Пигменты в лакокрасочной промышленности


Цвет пищевого продукта имеет для потребителя огромное значение: это не только показатель свежести и качества продукта, но и необходимая характеристика его узнаваемости. За цвет продукта ответственны присутствующие в нём красители. Они могут содержаться в нём естественным образом (свёкла, морковь, яичный желток и т.д.) или могут быть добавлены в процессе переработки.

Восстанавливают природную окраску, утраченную в процессе обработки и хранения; повышают интенсивность природной окраски; окрашивают бесцветные продукты, например безалкогольные напитки, придавая им привлекательный вид и цветовое разнообразие. Красители делят на органические и неорганические; на жиро-, водорастворимые и пигменты (нерастворимые ни в воде, ни в жире). Красителями не считаются окрашенные пищевые продукты (томатный и другие соки, шпинат, молотые сухие свёкла, морковь и т.п.).

Красители подразделяют на натуральные и синтетические.

Натуральные красители выделяют физическими способами из растительных и животных источников. Иногда их подвергают химической модификации для улучшения технологических и потребительских свойств. Ряд красителей получают не только их выделением из природного сырья, но и синтетически. Например, р-каротин, выделенный из моркови, по своему химическому строению соответствует р-каротину, полученному микробиологическим или химическим путём. При этом натуральный р-каротин существенно дороже и поэтому редко используется в пищевой промышленности как краситель.

Сырьём для натуральных пищевых красителей могут быть ягоды, цветы, листья, корнеплоды и т.п., в том числе в виде отходов переработки растительного сырья на консервных и винодельческих заводах. Содержание красящих веществ в растительном сырье зависит от климатических условий произрастания и времени сбора, но в любом случае оно относительно невелико (обычно несколько процентов или доли процента).

Количество других химических соединений - сахаристых, пектиновых, белковых веществ, органических кислот, минеральных солей и т.д. – может превышать содержание красящих в несколько раз.

Синтетические пищевые красители – это органические соединения, не встречающиеся в природе, то есть искусственные. С химической точки зрения их можно разделить на азокрасители, триарилметановые, ксантановые, хинолиновые, индигоидные. Все они применяются обычно в форме натриевых солей. Прекрасная растворимость в воде позволяет вносить их в продукт в виде водных растворов или растворов в жидких компонентах продукта. Если необходим нерастворимый краситель, например для окрашивания драже, используют пигменты или алюминиевые лаки, которые получают взаимодействием натриевых солей соответствующих красителей с гидроксидом алюминия.

Синтетические пищевые красители обычно дешевле натуральных, менее чувствительны к условиям технологической переработки и хранения, дают более яркие и легче воспроизводимые цвета. Области применения: производство кондитерских изделий, напитков, молочных продуктов, консервов, мясных и рыбных продуктов, продуктов быстрого приготовления, чипсов, соусов.

Красители, разрешённые к применению при производстве пищевых продуктов в РФ .

Натуральные: Е100 куркумин, E101(i) рибофлавин, E101(ii) натриевая соль, Е120 кармины, Е140 хлорофилл, E141(i) хлорофилла комплекс медный, E141(ii) медного комплекса хлорофиллина натриевая и калиевая соли, Е150а сахарный колер I простой, E150b сахарный колер II, полученный по "щелочно-сульфитной" технологии, Е150с сахарный колер III, полученный по "аммиачной" технологии, E150d сахарный колер IV, полученный по "аммиачно-сульфитной" технологии, Е152 уголь, Е153 растительный уголь, Е160а каротины, Е160Ь экстракты аннато, Е160с масло-смолы паприки, E160d ликопин, Е160е бета-апокаротиновый альдегид, E160f метиловый или этиловый эфиры, Е161а флавоксантин, E161b лютеин, Е161с криптоксантин, Е161 d рубиксантин, Е161 е виолоксантин, Е1 б 1 f родоксантин, E161g кантаксантин, Е162 красный свекольный, Е163 антоцианы, красный рисовый, Е182 орсейл, орсин. Синтетические: Е102 тартразин, Е104 желтый хинолиновый, Е107 жёлтый 2G, Е110 желтый "солнечный закат", Е122 азорубин, кармуазин, Е124 понсо 4R, пунцовый 4 R, Е128 красный 2G, Е129 красный очаровательный AC, Е131 синий патентованный V, Е132 индигокармин, Е133 синий блестящий FCF, Е142 зеленый S, Е143 зелёный прочный FCF, Е151 черный блестящий BN, Е155 коричневый НТ, красный для карамели № 1, красный для карамели № 2, красный для карамели № 3, ультрамарин. Пигменты: , Е171 диоксид титана, Е174 серебро, Е175 золото. Красители, не имеющие разрешения к применению при производстве пищевых продуктов в РФ. Е127 эритрозин, Е154 коричневый FK, Е173 алюминий, картамус, кроцин, кроцетин, зеаксантин, санталин, цитранаксантин.

Красители, запрещённые к применению при производстве пищевых продуктов в РФ. Е123 амарант, Е121 цитрусовый красный 2.

Источник информации: 1. "Энциклопедия. Пищевые добавки." Л.А. Сарафанова

Пигменты для красок - это разбавленные особыми веществами тонко перемолотые порошки, добавляемые в лакокрасочные составы. Разноцветная краска (колер) производится за счет перемешивания разных пигментов.


Цвета пигментов

Для образования разных цветов могут использоваться следующие пигменты:

  • белый - мел, известь или белила;
  • желтый - крон, охра;
  • синий - ультрамарин, лазурь;
  • красный - , мумие, киноварь;
  • зеленый - хромовая или свинцовая зелень.

Виды пигментов

Пигментирующие вещества делятся на натуральные и искусственные. Натуральные также подразделяются на органические и неорганические. Природных веществ относительно немного, однако в строительстве они применяются активно, поскольку их использование обходится дешевле, чем производство искусственных компонентов.

Натуральные пигменты

Минеральные красители

Пигменты на натуральной основе извлекаются из металлов и окислов. К числу источников для получения красителей относятся такие неорганические элементы с соответствующими цветами:

  • окислы железа (желтый, коричневый, красный);
  • марганец (желтый, фиолетовый, коричневый);
  • хром (зеленый);
  • кобальт (синий);
  • медные окислы (изумрудный, красный, ярко-зеленый);
  • сурьма (желтый);
  • охра (бледно-желтый, золотистый, темно-желтый, при прокаливании - красный);
  • марс (светло-коричневый, темно-коричневый);
  • умбра (красновато-коричневый, зеленовато-коричневый);
  • ван-дик (коричневый);
  • ультрамарин (синий).


Характеризуются высокой прочностью, устойчивостью к свету, хорошей смешиваемостью и сочетаемостью со связующими.

Характеристики некоторых неорганических красителей:



Органические красители

Органика извлекается из насекомых и растений. Такие красители, в отличие от минеральных, растворимы в воде, маслах и спирте. Для органики характерна меньшая прочность в сравнении с минеральными красителями. Поскольку эти пигменты не создают красочного слоя, а проникают в структуру поверхности, они чаще всего применяются при окраске тканей.

Распространенным представителем органики является краплак, извлекаемый из корней марены или крапа. Еще одно вещество растительного происхождения - индиго, получаемое из вайды. Современная промышленность также производит синтетическое индиго. Из морских моллюсков получают пигмент светло-коричневого цвета. Методом прокаливания из органического сырья можно получить черные красящие вещества.

Искусственные пигменты

Синтетические красящие вещества отличаются максимальной устойчивостью к влажности, атмосферным осадкам, свету и газам. Они характеризуются яркостью оттенков. Благодаря таким качествам искусственные пигменты давно заняли лидирующее место среди всех красителей.

Красители синтетического происхождения делятся на неорганические или минеральные. Неорганические пигменты производят путем сложных химических реакций. Синтетические неорганические пигменты характеризуются постоянством химической структуры, ярким и чистым цветом.

Стоимость изготовления таких компонентов стоит довольно дорого по сравнению с натуральными красящими веществами. Применяются неорганическая синтетика в строительной отрасли для создания неводных лакокрасочных составов.

Минеральные синтетические красители создаются в результате сочетания 2-3 составляющих. По методу производства такие пигменты подразделяют на осажденные из растворов металлов и солей или изготовленные прокаливанием.

Ультрамарин

Относится к классу синтетических неорганических красителей. Имеет в своем составе алюмосиликат натрия и серу. Ультрамарин часто применяется в строительной отрасли в малярных красках, водных и неводных лакокрасочных составах. Такими красками окрашиваются бетон, металл, дерево, а также оштукатуренные поверхности. В чистом виде ультрамарин применяется крайне редко, а если это случается, то цель обычно состоит в нейтрализации желтой окраски извести или мела.


Ультрамарин может применяться как лессировочный краситель. Пигмент отличается устойчивостью к воздействию света и щелочей. Однако добавление красящего вещества в растворы извести нежелательно, так как вещество в этом случае теряет цвет. Ультрамарин подходит для взаимодействия со всеми разновидностями связующих при осуществлении внутренних и наружных отделочных работ.

Киноварь

Краситель характеризуется ярко-красным окрасом, но бывает и темных тонов. Киноварь может применяться для производства всех видов красок, используемых для покраски бетонных, кирпичных, оштукатуренных и деревянных поверхностей. Допустимо использование, как для внутренних, так и для наружных отделочных работ.

Пигменты и свойства красок

Важным элементом лакокрасочного материала считается связующее вещество. Его функция - соединение частиц красителя и закрепление их на поверхности. Связующие вещества оказывают влияние и на цвет, поскольку все они отличаются коэффициентами преломления лучей света.

Очень важным показателем для масляной краски является маслоемкость красителей. Маслоемкость - это показатель количества масла, которое понадобится для изготовления краски на определенный объем пигмента. Показатель маслоемкости зависит от суммарной площади поверхности частиц, а кроме того, от физико-химических характеристик масла, применяемого в роли связующего.

Следующий существенный показатель, на который влияют пигменты - скорость высыхания краски. Часть красителей, к примеру, кобальт и свинцовые белила, делают процесс сушки более интенсивным. Некоторые же пигменты (газовая сажа, краплак и др.), наоборот, замедляют высыхание.

Пигмент должен соответствовать определенному эталону цветового фона, который определяется структурой его частиц, их возможностями по преломлению, отражению и поглощению лучей света.

Еще одно требование к красителю - необходимая степень дисперсности. Под этим качеством понимается степень измельченности, которой добиваются механическим дроблением, отстаиванием, осаждением в смеси растворов (мокрый метод) или за счет нагревания в особых печах (сухой метод). Чем ниже дисперсность, тем прозрачнее лакокрасочный материал, как и наоборот.

Дисперсность красителя в некоторых красках определяет их оттенок. К примеру, тонко измельченные цинковые белила дают синий оттенок, а сиена увеличивает насыщенность тона. В масляных составах повышенная дисперсность приводит к снижению показателя пластичности.

Дисперсность влияет и на другой показатель пигмента - укрывистость. Эта характеристика показывает количество красителя, необходимое на квадратный метр окрашиваемой поверхности. При этом подразумевается, что под слоем краски не будет видна находящаяся ниже поверхность или грунт. Показатель укрывистости зависит от внутренней структуры кристаллов, которым свойственны разные коэффициенты преломления лучей света.

Красители с невысокой дисперсностью находятся в основе корпусных и кроющих лакокрасочных составов, а пигменты с высокой дисперсностью имеются в составах лессировочных (более прозрачных) красок.

Интенсивность, как характеристика пигмента, это его способность менять тональность слоя краски при взаимодействии с другими пигментами. Наибольшая интенсивность свойственна красителям органического типа с высокой степенью дисперсности.

Органические красители

Основные понятия

Красителями называются органические соединения, обладающие способностью интенсивно поглощать и преобразовывать энергию электромагнитных излучений (световую энергию) в видимой и ближних ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра и сохраняющие эту способность при нанесении на различные тела. Поглощая часть световых лучей определенной длины волны в видимой области спектра, эти соединения становятся цветными. От характера преобразования поглощенной энергии зависит специфика практического использования красителей.

Красители, преобразующие поглощенную световую энергию в тепловую и передающие ее в окружающую среду в виде тепла, используются именно как красители (в узком смысле этого слова).

Красители, преобразующие поглощенную световую энергию в энергию химического процесса превращения веществ (например, галогенидов серебра в фотоэмульсии), используются в производстве кинофотоматериалов в качестве оптических сенсибилизаторов — веществ, повышающих чувствительность фотопленки к световым лучам определенной части спектра.

Красители, преобразующие частично поглощенную световую энергию в тепловую, а частично излучающие ее в виде световых лучей иной (большей) длины волны, используются в качестве люминофоров и флуоресцентных (оптических) отбеливателей.

Термин «краситель» был введен А.Е. Порай-Кошицем в 1908 г. взамен ранее применявшихся терминов «краска» и «пигмент», которым в настоящее время придается иное, более ограниченное значение.

История красителей

Красители растительного и животного происхождения

Применение веществ, способных придавать тот или иной цвет различным предметам (тканям, одежде, посуде и пр.), было известно в самые отдаленные эпохи. Для этого использовались цветные глины, оксиды металлов, а также органические вещества, которые добывали из растений (деревья, травы, лишайники) и животных (насекомые, моллюски). Природные красители использовались несколько тысячелетий, но не более десятка из них сохранили свое значение до настоящего времени, т. к. большая часть этих красителей давала неяркие цвета, прочность окрасок была невысокой, а процесс крашения — длительным и сложным.

Наиболее прочный и яркий из природных красителей — Индиго. Само слово «индиго» происходит от «индикус», что значит индийский. В Индии и Египте краситель был известен более 4000 лет назад, о чем свидетельствуют образцы тканей, найденных археологами в египетских пирамидах и при разных раскопках.

В VIII в. Индиго был завезен в Европу арабскими купцами. Этот синий краситель добывали из стеблей и листьев растений рода индигофера (Indigofera tinctoria L.), произрастающих в странах жаркого и влажного климата (Индия, Индонезия и др.). Для получения 3 кг красителя необходимо было переработать 100 кг листьев растений.

В Англии этот же краситель, но менее интенсивного цвета и худшего качества, добывали из местного растения вайды.

Наиболее распространенным и значимым красителем красного цвета был Ализарин (другое название — Марену), который добывали из корней растения марена (корни растения Rubia tinctoria, известные под названием alizari). Этот краситель использовался для крашения обмундирования во французской и английской армиях.

В XIX в. Луи Филипп одел свою пехоту в рейтузы, окрашенные Ализарином, но наиболее знамениты были английские красные плащи. Сам Ализарин имеет желтый цвет и образует красную окраску только после протравы ткани солями алюминия. Обычно для этого применялись алюминиевые квасцы. С солями других металлов Ализарин образует иные цвета, например, с солями железа — фиолетовый, с солями хрома — коричневый.

Другие красители красного цвета были животного происхождения. Алый краситель Кармин (другое название — Кошениль) добывали из высушенных тел самок червеца карминоносного (Coccus cacti) — насекомого, живущего на одном из видов мексиканского кактуса (для получения 1 кг красителя необходимо было высушить 150 тысяч насекомых). Другой краситель красного цвета Кермес извлекали из высушенных самок червеца кермессового (Coccus ilicis) — насекомого, поражающего кермесовый дуб.

Главным желтым красителем древности был Шафран, извлекаемый из цветов растения шафрана (Crocus sativus). Чтобы получить 1 кг красителя, надо было переработать свыше 40 тысяч цветков. В средние века наиболее известным желтым красителем был Резеда — краситель, получаемый из семян, стеблей и листьев растения резеда (Reseda luteola L.). Использовались и другие природные красители желтого цвета: Кверцитрон — краситель, содержащийся в экстракте коры североамериканского дуба (Guercus tinctoria nigra), Сафлор — краситель, извлекаемый из высушенных лепестков сафлора красильного (Carthamus tinctorius). В желтый цвет ткани окрашивали также экстрактом незрелых плодов крушины.

Для получения черного цвета использовали экстракт древесины кампешевого дерева (Haematoxylon campechiancum L.). Природный краситель — Кампешевый черный был известен еще в XV в., однако приобрел свою настоящую ценность лишь в 1812 г., когда французский химик Шеврель открыл его свойство образовывать с солями металлов окрашенные лаки.

Некоторые красители были дороже золота, например, Тирийский (античный) пурпур. Его добывали из особой улитки-багрянки, обитающей в Средиземном море. Сама улитка не окрашена в пурпурный цвет. Обычно ее измельчали с водой и полученным соком пропитывали ткань, которую развешивали на воздухе. При окислении кислородом воздуха сок багрянки и окрашивался в пурпурный цвет. Из 10 тысяч улиток удавалось получить только 1 г красителя. Название Тирийского пурпура происходит от древнего средиземноморского города Тира, в котором начиналось и развивалось производство этого красителя. Окрашенные пурпурные изделия ценились очень дорого еще в Древнем Риме.

Многие из естественных красителей растительного и животного происхождения добывались в значительных количествах, удовлетворявших потребности общества. Фактически до конца XIX в. преимущественно использовались красители, добытые из природных источников.

Первые синтетические красители

Бурное развитие текстильной промышленности в XVIII в. и переход к машинному производству текстильных изделий резко повысили спрос на дешевые красители. Становилась неотложной задача замены дорогих природных красителей дешевыми и доступными синтетическими красителями.

В XIX в. на мировом рынке было единственное синтетическое красящее вещество (пикриновая кислота), открытое Вульфом в 1771 г., и его производство составляло лишь 1 % от мирового производства красителей.

Первый синтетический краситель был получен в 1855 г. польским ученым Я. Натансоном. Работая в г. Юрьев (ныне г. Тарту), он, нагревая анилин с дихлорэтаном в запаянной трубке, получил соединение красного цвета, способное окрашивать шерсть и шелк в более красивый красный цвет, чем Кармин. В 1858 г. французский химик Верген получил то же вещество окислением технического анилина (содержащего примесь толуидинов) и назвал его Фуксином, т. к. краситель напоминал окраской цветок фуксии.

В 1856 г., полугодом позже Натансона, английский химик В. Перкин, окисляя технический анилин хромовой смесью, получил красновато-фиолетовое вещество, интенсивно окрашивающее шелк. Позднее краситель получил название Мовеина за сходство с окраской цветка мальвы. Шелк цвета мальвы пользовался большим спросом, и в короткий срок было организовано промышленное производство красителя. Так возникла новая отрасль химического производства — анилино-красочная промышленность, названная так потому, что все первые синтетические красители были получены либо из анилина, либо из его технических смесей с аналогичными продуктами.

Первые синтетические красители были получены случайно. Лишь после создания А.М. Бутлеровым в 1861 г. теории строения органических соединений — теоретического фундамента органической химии — стал возможным целенаправленный синтез красителей. Синтез Ализарина был первым направленным синтезом промышленно важного красителя. Краситель синтезировали немецкие химики Гребе и Либерманн после того, как в 1868 г. они исследовали структуру Ализарина, извлеченного из корней марены, и определили, что он является 1,2-дигидроксиантрахинином.

Истории о цветах и оттенках

Аделаида - красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета?).

Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.

Адского пламени - лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.

Алебастровый - бледно-желтый с матовым оттенком.

Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил.

Альмандиновый - темно-вишневый.

Акажу - цвет "красного дерева", от франц. аcajou.

Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.

Амиантовый - цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего - о цвете неба.

Бакановый (баканный) - от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.

Багор - густо-красный с синеватым оттенком.

Бедра испуганной нимфы - оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский "ляжкой испуганной Машки".

Берилловый - по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.

Берлинская лазурь - художественный термин. До ее изобретения в 1704 году мир не знал ярких синих цветов. Все выглядело тускло, бледно - в общем, совсем не лазорево. С изобретением этой краски эстеты позволили себе синие стены и мебель. Другие названия этого соединения: «железная лазурь», «прусский синий», «парижская лазурь», «прусская лазурь», «гамбургская синь», «турнбулева синь», «нейблау», «милори».

Бисквитный - нежный серовато-зеленый.

Бискр - цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.

Бисмарк-фуриозо - коричневый с красный отливом.

Бисной - седой, серебристый.

Бистровый - цвет бистра, густой коричневый, бурый.

Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc - белый) - кремовый оттенок белого. У Даля - тельный, т.е. телесный цвет.

Блокитный - сине-голубой. По-украински «блакитный» именно голубой.

Блондовый - то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).

Бордоского вина - красно-фиолетовый.

«Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.

Брауншвейгская зелень - сложный сине-зеленый оттенок, бирюзово-зеленый.

Бристольский голубой - ярко-голубой.

Брусничный - когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).

Брусьяный, брусвяный - красный, багряный, цвета брусники.

Буланый - серо-бежевый.

Бурнастый - то же, что бурый.

Бусый - темный голубо-серый или серо-голубой.

Вайдовый - синий. Вайда использовалась вместо индиго.

Веселая вдова - оттенок розового.

Вердепешевый - желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).

Вердигри - зелено-серый, от франц. vert-de-gris.

Вермильон - ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermillion.

Викторианский красный - английская классика. Популярным этот цвет стал не при королеве Виктории, а намного раньше, при

Елизавете, которая обожала темную помаду и румяна, контрастировавшие с бледным цветом ее лица. С тех пор темно-красный оттенок - любимый у англичан, часто в сочетании с темно-зеленым. Его традиционно выбирают для гостиных. А если хочется и красного викторианского, и зеленого георгианского, то клеят красно-зеленые обои в полоску.

Винный - желтовато-красный.

Влюбленной жабы - зеленовато-серый.

Вощаный - цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.

Гавана - серый с оттенком коричневого или наоборот.

Гаити - или розовый, или ярко-синий.

Гвоздичный - серый.

Гелиотроповый - цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.

Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.

Голова негра - с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.

Голубиной шейки - оттенок серого.

Гороховый - серый или грязно-желтый.

Гортензия - нежно-розовый.

Гридеперливый - жемчужный оттенок серого.

Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как "розового".

Гуммигут - ярко-желтая краска. Делалась на основе сока растения камбоджа гута с острова Цейлон. Этот цвет любил, в частности, английский художник Рейнольдс. В других странах гуммигут принято называть «драконовой кровью».

Гусиного помета (мердуа) - желто-зеленый с коричневым отливом.

Двуличневый - с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.

Дети Эдуарда - оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)

Джало санто - желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.

Дикий, дикенький - светло-серый.

Драконьей зелени - очень темный зелёный.

Драконьей крови - см. Гуммигут.

Дроковый - желтый, цвет краски из цветка дрока.

Дымный - устаревшая форма слова «дымчатый»

Жандарм - оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.

Жаркий - оранжевый, насыщенно-оранжевый.

Железный - примерно то же, что нынешнее «стальной».

Жженная сиена - красивая красно-коричневая краска, без которой не может обойтись ни один художник, пишущий маслом. До прокаливания она имеет желтый оттенок и называется «сиенская земля», поскольку в чистом виде добывается близ итальянского города Сиена. Вообще, у художников есть целая палитра разных «земель»: зеленая, умбрская, кассельская, кельнская. Под этими поэтическими названиями скрываются, как правило, вполне рядовые коричневатые оттенки.

Жженого кофе - сложный оттенок коричневого.

Жженого хлеба - сложный оттенок коричневого.

Жиразол - молочный с радужным отливом, жиразол - старое название благородного опала.

Жирафовый - желто-коричневый.

Жонкилевый - цвет нарцисса.

Зекрый - темный / светло-синий, сизый.

Индиго - натуральный краситель, дающий синий цвет. Мощное его использование относится к эпохе наполеоновских войн, когда Франции требовалось море синей краски для военных мундиров. В принципе во Франции на тот момент существовал другой синий краситель - вайда, но он надежд не оправдал. Сейчас синюю краску получают искусственно, но название осталось.

Инкарнатный - цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.

Испуганной мыши - нежно-серый цвет.

Иудина дерева - ярко-розовый (У Иудина дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).

Какао-шуа - цвет горячего шоколада.

Камелопардовый - желтовато-коричневый.

Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").

Кармазинный, кармезинный - насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.

Карминный, карминовый - оттенок ярко-красного.

Кармелитовый, капуциновый - чистый оттенок коричневого.

Касторовый - темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.

Кастрюльный - красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.

Киноварь - художественный термин. Это ярко-красный цвет, а сама краска была известна с давних времен под римским названием «минимум». Найти ее можно было практически в любой точке земного шара, стоила она дешево, но под воздействием света чернела раз и навсегда. Вернее так: если картина, написанная киноварью, стояла в помещении, то ночью почерневшая краска опять возвращала свой красный оттенок. А если выставлялась на солнцепек, то все, прости-прощай. Многое зависело от грунта, который использовал художник. Рубенс писал на клеевом, поэтому у него сочные красные краски. Другим повезло меньше. Киноварь до сих пор производится в разных странах, особенно в Китае - стране, замеченной в особом пристрастии к красному цвету.

Кипенный, кипенно-белый - белоснежный, цвет кипеня, белой пены, образующейся при кипении воды.

Мурамный, муаровый - травянисто-зеленый.

Накаратовый, накаратный - оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. nacarat.

Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) - темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, ичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» коричневый. вет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.

Нефритовый - насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.

Облакотный - цвета облака.

Оброщеный - багряный.

Орлецовый - красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.

Пукетовый - (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский".

Пунцовый - ярко, густо или темно-алый (червчатый).

Пюсовый - бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи (от французского puce - "блоха"). Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и врут, наверное, про цвет "блохи в родильной горячке").

Ранжевый - то же, что оранжевый.

Резвая пастушка - оттенок розового.

Рвота императрицы - оттенок коричневого.

Редрый - бурый, рыжий, красноватый.

Розовый пепел - нежно-серый цвет, отливающий в розовый.

Савоярский - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.

Семги - оттенок розового.

Селадон - так звали волокиту из французского любовного романа XVII века, щеголявшего в костюме с лентами серовато-голубовато-зеленого цвета. Сейчас этот оттенок ассоциируется не с любовными похождениями, а с классическим китайским фарфором, покрытым глазурью «цинцы», который был известен с 1000 года. Селадоновая керамика повлияла не только на все прикладное искусство Востока, но и на саму чайную традицию: в те времена цвет чая должен был сочетаться с цветом посуды, следовательно, успех имели «голубоватые» сорта. Отголоски этой традиции остались во многих языках. Многие азиаты на вопрос, какой чай они пьют, скажут «голубой» вместо «зеленый». Нашим декораторам работать с селадоном трудно: чуть ошибся, и вот уже получился не селадон, а цвет стены в советской поликлинике. Зато на правильном селадоновом фоне отлично смотрятся гобелены, светлая мебель и фарфоровая посуда с розовым рисунком.

Сомо - розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".

Сомон - французское название лосося. Лососевый цвет был популярен в конце XIX века и страшно популярен в 50-е годы XX века. Впрочем, в то время с ним успешно соревновался ядреный пинк (англ. pink - розовый), введенный в моду Эльзой Скьяпарелли, вечной соперницей Шанель. XX век вообще оказался поклонником розового. Хотя в интерьере с сомоном работать очень трудно. Дэвид Хикс называл этот цвет в ряду пяти самых дисгармоничных оттенков.

Старой розы - грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.

Стризовый - ярко-красный.

Сюрприз дофина, он же "цвет детской неожиданности". По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария-Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".

Танго - оранжевый с коричневым оттенком.

Таусинный - синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю - темносиний, согласно Новому словарю русского языка - темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.

Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.

Турнбулева синь - то же, что и Берлинская лазурь, но полученная другим способом. Название происходит от шотландской фирмы "Артур и Турнбуль".

Турмалиновый - темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.

Умбра - художественный термин. Это старая коричневая краска, известная со времен древних римлян. Добывали ее в итальянской провинции Умбрия. Краска активно используется во всех видах живописи, в жженном виде у нее красно-коричневый оттенок.

Фернамбук - изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.

Фисташковый - грязновато-зеленый.

Французская зелень - см. Ярь-медянка.

Французский серый - ведет свое происхождение от картин в серых тонах (гризайлей) и панорамных обоев Жана Зубера (начало XIX века), прорисованных серой краской. Французы питают к серому особую любовь: часто выбирают этот цвет для стен, строят дома из серого камня. Максимилиан Волошин в свое время совершенно справедливо назвал Париж «серой розой». Но чем отличается французский серый от просто серого, ни один из производителей красок сказать не может.

Фрез, фрезовый - цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка - розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.

Фуксии - насыщенный розовый.

Цинковый - цвета цинка, синевато-белый.

Червчатый - смесь багряного с синим, ярко-малиновый.

Чермной - искрасна-рыжий.

Чесучовый - цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.

Шампань - прозрачно-желтый, цвета шампанского.

Шамуб - светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.

Шанжан - цвет с переливающимися оттенками

Шарлах - ярко-красный, от названия краски.

Шартрез - жёлто-зелёный.

Шмальтовый - голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).

Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.

Элегантное семейство светло-бежевых и беловатых оттенков со сплошь французскими именами.

Шампань (цвет шампанского), крем (сливочный цвет), экрю (цвет небеленого льна) - именно этими оттенками пользуются профессионалы, если им нужно оформить помещения, где мало солнца, или ввести большое количество светлых поверхностей. Просто белила - это не выход. У производителей красок давно разработаны тончайшие градации оттенков: белый для потолка, белый для стен, белый теплый, белый холодной. Потолок кремового цвета - правильное решение, особенно если вы сделали яркие стены.

Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.

Электрон - ярко-голубой с прозеленью.

Юбагрый (убагрый) - багровый, светло-багряный; светло-синий.

Юфтевый - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.

Ярь-медянка - у художников носит более куртуазное название «французская зелень» (vert-de-gris). Если вы хотите узнать, на что она похожа, посмотрите на старые медные крыши. Нереальный зелено-голубой цвет получается путем окисления меди, поэтому краска страшно ядовита и даже вроде бы повинна в смерти Наполеона Бонапарта. Известно, что в его спальне были обои с рисунком, выполненным такой краской, содержащей большую долю мышьяка. Во Франции ярь-медянку получали из виноградных выжимок, на свету она сильно чернела, и многие полотна XVI-XVII веков почернели именно по этой причине. Сейчас такого цвета можно достичь без всякого мышьяка. Есть даже любители, которые специально выкрашивают новенькие крыши этой краской - чтобы было похоже на старые медные!

Стадиальное сходство искусства круга «Скорпиона», «Весов» и «Грифа» с английским декадентским эстетизмом подчеркивается еще одной любопытной общей чертой – исключительной последовательностью в выборе желтого цвета как цветовой декларации эстетических предпочтений. Особое пристрастие к оттенкам желто-оранжевой палитры непосредственно связано с саморепрезентацией декаданса и декадентского эстетизма (а десятилетие спустя – и первых авангардных течений).
В качестве цветовой декларации нового движения желтый цвет впервые был использован во Франции: в оформлении французского журнала «Декадент», издаваемого Анатолем Байу с 1886 по 1889 год, и романа Ж.-К. Гюисманса «Наоборот» (1884). Роман Гюисманса, ставший, по выражению Оскара Уайльда, «кораном декаданса», в богемных и художественных кругах часто именовался «желтой книгой». Именно роман «Наоборот» подразумевался под «отравляющей» желтой книгой, которую в романе «Портрет Дориана Грея» лорд Генри дает прочитать Дориану. Скандальность этих изданий намеренно подчеркивалась продуманными ассоциациями с желтыми обложками французских бульварных романов. В Англии существовал устойчивый термин «yellow-back» – желтая обложка, – подразумевающий дешевые французские книжки фривольного содержания, которые «за Ла-Маншем» возбуждали одновременно подозрение и любопытство.
Неудивительно, что символом английского декадентского эстетизма стал журнал «The Yellow Book» («Желтая книга»), оформленный в «скандальном» цвете. Дизайн журнала, издававшегося Джоном Лэйном с 1894 по 1897 год, был придуман Бердслеем, а его ярко-желтая обложка с черным силуэтом стала эмблемой десятилетия, получившего в Англии устойчивое название «желтые девяностые». «Ничего подобного “Желтой книге” никогда не появлялось прежде. Это была новизна в ее превосходной степени: новизна обнаженная и бесстыдная. Люди были и озадачены, и шокированы, и восхищены, а желтый стал цветом эпохи, символом духа времени. Он стал ассоциироваться со всем странным и эксцентричным в искусстве и в жизни, со всем, что было вызывающе современным» , – писал Холбрук Джексон, именно с этого легендарного журнала начиная свой обзор «искусства и идей» в Англии конца XIX века.
Выбор желтого цвета в качестве цветовой эмблемы новой эстетики был, конечно, не случаен. В культурном обиходе XIX века желтый оставался наиболее одиозным цветом, со времен Средневековья сохранявшим и провоцировавшим преимущественно отрицательные ассоциации. Цвет измены, греховности, скандала – такова неизменная эмоциональная окраска желтого, на протяжении веков «откладывающаяся» в культурной памяти.
«Относительно желтого цвета существовало устойчивое предубеждение», – замечает Р.М. Кирсанова. Тем не менее в первой трети XIX века в моду вошли бесчисленные оттенки желтого; пристрастие к различным оттенкам желто-оранжевой гаммы отличало и эпоху Регентства в Англии. Интерес к этому времени, характерный для английского искусства конца XIX века, привел, в числе прочего, и к возобновлению моды на палитру желтого. «Когда мы говорим “желтый”, мы подразумеваем все возможные оттенки: шафранный, оранжевый, соломенный, темно-желтый, “блондиновый”, желто-сапфировый, лимонный, и так далее», – писал об излюбленной гамме десятилетия Ричард Ле Гальен, английский поэт-декадент и эссеист, посвятивший эссе «Бум желтого» повальной моде на желтый цвет в английской культуре конца века.
В этом отношении цвет журнала Бердслея и Лейна апеллировал одновременно и к новой декадентской моде на эпоху Регентства, воспитавшую склонность к утонченным оттенкам желтого, и к скандальной репутации яркой французской «желтой обложки». «Цвет “Желтой книги” был самым точным отражением “желтых девяностых”, десятилетия, когда викторианство отступало перед вкусами времен Регентства и французскими влияниями; желтый был в равной мере “декором” знаменитого довикторианского дендизма и цветом порочных французских романов».
За пределами Англии именно Уайльда чаще всего считали законодателем моды на желтое. Критик Зинаида Венгерова в очерке, посвященном Уайльду, писала: «Его костюм, введенная им мода на желтый цвет, на подсолнечники, на все парадоксальное в манерах, суждениях и в жизни, служили постоянным предметом насмешек со стороны здравомыслящего большинства, враждебного всякому новаторству».
Текст: Екатерина Вязова

На прошлой лекции рассматривали вопросы отражения, распространения и поглощения света веществами с макроскопической точки зрения. Цветность и фотореакции, в которых могут участвовать вещества, происходят в результате поглощения света молекулами.

При прохождении света сквозь вещество его интенсивность уменьшается. Поглощение света носит избирательный характер: свет разных длин волн поглощается по-разному. Поэтому большинство окружающих нас тел имеет «собственный» цвет. Из потока белого света тело поглощает лучи только определенных длин волн, остальные – отражаются, пропускаются или рассеиваются и могут восприниматься глазом. Наблюдаемая окраска тела – дополнительная к суммарной цветности лучей, поглощенных телом.

Полное изменение интенсивности света после его прохождения сквозь слой толщиной l :

где I 0 и I – интенсивности светового пучка при входе в слой и выходе из него, – коэффициент поглощения. Это соотношение называют законом Бугера-Ламберта. При распространении света в веществе его интенсивность падает по экспоненте.

Поглощение света растворами описывается законом Бугера-Ламберта-Бера:

,

где А – коэффициент пропорциональности, c – концентрация.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в области культуры и искусства 2003 г. и проекте нового федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «дизайн» квалификации (степень) «Бакалавр» в Базовой части ООП (основной образовательной программы) вопрос«Органические и неорганические красители и пигменты» вместе с теорией света и цвета входит в число основных.

Органические красители являются такими окрашивающими веществами, которые однородно распределяются по окрашиваемой среде. Частицы пигментов являются конгломератами его молекул и распределяются по окрашиваемому пигменту неоднородно в том смысл5, что частицы пигмента состоят из различного количества частиц. С тех пор, как красители и пигменты стали использоваться для окрашивания различных веществ, органические соединения (те, в молекулах которых присутствуют атомы углерода) принято называть красителями, а неорганические – пигментами.

Есть разные способы классификации красителей. 1 – отражает исторический путь развития, второй разделяет красители в соответствии с присутствием в их молекулах тех или иных функциональных групп. а третий – по способам их использования. Последнее полезно для художников и колористов.

Классификация по методам применения: краситель и волокно могут взаимодействовать друг с другом с привлечением ионных сил (притяжение положительных и отрицательных зарядов, водородной связи (атом водорода, находящийся в химическом сродстве с атомом кислорода или азота, обладает сродством к соседним атомам кислорода или азота, сил Ван-дер Вальса (слабое вторичное взаимодействие, оьусловленное полярностью заряда в красителе и волокне) или активных ковадентных связей.

Красители: кислотные, например, сульфоаксидная группа –SO 3 –,

основные, как правило с аминогруппой R–NH 2 . Они сами прикрепляются к кислотным группам шерсти, кожи, шелка и акрилов, образуя солеподобную устойчивую связь. Они не могут окрашивать чистый хлопок, но окрашивают хлопковую целлюлозу, предварительно обработанную танином. Они обычно очень интенсивные (красные или оранжевые), но малоустойчивы к воздействию света.

Протравные красители образуются из соединений, не имеющих химического сродства с окрашиваемым волокном. Сначала на материал наносится протрава – соли, соли железа, меди, соединения алюминия, маг7ия, кальция, бария и кислоты. Примером служит ализарин. Комплекс красителя с протравой часто называют красочным лаком. Цвет красителя зависит от способа травления. Выбор протравы- от сорта окрашиваемого материала.

Очень многие природные красители, используемые столетиями, применялись с протравой – марена, кошениль, красная смола, желтое дерево, персидские ягоды, кверцитрон – протравные красители.

Прямые красители – окрашивают волокно в горячем водном растворе вещества. Ими красят хлопковую целлюлозу. Шерсть и шелк – тоже, но нужны электролиты. Большинство прямых красителей получены синтетически, но есть и естественного происхождения, куркума и сафлор. За исключением куркумы, они светоустойчивы. Обычно они присоединяются посредством водородных связей, они не устойчивы к влаге.

Историческая классификация. Самый важный момент в 1856 г., когда Уильям Генри Перкин решил открыть новое средство для борьбы с малярией. До этого главным антималярийным препаратом считался хинин, который добывали из коры дерева. Но так как процесс его получения был очень трудоемким, получаемое средство оказывалось очень дорогим. Но вместо хинина он получал густую черную массу, похожую на деготь. Он решил провести опыты с этим дегтем и был очень удивлен, когда увидел, что после ряда опытов с бихроматом калия черное вещество превратилось в лиловое. Это был первый искусственный краситель – маувин, розовато-лилового цвета. торжествующий ученик, держащий в руках колбу с ярко-лиловой жидкостью! «Ну и что с этим делать?» – спросил его проф. Гофман. «Не знаю, – пожал плечами Перкин, – я не знаю и как покажусь домой. Я случайно капнул этим веществом на свою белую сорочку, и там теперь огромное лиловое пятно, которое не отстирывается». Дома ему, конечно, влетело от матери, а практичный отец, повертев сорочку, задумчиво сказал: «Все, сынок, на этом твоя учеба в колледже закончилась. Ты получил то, что способно принести деньги! Скажи только, этот краситель очень дорогой, если перевести на деньги?». Оказалось, что недорогой. А потому отец и старший брат купили участок земли в Гринфорд Грине недалеко от Лондона, на котором и построили первый не только в Англии, но и во всем мире завод по получению мовеина (так был назван краситель лилового цвета). Искусственные красители были намного дешевле натуральных, но вначале сильно уступали по качеству. В настоящее время многие синтетические красители значительно превосходят натуральные.

До этого времени красители были животного – тирский пурпур, кермес, кошениль, неочищенный шеллак и сепия. Тирский пурпур – дорогой, только короли и использование кем-то, кроме членов королевской семьи, считалось преступлением. Для получения 1 гр. красителя требовалось 9000 живых моллюсков Murex. К 13 веку н.э – первые случаи использования.

Кермес – красный краситель, известен 4000 лет, самый древний, из насекомых, живущих на дубе кермес. 150 насекомых = 1 гр. красителя. Не дает насыщенных цветов,

Был вытеснен кошенилью в средние века. Кошениль использовалась в Мексике и Центральной Америке с давних времен. До нашей эры – роспись пирамид Теотиуакана. Эти два красителя чувствительны к воздействию света, особенно на материале и в акварели.Сепия сине-черные чернила из каракатиц.

Растительного происхождения – 2000 назад – индиго. растение, качество и цвет различаются.

Марена- корня растения марены – турецкий красный – с протравой.красные мундиры английской армии.

Красное дерево при травле хромом – красно-коричневый, при травле глиноземом – ал. два, о – синий и красный. Красное дерево и бразильское дерево популярны в 1000- 1400 гг. Кверцитрон – США, черный дуб. Дает желтый, оранжевый, желто-зеленый цвет. Вельд – самый древний желтый краситель, более устойчив к цвету, чем кверцитрон.

Катеху – коричневый, куркума – желтый и синевато-красный.

В 1859 Вергин получил фуксин, Жирар и Де Лэр в 1860 – синий розанилин.. В 1878 г. – пунцовый краситель, вытеснивший кошениль.

Тысячи красителей Международный справочник COLOUR INDEX в Англии обществом красильщиков с 1924г., дополняется и переиздается.

Областях спектра и применяемые для придания этой способности другим телам. Само слово «краситель» происхождением своим обязано А. Е. Порай-Кошицу.

Отличительная особенность красителя - способность пропитывать окрашиваемый материал (например текстиль, бумагу, мех, волосы, кожу, древесину, пищу - пищевые красители) и давать цвет по всему его объёму.

Виды красителей

Технологи, занимающиеся крашением, классифицируют красители по способу применения . Специалисты-химики, занимающиеся синтезом красителей и изучающие взаимосвязи между структурой и свойствами веществ, классифицируют красители по химической структуре .

по способу применения

В текстильной промышленности обычно используются красители восьми основных классов. Первые четыре класса красителей (прямые, сернистые, активные и кубовые) используются в основном для крашения целлюлозных волокон, например хлопковых и вискозных. Кислотные и активные используются для крашения шерсти и полиамида, дисперсные для окраски полиэфирных материалов, катионные -основные используют для окраски полиакрилонитрила. Другие классы красителей используются для окрашивания растворителей пластмасс,прозрачных лаков, например жирорастворимые красители используются для окраски бензина, масел и полистирола, также имеются спирто- и ацетонорастворимые красители используемые для окрашивания прозрачных лаков. Отдельно стоят пигменты, хотя они могут быть близки к красителям по структуре и методам получения, но они отличаются очень плохой растворимостью в окрашиваемой среде, поэтому они требуют измельчения до размера частиц неболее нескольких микрометров. Красящая сила пигментов зависит от их размера частиц и резко возрастает с уменьшением среднего размера частиц дисперсии. Пигменты могут быть органическими и неорганическими

по химической структуре

Красителей и пигменты имеют разнообразное строение. Однако свыше половины всех красителей можно классифицировать как азокрасители и антрахиноновые красители.

  • Акридиновые красители, производные акридина
  • Антрахиноновые красители, производные антрахинона
  • Арилметановые красители
    • Диарилметановые красители, основанные на дифенилметане
    • Триарилметановые красители, производные трифенилметана
  • Азокрасители , основанные на группе -N=N-
  • Цианиновые красители, производные фталоцианина
  • Диазонидные красители, производные солей диазония
  • Нитро красители, основанные на -NO 2 нитрогруппе
  • Нитрозо красители, основанные на -N=O нитрозной группе
  • Фталоцианиновые красители, производные фталоцианина
  • Хинон-иминовые красители, производные хинона
    • Азиновые красители
      • Юрходиновые красители
      • Сафраниновые красители, производные сафранина
    • Индамины
    • Индофеноловые красители, производные индофенола
    • Оксадиновые красители, производные оксазина
    • Оксазоновые красители, производные оксазона
    • Тиазиновые красители, поизводные тиазина
  • Тиазоловые красители, производные тиазола
  • Ксантеновые красители, производные ксантена
    • Флуореновые красители, производные флуорена
      • Пирониновые красители
    • Флуороновые красители, основанные на флуороне
      • Родаминовые красители, производные родамина

Источник

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Энциклопедия Кольера

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх