания на сите с сеткой № 0056 К (ГОСТ 6613), %, не более
5. Массовая доля растворимых в воде веществ, %, не более
6. Массовая доля воды и летучих веществ, %, не более
7. Реакция водной суспензии (рН), не более
8. Миграционная устойчивость, баллы: в поливинилхлоридной пленке
9. Диспергируемость в поливинилхлоридной пленке

Соответствует стандартному образцу

(Измененная редакция, № 1, 2).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Пигмент зеленый - порошкообразное горючее вещество, температура воспламенения 200 ° С, температура самовоспламенения 445 ° С, нижний концентрационный предел распространения пламени 125 г/м 3 . Средство пожаротушения - тонкораспыленная вода. 3.2. Пигмент зеленый - вещество умеренно опасное, 3-й класс опасности по ГОСТ 12.1.007 , действует на нервную систему, печень, почки, обладает умеренно раздражающим действием на кожу и слизистые оболочки глаз. Имеет слабо выраженные кумулятивные свойства. Технологический процесс должен быть механизирован, а оборудование - герметизировано. Помещение, где проводится работа с красителями, должно быть оборудовано общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией. В местах возможного пылевыделения должны быть оборудованы местные отсосы. 3.3. При отборе проб, испытании и применении продукта следует использовать индивидуальные средства защиты в соответствии с ГОСТ 12.4.011 и ГОСТ 12.4.103 . 3.2, 3.3. (Измененная редакция, Изм. № 2).

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4.1. Правила приемки - по ГОСТ 6732.1. 4.2. Устойчивость пигмента к свету, свету и погоде, к воздействию реагентов, связующих и пластификаторов, миграционную устойчивость определяют при утверждении стандартного образца и по требованию потребителя, а диспергируемость в поливинилхлориде - при утверждении стандартного образца. 4.3. Массовую долю остатка после мокрого просеивания определяют в каждой 5-й партии для марки А и в каждой 20-й для марки Б. 4.4. Массовую долю водорастворимых веществ определяют для марки А в каждой 5-й партии, для марки Б - в каждой 20-й партии. 4.2-4.4. (Измененная редакция, Изм. № 2).

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

5.1. Метод отбора проб - по ГОСТ 6732.2. Масса средней пробы должна быть не менее 100 г. (Измененная редакция, Изм. № 3). 5.2. (Исключен, Изм. № 2). 5.3. Относительную красящую способность (концентрацию), оттенок и чистоту окраски в масляном покрытии определяют по ГОСТ 11279.1 (разд. 1). 5.4. Массовую долю остатка после мокрого просеивания определяют по ГОСТ 21119.4 (разд. 1). 5.3, 5.4. (Измененная редакция, Изм. № 1). 5.5. Массовую долю растворимых в воде веществ определяют методом горячей экстракции или кондуктометрическим методом по ГОСТ 21119.2. При разногласиях в оценке растворимых в воде веществ испытание проводят кондуктометрическим методом. Для построения градуировочного графика применяют натрий хлористый по ГОСТ 4233, предварительно высушенный при 100-105 ° С до постоянной массы. (Измененная редакция, Изм. № 1, 3). 5.6. Массовую долю воды и летучих веществ определяют по ГОСТ 21119.1 (разд. 2 или 3). Допускается применение инфракрасной лампы с нижним расположением. (Измененная редакция, Изм. № 1). 5.7. Реакцию водной вытяжки (рН) определяют по ГОСТ 21119.3. (Измененная редакция, Изм. № 2). 5.8. Устойчивость пигмента к свету, свету и погоде определяют по ГОСТ 11279.2. 5.9. Устойчивость пигмента к воздействию реагентов, связующих и пластификаторов определяют по ГОСТ 11279.3 и ГОСТ 11279.4. 5.10. Миграционную устойчивость пигмента определяют по ГОСТ 11279.5. 5.11. Устойчивость пигмента к воздействию температуры переработки в различных материалах определяют по ГОСТ 11279.7. (Измененная редакция, Изм. № 1). 5.12-5.12.2. (Исключены, Изм. № 1). 5.13. Маслоемкость пигмента определяют по ГОСТ 21119.8 с помощью шпателя. 5.14. Диспергируемость пигмента марки А в поливинилхлориде определяют по ГОСТ 11279.6, разд. 2. (Введен дополнительно, Изм. № 2).

6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

6.1. Упаковка - по ГОСТ 6732.3. Пигмент упаковывают в фанерные барабаны типа I, вместимостью 93 дм 3 по ГОСТ 9338 или картонные навивные барабаны по ГОСТ 17065 массой нетто не более 30 кг или в прорезиненные мешки массой брутто не более 30 кг или по согласованию с потребителем в мягкие контейнеры разового использования типов МКР-1, ОС и МКР-1, ОМ. При упаковывании пигмента в фанерные барабаны или в прорезиненные мешки в качестве вкладышей применяют трех-четырехслойные бумажные мешки марки НМ по ГОСТ 2226, а при упаковывании пигмента в картонные навивные барабаны в качестве вкладышей применяют пленочные мешки-вкладыши. При транспортировании пигмента в грузовых контейнерах пигмент упаковывают в бумажные мешки марки ПМ по ГОСТ 2226. 6.2. Маркировка - по ГОСТ 6732.4 с нанесением манипуляционного знака «Беречь от влаги» по ГОСТ 14192- Классификационный шифр для подкласса 9.1 - 9153 по ГОСТ 19433. (Измененная редакция, Изм. № 3). 6.3. Транспортирование - по ГОСТ 6732.5. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3). 6.4. Пигмент хранят в упаковке изготовителя в закрытых складских помещениях.

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.1. Изготовитель гарантирует соответствие пигмента требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий хранения и транспортирования. 7.2. Гарантийный срок хранения пигмента - 1 год со дня изготовления. (Измененная редакция, Изм. № 1).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВВЕДЕН Министерством химической промышленности СССР РАЗРАБОТЧИКИ М.А. Чекалин, канд. хим. наук. З.И. Сергеева , канд. хим. наук. А.А. Ковтюк (руководители темы), А.Н. Стрункина, В.Е. Шанина 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 16.05.79 № 1734 Изменение № 3 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 8 от 12.10.95) За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика Азгосстандарт
Республика Армения Армгос стандарт
Республика Белоруссия Госстандарт Белоруссии
Республика Казахстан Госстандарт Республики Казахстан
Киргизская Республика Киргизстандарт
Республика Молдова Молдовастандарт
Российская Федерация Госстандарт России
Республика Таджикистан Таджиюгосстандарт
Туркменистан Главная государственная инспекция Туркменистана
Республика Узбекистан Узгосстандарт
Украина Госстандарт Украины
3. ВЗАМЕН ГОСТ 4579-71 4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Номер пункта

Номер пункта

ГОСТ 12.1.007-76 ГОСТ 11279.3-83
ГОСТ 12.4.011-89 ГОСТ 11279.4-83
ГОСТ 12.4.103-83 ГОСТ 11279.5-83
ГОСТ 2226-88 ГОСТ 11279.6-83
ГОСТ 4233-77 ГОСТ 11279.7-83
ГОСТ 6613-86 ГОСТ 14192-96
ГОСТ 6732.1-89 ГОСТ 17065-94
ГОСТ 6732.2-89 ГОСТ 19433-88
ГОСТ 6732.3-89 ГОСТ 21119.1-75
ГОСТ 6732.4-89 ГОСТ 21119.2-75
ГОСТ 6732.5-89 ГОСТ 21119.3-91
ГОСТ 9338-80 ГОСТ 21119.4-75
ГОСТ 11279.1-83 ГОСТ 21119.8-75
ГОСТ 11279.2-83
5. Ограничение срока действия снято по протоколу № 5-94 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94) 6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (июнь 1998 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в июне 1985 г., декабре 1989 г., марте 1996 г. (ИУС 9-85, 3-90, 6-96)

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх